bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Category:

Артиллерийский зоопарк

Оригинал взят у коллеги fat_yankey в Артиллерийский зоопарк


В дополнение к прошлому постингу про расход снарядов. Чем же всё это богатство настреливалось?

По Красной армии есть пост Исаева с составом артиллерии действующей армии на октябрь 1943. Всего получается 40,110 артиллерийских орудий калибром 76,2-мм и выше и 61,348 миномётов калибров 82-мм и выше. Это несколько больше, чем даёт справочник "Великая Отечественная война 1941-1954: Действующая армия" из 30-томника "Военная история государства Российского" и скорее похоже на общий размер артиллерийского парка Красной армии, чем на артиллерию действующей армии:
                            всего       в том числе:
                                    действующая     РГК 
                                       армия

июль 1943
орудия (76,2-мм и выше)    40,820     28,794       3,645
миномёты (82-мм и выше)    73,595     48,086       6,047

январь 1944
орудия (76,2-мм и выше)    42,125     31,081       1,783
миномёты (82-мм и выше)    56,927     38,694       1,444


Видно, что данные документа приведённого Исаевым (напоминаю, за октябрь 1943) довольно комфортно ложаться между цифрами "всего" за июль 1943 и январь 1944. Непосредственно в действующей армии было 65-75% от общей численности артпарка. Но возможны и другие интерпретации расхождения цифр. Например, один источник приводит только исправное вооружение, тогда как другой - полное наличие.

Но я здесь хотел поговорить скорее о немцах. С немцами проблема в том, что они любят всё считать по раздельности. Например, различные Waffenbestand чаще всего не включают трофейное вооружение, а считают только немецкое оружие. Если для танков это нормально, то трофейная артиллерия давала довольно существенную прибавку к общему парку. У Фрица Хана в его "Waffen und Geheimwaffen ..." есть сводные данные по немецким и трофейным орудиям на март 1944. Видно, что на 9,252 немецких орудий, приходилось 8,337 трофейных - почти половина. Даже если исключить из подсчёта орудия задействованные в береговой обороне, соотношение будет 2:1 - 8,766 немецких против 4,258 трофейных.

Основная масса трофейной артиллерии, конечно, шла в соединения второй линии - учебные части, стационарные и крепостные дивизии, дивизии несущие оккупационную службу. Но, скажем, французская 155-мм гаубица Шнейдера образца 1917 года широко использовалась для комплектования тяжелых артиллерийских дивизионов пехотных дивизий первой линии вместо штатной 15-cm-s.F.H. 18. Оно и понятно: для укомплектования всех тяжёлых артдивизионов потребовалось бы не менее 2,500 150-мм гаубиц. А немецких в наличии имелось только 1,546. Остальное добивалось трофейными, чаще всего французскими. На восточном фронте примерно четверть тяжёлых полевых гаубиц была трофейной.


Также нередко дивизии получали сверхштатную артиллерию качественного усиления - популярной была 220-мм мортира Шнейдера, обр.1917. Некоторые дивизии имели 2-4 таких орудия. Шнейдеровская мортира весила вдвое меньше немецкой 210-мм мортиры (7,5 тонн против 16 тонн), и значит по весовым характеристикам на верхнем пределе попадала в полевую артиллерию. Дальнобойность, правда была невелика (около 7 км, у немецкой 21-см мортиры вдвое больше), зато снаряд весил центнер. На восточном фронте было 145 таких орудий; почти столько же, сколько немецких 21-см мортир (190).

В целом же по полевой артиллерии (то есть без учёта береговой обороны) подавляющую долю трофейная артиллерия составляла только в частях дислоцированных во Франции:
            Восток Балканы Италия  Запад  Дания Норвегия
немецких      81%    63%     66%    31%    50%    77%
трофейных     19%    37%     34%    69%    50%    23%


Оно и понятно - войск там было много, а войны - мало.

Основными поставщиками трофеев были: Франция (почти 3,500 орудий), СССР (почти 1,500 орудий) и Италия (почти 1,300 орудий). Вместе эти три страны дали три четверти всей трофейной артиллерии.

Возвращаясь к немецкой любви считать всё по раздельности. В таблице бросается в глаза отсутствие колонки "Германия". Как я понимаю, это от того, что посчитаны орудия числящиеся за Feldheer. Обычно переводят "действующая армия", но нужно держать в уме что для советских войск определение действующей армии другое. Например, советские войска на Дальнем Востоке или в Иране в действующую армию не попадают. А немецкие части во Франции или Скандинавии, находящиеся в аналогичном положении вполне себе относятся к Feldheer. Артиллерия же Ersazheer (запасная армия) - то есть всякий учебно-боевой парк и пополнения в расчёт не попадает. Также артиллерия береговой обороны посчитана без орудий числящихся за флотом.

Кроме того, за артиллерию у немцев не считались противотанковые орудия. Они числились по другому ведомству. С одной стороны, это логично. Но с другой, если посмотреть на расход боеприпасов, то видно что противотанковые пушки 7,5-cm Pak 40 выпустили, например, в 1944 году всего 6 миллионов снарядов. Из них более 4 миллионов - фугасных. То есть использовались они вполне себе по-артиллерийски. В октябре 1944 у немцев было 4805 75-мм противотанковых пушек и 578 88-мм.

Кроме того в общем зачёте артиллерии не посчитаны пехотные орудия и минометы. Опять-таки, с одной стороны это логично - миномёты и пехотные орудия были вооружением пехотных полков, то есть классифицировались как тяжёлое пехотное оружие. С другой стороны, могущество огня у этих систем вполне себе артиллерийское. В октябре 1944 (я думаю допустимо взять октябрьские цифры, они не сильно менялись за 1944-45) у немцев было 15,000 средних миномётов (81-мм), 3,510 тяжёлых миномётов (120-мм), 4,250 лёгких пехотных орудий (75-мм), 750 тяжёлых пехотных орудий (150-мм). У меня нет данных по 105-мм миномётам, но исходя из расхода снарядов их должно быть около 500.

Предполагая, что пропорция неучтённых типов стволов на восточном фронте такая же как у учтённых, можно попробовать посчитать сколько всего. Итак 5600 немецких + 1500 трофейных + 3600 противотанковых + 3400 пехотных даёт в итоге 14,100 артиллерийских орудий калибром 75-мм и выше. К этому нужно добавить 12,700 миномётов.

Соотношение на восточном фронте в начале 1944 г. выходит примерно такое:
                           СССР       Германия   Отношение

орудия   (75-мм и выше)   31,000       14,100      2,2:1
миномёты (81-мм и выше)   39,000       12,700      3  :1


Понятно, что это соотношение интересно только в разрезе расхода снарядов, который со стороны противника нам известен только по немцам. Для истинного соотношения стволов к немецким следует добавить стволы саттелитов.
Tags: Вторая Мировая война, Германия, СССР, артиллерия, история, минометы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments