?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Борьба вокруг керченского завода "Залив"
bmpd
Татарстанский деловой ресурс "БИЗНЕС Online" опубликовал интересный материал Тимура Латыпова «Рената Мистахова зачислили в «пираты», посвященный перипетиям борьбы вокруг судостроительного завода "Залив" в Керчи, контроль за которым сейчас пытается получить ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького".


222

Судостроительный завод "Залив", Керчь. Справа - корпус построенного на предприятии по заказу норвежской компании Ulstein Hull AS судна технического обслуживания и ремонта оффшорных конструкций Polar Onyx проекта SX 121 (с) АО "Судостроительный завод "Залив"



Завод им. Горького заподозрили в захвате судостроительного предприятия в Керчи, создавшего флагман ВМФ Украины — корабль «Гетман Сагайдачный»


Сегодня на зеленодольском заводе им. Горького газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали скандальную информацию, распространенную в начале недели крымскими СМИ: народная самооборона полуострова вместе с представителями завода из РТ заблокировала керченский судостроительный завод «Залив», не пускает на территорию руководство, взламывает кабинеты, изымает документы. В Зеленодольске эту информацию воспринимают с удивлением и заявляют только об одном интересе — законно приобрести «Залив» и разместить на нем уже имеющиеся заказы. Эксперты «БИЗНЕС Online» предупреждают, что любые действия в отношении керченского предприятия могут грозить зеленодольскому предприятию международными санкциями.


«РАБОТАЙТЕ КАК РАНЬШЕ, ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ У ВАС НОВОЕ РУКОВОДСТВО»

Информация о силовом захвате ОАО «Керченский судостроительный завод «Залив» появилась утром 25 августа, сообщает РИА «Новый Регион — Крым». Предприятие заблокировали представители народной самообороны и ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»). Но позже выяснилось, что завод работает в обычном режиме, а рабочим сказали: «Работайте как раньше, только теперь у вас новое руководство». По данным полиции Керчи, руководство завода о каких-либо противоправных действиях не заявляло.

В тот же день министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник, согласно РИА «Новости», заявил о необходимости кардинальных решений для стабильной работы предприятия, которое находится в неудовлетворительном состоянии: загрузка — 5%, 600 человек из коллектива работают неполный рабочий день, то есть налицо неэффективное управление. При этом, поскольку предприятие принадлежит украинскому олигарху Константину Жеваго (будучи, кстати, перерегистрированным в России), оно не может рассчитывать на господдержку со стороны правительства РФ. Скрынник указал и на корпоративный конфликт: часть акционеров вместе с трудовым коллективом настаивает на развитии, а часть эти процессы тормозит. В итоге первые при помощи народной самообороны отстранили вторых от руководства. Последние же, как сообщает «Интерфакс-Украина», заявили о рейдерском захвате предприятия, осуществленном 24 августа ООО «Судостроительный завод «Залив», зарегистрированным несколькими днями ранее в Москве. А возглавляет его представитель зеленодольского завода Андрей Жердев. 25 августа на собрании коллектива он, по заявлению ОАО, объявил о том, что ООО «Судостроительный завод «Залив» взяло в долгосрочную аренду все производственные мощности «Залива». По словам прежнего руководства, рейдеры взламывали кабинеты, конфисковали учредительные документы и печати.

Пресс-служба же ООО, по данным «Событий Крыма», заявила: «Лица, причастные к тому, что одна из крупнейших судостроительных компаний Европы поставлена на грань катастрофы, отстранены от руководства компанией. Сейчас мы прежде всего говорим об украинском олигархе Константине Жеваго, который украл акции завода, чтобы превратить его в так называемую «помойку» для легализации незаконных доходов, и о бывшем директоре по маркетингу Валерии Белозерове. Все схемы воровства известны, в ближайшее время Жеваго и его подручными займутся правоохранительные органы».


У ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА ЕСТЬ ДЛЯ «ЗАЛИВА» И ГРАЖДАНСКИЕ, И ВОЕННЫЕ ЗАКАЗЫ

Отметим, что «Залив» и завод им. Горького упоминаются вместе не впервые. Так, 30 апреля в Симферополе прошло совещание, посвященное обеспечению загрузки промышленных предприятий Крыма, в том числе судостроительных. Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что завод им. Горького уже назвал ряд кораблей и судов, которые будет строить в Крыму. А ранее агентство «Крыминформ» сообщало, что завод им. Горького планирует наладить сотрудничество с «Заливом» по достройке военных кораблей, а также воссоздать там свою сдаточную базу, действовавшую до 1994 года.

В Зеленодольске силовые методы решения вопроса отрицают, но своего вполне коммерческого интереса к «Заливу» не скрывают. «Захват?! У нас интерес только один — законно приобрести этот завод и разместить заказы, которые на сегодня уже законтрактованы», — рассказал вчера «БИЗНЕС Online» генеральный директор завода им. Горького Ренат Мистахов. По его словам, переговоры о приобретении «Залива» велись в Москве с представителями Жеваго, который и по сей день остается собственником предприятия: «Мы тогда обозначили, что есть огромное желание. Они: «Хорошо, будем думать и вышлем вам коммерческое предложение». С тех пор прошло примерно полтора месяца — ждем, когда они там, в Крыму, между собой разберутся, они что-то никак поделить не могут». По словам Мистахова, российские власти в решении вопроса не задействованы.

Отметим, что 19 августа Скрынник на заседании совмина Крыма сообщил, что проблему с загрузкой «Залива» можно решить только путем дорогостоящей модернизации, и поэтому идут переговоры с российскими инвесторами, которые готовы это предприятие приобрести. Ранее сообщалось, что «Заливом» интересуются ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и «Роснефть» и что правительство РФ хочет сделать «Залив» ядром судостроительного кластера Крыма.

И этот интерес понятен. Когда-то «Залив» был одним из самых серьезных предприятий судостроительной отрасли Украины, специализирующимся на коммерческом судостроении, строительстве судов для нефтегазового сектора, изготовлении офшорных конструкций и продукции судового машиностроения. В 1980 - 1996 годах завод строил серию танкеров дедвейтом 65 тыс. тонн. Была построена серия стационарных нефтяных платформ для Вьетнама. Завод известен как строитель флагмана ВМФ Украины — большого противолодочного корабля «Гетман Сагайдачный» (заложен в 1990 году как «Киров»). Завод ежегодно строил до 3 - 4 корпусов сухогрузов и контейнеровозов и ремонтировал до 35 судов различного класса. Но как вчера рассказал «БИЗНЕС Online» один из сотрудников предприятия, «на заводе уже год нет работы, многие из работников отправлены в отпуска» (что касается силового захвата, то он отметил, что «своими глазами ничего такого не видел»).

«У нас есть для этой верфи и гражданские, и военные заказы большего водоизмещения, чем строятся сегодня в Зеленодольске, — рассказал «БИЗНЕС Online» Мистахов. — Это проекты и «Совкомфлота» (один из крупнейших мировых операторов танкерного флота — прим. авт.) и «Новатэка» (второй по объемам добычи производитель природного газа в России — прим. авт.), и минобороны — ведь наш завод с перспективой смотрит на все флоты: мы прорабатываем проекты в Астрахани, на Балтике, в Санкт-Петербурге. В конце концов, завод осваивает новый спектр услуг — жизненный цикл обслуживания кораблей».


«НЕ СБРАСЫВАЕМ СО СЧЕТОВ И АВИАНОСЦЫ...»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов порассуждать на тему обоснованности желания татарстанских структур приобрести «Залив».


Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финнам Менеджмент»:

— Такое желание может оказаться рискованным для компании и несет угрозы для нее. И дело даже не в том, что присоединение Крыма к России не признается большинством стран. Если актив не будет приобретен официально, а с нарушениями прав нынешних акционеров, то против компании могут быть введены санкции со стороны США, Европы и ряда других стран. Вряд ли это нужно зеленодольской компании. Если керченский судостроитель будет приобретаться официально, то риск введения санкций остается, хотя и снизится немного.

Возможно, крымский завод интересен зеленодольскому производителю по нескольким причинам. Во-первых, он расположен на море, что облегчает строительство и поставку судов заказчикам в первую очередь зарубежным. Во-вторых, производимая им продукция или то, что «Залив» может производить, способна дополнить продуктовую линейку Зеленодольска. В-третьих, не исключено, что предприятие в Керчи обладает уникальными техническими разработками, интеллектуальной собственностью, которая интересна заводу имени Горького. В-четвертых, если мощности «Залива» не загружены, то татарстанская компания может перенести туда часть производства, а на освободившихся мощностях у себя разместить новые заказы. Пока причины интереса завода имени Горького к этому активу не называются. Учитывая, что возможных причин выше было названо несколько, стоит дождаться, во-первых, официального объявления о приобретении керченской компании, если таковое состоится. Во-вторых, каких-то объяснений и/или первых шагов Зеленодольска в отношении «Залива», что позволит хотя бы приблизительно понять, как именно будет задействован керченский завод в производственной программе завода имени Горького.

Ранее федеральные чиновники заявляли о том, что крымские предприятия представляют интерес для российского судостроения, однако никакой конкретики не было. Собственно, как и в случае с «Заливом», в первую очередь нужно решить вопрос с принадлежностью этих компаний, договориться тем или иным образом с их нынешними акционерами, провести всесторонний анализ этих заводов и лишь затем принимать решения о том, как и где их можно использовать. Однако не стоит забывать, что некоторые санкции уже введены против крымских корабелов, и они могут быть ужесточены, что уменьшит возможности их использования.


Прохор Тебин — независимый военно-морской эксперт (Москва):

— В 2000 - 2013 годах завод построил более полусотни судов, преимущественно судов снабжения офшорных платформ, а также контейнеровозов, танкеров и сухогрузов с дедвейтом от 2 тысяч до 35 тысяч тонн. Но завод обладает достаточным потенциалом для крупнотоннажного строительства, неплохими компетенциями в сфере строительства офшорной техники для иностранных заказчиков (в первую очередь Голландии и Норвегии) и, что немаловажно, судоремонта. Не стоит забывать и то, что в советское время верфь активно занималась военным кораблестроением. На заводе же построены уникальный лихтеровоз с ядерной энергетической установкой «Севморпуть» (эксплуатируется в настоящее время ФГУП «Атомфлот») и танкеры типа «Крым» дедвейтом в 150 тысяч тонн.

Сейчас завод простаивает, но для отечественного судостроения является весьма интересным активом. Особый интерес представляет наличие сухого дока 360×60×13,2 метра с двумя кранами грузоподъемностью по 320 тонн и двух горизонтальных стапелей по 400 метров. Корпусообрабатывающий цех имеет производственную мощность 60 тысяч тонн стали в год. Для сравнения: этот показатель равен аналогичному у ключевой военной верфи России — «Севмаша». Завод может стать одним из центров крупнотоннажного строительства.

Судя по имеющейся информации, оборудование на заводе достаточно современно, производительность труда отвечает требованиям рынка. С другой стороны, в последние годы завод в основном работал на строительство сравнительно небольших судов и для начала крупнотоннажного строительства придется перенацелить производство, восстановить утерянные компетенции и, в частности, установить более мощные краны.

Разумно ли переносить туда строительство с Зеленодольского завода — вопрос сложный. В принципе, учитывая довольно высокую загрузку зеленодольцев и востребованность их продукции ВМФ и береговой охраной, в том числе Черноморским флотом, завод имени Горького мог бы начать строительство на «Заливе» небольших серий проверенных массовых проектов. Но сколько времени нужно для того, чтобы развернуть строительство, неизвестно. Определенный резон это имеет и для поддержки завода в ближайшей перспективе. Больший интерес представляет расширение продуктовой линейки «Ак Барса», выход на рынок офшорного и крупнотоннажного строительства, увеличение доли гражданской продукции. Не стоит забывать и о политически и социально значимой задаче — об укреплении связей Татарстана и крымских татар.

В целом крымские верфи интересны российским ВМФ и береговой охране как с точки зрения строительства кораблей самых различных типов, так и с точки зрения участия в процессе судоремонта. Это поможет сократить издержки в долгосрочной перспективе, укрепит тыл флота и экономику региона. Говорить о возможности строительства на «Заливе» авианосцев и других крупных надводных кораблей считаю преждевременным, но и эту возможность нельзя сбрасывать со счетов.


Михаил Барабанов — научный редактор журнала «Экспорт вооружений»:

— Керческий завод «Залив» — это, разумеется, потенциально очень ценный актив, поскольку, обладая сухим строительным доком длиной 360 метров и шириной 60 метров, это один из трех судостроительных заводов бывшего СССР (в Николаеве, Херсоне и Керчи), позволяющий строить суда длиной 300 метров и более. Плюс у них две стапельные нитки по 400 метров длиной, и технологии крупноблочного строительства. Именно в Керчи были построены самые крупнотоннажные советские суда — пять [поправка - шесть] танкеров типа «Крым» (по 150 тысяч тонн дедвейтом и длиной 295 метров). Естественно, что такой док потенциально позволяет строить почти все что угодно, включая морские нефтегазоплатформы и тому подобное. Есть у Керчи и военные мощности, на которых в советские времена строились СКР проекта 1135 и ПСКР проекта 11351 (последним стал «Сагайдачный»).

Поэтому для зеленодольцев это приобретение потенциально может радикально расширить их судостроительные возможности во всех спектрах судостроения — гражданском, оффшорном и военном. Другое дело — реальная сохранность всего этого (особенно в кадровом отношении) и необходимость вложений в восстановление и доведение до современного уровня.

В любом случае, переход завода «Залив» под контроль зеленодольцев и «Ак Барса» можно всецело приветствовать, поскольку зеленодольский завод — реально успешно действующее частное судостроительное предприятие, и лучше, если «Залив» достанется им, а не паразитарному монстру ОСК, который даже со своими нынешними активами нормально работать не может. Если «Залив» отдают Зеленодольску, то это, возможно, свидетельствует о том, что высшие российские власти окончательно разочаровались в ОСК, которая, вероятно, худшая из всех российских госкорпораций.


Тимур Латыпов


  • 1
Джинса для "Ак Барса"?

Ну где Вы там видите джинсу? Объективный обзор, Латыпов вообще высокопрофессиональный журналист

Вы правы. Неверно сформулировал - не та коннотация. Может лучше так: Речь идет об информационном обеспечении процесса передела собственности (в ходе спора хозяйствующих субъектов)и приведения ситуации к новым реалиям, когда Крым стал нашим.

Да нет там никакого "информационного обеспечения". Латыпов ни за, ни против, просто освещает разборку. Что там "обеспечивающего"?

а какие конкретно претензии к ОСК?

Присоединяюсь к вопросу.

Возможно там можно будет разместить часть военного заказа, например на фрегаты проекта 11356/7.

Уже идет работа в этом направлении. Завод участвовал на форуме "Армия-2015" и на седьмом Международном военно-морском салоне. Скоро в гости приедет Рогозин. Но впрочем все можно узнать на оф. сайте завода - http://zalivkerch.com/

А ничего удивительно, можно вспомнить как и сам зеленодольский завод ак-барсу достался. Там мелочи конешно, но, к примеру, кто руководил в то время ак-барсом и кто Татарстаном и т.д. и т.п.? Так что все по плану идет, все по плану.

Тем не менее Ак Барс строит корабли и заказчики довольны, что еще надо?

Ак-Барс ничего не строит как и ОСК, они деньги делят! Строят заводы! или это не очевидно?

Ну вот Ак Барс доказал, что он может заставить завод работать, на высоком уровне, как для военного, так и для коммерческого заказчика (куча танкеров и наливняков разных размеров и сухогрузы, плюс А145). При этом, завод переоснащают, народ туда довольно активно идет ибо денег платят норм, с жильем вопросы активно решают и в целом температура по Зеленодольскому заводу намного выше, чем по больнице.

ОСК - не лучший вариант, ибо они размажут этот завод по огроменному комплексу. Да и эффективность ОСКшного хозяйства ниже.

Олигарх Живаго - пост сдал. Тем более он сейчас КРАЗ вроде толкать собрался, ФАРО тоже разваливаться начал. В общем ему не до залива. Да и он вроде из Юлевых кошельков.

Если ОСК убыточная компания, то почему ее не ликвидируют и не создадут на её базе что то новое?

ОСК планово убыточная компания, её не для прибыли создавали, а чтобы наладить производство и восстановить связи.

Пожалуй, это тот случай, когда я "за" подобное "рейдерство"... Лучше Зеленодолу отдать завод, чем ОСКшникам... Хоть выхлоп будет.

Прям как в старые добрые нулевые... или на Украине:


Лесом нужно посылать керчанам этих клоунов... Спецы они типа там в татарстанах, при этом гендиректор железнодорожник)).

спецы-не спецы, но организовали одно из самых успешных производств в судостроении страны. Завод в Татарстане развивается, получает прибыль и делает востребованные, коммерчески оправданные проекты.
А керчане что со своим делать будут? На металлолом все попилят, а землю в аренду?

Вы наверное не в курсе... но завод в Татарстане развивается в большей степени за счет гособоронзаказа. А вот "Залив", несмотря на то, что его на протяжении всех лет "Незалежности" - планово уничтожали киевские или донецкие ушлепки, выжил! Правда растерял при этом уйму высококлассных спецов. Но думаю, что если верно выстроить кадровый менеджмент или того проще, платить людям достойную зарплату, большее число спецов вернется. Кто не в курсе, много народу с "Залива" работает в Питере и Мурманске. Им сегодня нужны как коммерческие, так и гособоронзаказы, а не пришлое руководство, вот о чем я. Все эти тупые параллели автора про взаимосвязь татар и крымских татар, свидетельствует лишь об одном - он ни разу не был в Керчи! Там крымских татар, ровно столько же, сколько в Зимбабве или Камеруне)). Тем более на судостроительном производстве!

Для начала им надо избавиться от укроуправления, хоть с татарами, хоть с чортом лысым.

Железнодорожник он постольку-поскольку. Нужна была руководящая 'ступенька' в карьере, вот и поруководил на ж.д.

У "матросов"... еще будут вопросы?))

"ступенька"!))

«В 1994 году, в 19 лет я пришел на железную дорогу. Начал работать на станции «Зеленый Дол» истопником, помощником составителя поездов, параллельно учился в железнодорожном техникуме»
После окончания техникума Ренат Искандерович поступил на заочное отделение Российского государственного университета путей сообщения. Окончил в 1999 году, получил квалификацию инженера путей сообщения.
«Работал начальником станции „Свияжск“, главным инженером. В 26 лет я стал начальником самой крупной станции – Юдино, а в 29 – первым заместителем начальника Казанского отделения»
В 33 года Мистахов возглавил Казанское отделение Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»."

Похоже Крым отдали в вотчину Татарии.

эх, не надо было русским называть всех кого можно татарами, от азербайджанцев до якутов :)

они вот теперь что-то от этого думают :)

Почему же , как раз очень здорово получилось. Можно по-тихому нашими татарами казанскими, выдавить татар крымских. Неважно что одни к другим никакого отношения не имеют и совершенно разные народы. Для внешнего употребления все это просто внутри татарские дела и разборки:).

Edited at 2014-08-29 03:18 pm (UTC)

Хороший завод, мой брат одно время был там зам начальника цеха. Правда минус там в том, что разьехались спецы оттуда по миру работать, брат в Ю Корею уехал работать на Хундаи Индастриз. Надо честно выкупить завод у барыги, хоть он и барыга но документы на завод у него законные, может легко засудить РФ.

А можно там серию 11356 расширить. Залив ведь его папу Нерея клепал в свое время. Наверняка ведь будет дешевле строить, чем в Калининграде.

А турбины для них где взять? Их ведь в хохляндии делают на Зоря Машпроект, горячую часть Сатурн, а всё остальное украинское. Чем и плох этот проект, иностранной силовой и ещё вдобавок из страны вечного бардака.

  • 1