bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Categories:

О морском газотурбостроении на НПО "Сатурн"

Оригинал взят у коллеги nortwolf_sam в По ГТД, стенду для испытаний и тп.

Исключительно важная тема для флота. Особенно в свете решения новых властей Украины прервать военно-техническое сотрудничество с РФ. Материал получился длинный, но решил не сокращать, так как есть важные детали.


21.03.2014 года, г. Рыбинск. – Заседание совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации по кораблестроению под председательством члена ВПК Владимира Поспелова состоялось 20 марта в ОАО «НПО «Сатурн».

Члены совета и приглашенные лица детально ознакомилась с историей, современной производственной и испытательной базой ОАО «НПО «Сатурн» и обсудили вопросы создания газотурбинных установок для перспективных кораблей и подводных лодок (???- так в оригинале)Военно-морского флота РФ.
По словам Владимира Поспелова, «это было плановое заседание совета Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ по кораблестроению. Два года назад решением заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Олеговича Рогозина было создано 11 советов по направлениям деятельности, которые возглавили члены ВПК. Один из советов занимается кораблестроением РФ и рассматривает важнейшие вопросы в части реализации задач, связанных с поддержанием и развитием ВМФ РФ».


img3

Осмотр строящегося испытательного стенда для морских ГТД (20.03.2014) - как видим стадия строительства ещё начальная.



Отвечая на вопрос, почему заседание совета было проведено в НПО «Сатурн», Владимир Поспелов отметил, что «значительный корабельный состав по ряду проектов надводных кораблей оснащен газотурбинными установками. Это направление надводного военного кораблестроения требует дальнейшего развития. Корабли были построены во времена Советского Союза, часть поставок шла с Украины. Но сегодня в Государственной программе вооружения на 2011 - 2020 годы заложен ряд военно-морской техники, в том числе кораблей ближней, дальней и океанской зоны на базе газотурбинных силовых установок. «Сатурн» является в направлении газотурбостроения с точки зрения авиации историческим предприятием. Мы знаем, что и гражданские, и военные воздушные летательные аппараты оснащены этими установками. Но мы бы хотели, чтобы «Сатурн» в ближайшей перспективе начал поставлять с точки зрения своих компетенций, знаний, опыта и профессионализма современные силовые установки для будущих кораблей ВМФ РФ. И это уже не первые шаги «Сатурна» в данном направлении, идет реализация программы, которая началась в конце 20-го века».
Напомним, что в 1993 г. ВМФ РФ в качестве места размещения российской базы морского газотурбостроения выбрал Рыбинское конструкторское бюро моторостроения, в настоящее время являющееся подразделением ОАО «НПО «Сатурн». До 2004 г. финансирование работ было недостаточным, но с 2005 г. ситуация стабилизировалась.
В 2008 г. успешно завершена программа создания трех типов российских базовых автоматизированных высокоэкономичных корабельных ГТД 4-го поколения, способных обеспечить выполнение любой кораблестроительной программы ВМФ РФ, а также одного типа дизель-газотурбинного агрегата. В этот перечень вошли:
- ГТД М75РУ (разработчик – ОАО «НПО «Сатурн») максимальной мощностью 7000 л.с. Двигатель успешно прошел ГСИ в 2006 г.
- ГТД М70ФРУ (разработчик – ОАО «НПО «Сатурн») максимальной мощностью 14000 л.с. Двигатель успешно прошел ГСИ в октябре 2008 г.
- ГТД М90ФР максимальной мощностью 27500 л. с. (разработчик - ЗАО «Турборус» - совместное предприятие ОАО «НПО «Сатурн» и ГП НПКГ «Зоря-Машпроект», Украина). Двигатель успешно прошел МВИ в 2006г., а ДГТА на его основе – в 2008г.
«Самое главное, мы осмотрели всю производственную линейку завода, увидели возможности и заслушали ряд докладов, которые нам позволили сформулировать задачи ближней и дальнесрочной перспектив, - сказал Владимир Поспелов, подводя итоги встречи. - Для меня этого уже достаточно, чтобы мы доложили руководству правительства и приняли все необходимые решения в ближайшее время по развитию именно морского направления. Мы посмотрели тот задел, который начал создаваться с точки зрения капитального строительства, увидели цех, в котором, я уверен, в ближайшие годы будет выпускаться техника для комплектации кораблей ВМФ, строящийся морской испытательный стенд. Еще раз хочу подчеркнуть, что это серьезное бюджетное вливание. Конечно, мы не можем себе позволить роскошь, просто так отпускать миллиарды рублей. Мы просто уверены, что это эффективное вложение средств. И вложение средств – это не самоцель, это будущий результат, на мой взгляд, по укреплению ВМФ России».

img2

Посещение цехов НПО "Сатурн" (20.03.2014)


Говоря о будущем российского кораблестроения, Владимир Поспелов отметил: «Флот – это долгоиграющая вещь, ресурсоемкая, требующая значительных коопераций и всегда государственных решений на уровне высшего политического руководства. Несколько недель назад ВПК рассмотрела и одобрила проект долгосрочной программы военного кораблестроения - до 2050 года. Эта программа пошла на утверждение руководства страны и позволяет даже таким крупным предприятиям, как «Сатурн», планировать свою деятельность не на три года в рамках текущего госзаказа, не до 20-го года, а посмотреть за горизонт и строить долгосрочную политику.
Мы пережили, и это не только ВМФ, но и все виды и рода вооруженных сил РФ, конец 20-го века. Это были тяжелейшие годы для многих коллективов оборонно-промышленного комплекса. Мы это пережили, осмыслили, перестроились. И я думаю, что многие сотни предприятий ОПК, в том числе НПО «Сатурн», нашли свое место, роль, значение и в этом плане могут смело смотреть в будущее».
Текст и фото: Пресс-служба НПО «Сатурн».
npo-saturn.ru

Теперь несколько подробностей о испытательном стенде, цехах и ГТД:

11.07.2013 года. Москва. НПО "Сатурн" планирует в 2016 году начать поставки газотурбинных двигателей для строящихся кораблей ВМФ России, сообщил управляющий директор объединения Илья Федоров.
"НПО "Сатурн" работает над созданием морских газотурбинных двигателей для кораблей класса корвет и фрегат в рамках опытно- конструкторских работ. Мы полагаем, что примерно через три года мы будем поставлять газотурбинные двигатели для корветов", - сказал И.Федоров журналистам.
По его словам, основой для таких двигателей станет газогенератор авиационного двигателя.
"Опытно-конструкторские работы еще не завершены, необходимо достроить испытательный стенд для испытаний морских газотурбинных двигателей", - отметил И.Федоров.
Ранее директор программы морских ГТД ОАО "НПО "Сатурн" Дмитрий Новиков заявил, что это будет уникальная база на территории России для полноразмерных испытаний агрегатов для флота. Стенд состоит из двух испытательных боксов, которые предназначены для испытаний агрегатов до 15 МВт и до 40 МВт и зала подготовки. Площадь зала составляет несколько тысяч квадратных метров. "Это свидетельство того, что государство понимает необходимость данной работы, деньги выделяются, стенд строится. И Россия его получит", - отметил Новиков.

npo-saturn.ru

По срокам, которые планировались:

Новый современный испытательный стенд для отработки морских двигателей и агрегатов мощностью до 40 МВт будет построен на базе НПО «Сатурн» к 2017 году
«Сейчас окончание финансирования, а соответственно, и окончание строительства стенда запланировано на 2017 год. Может быть, раньше. Все зависит от того, готов ли Минпромторг ускорить финансирование», – сообщил директор программы морских ГТД ОАО «НПО «Сатурн» Дмитрий Новиков на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.

vpk-news.ru

Надеюсь, что все необходимые меры к ускорению строительства приняты. Скорее всего о них и шла речь 20.03.2014

07.07.2008 года (! за месяц и один день до 080808) На испытательном стенде в г. Николаеве завершен монтаж и начата отладка штатных систем управления нового дизель-газотурбинного агрегата М55Р для перспективных надводных кораблей класса "фрегат", проектируемых Северным проектно-конструкторским бюро. Завершение опытно-конструкторских работ по данному агрегату, с прохождением межведомственных испытаний, предусмотрено в 4 квартале 2008 года.
Создание дизель-газотурбинного агрегата М55Р ведется ЗАО "Турборус" с 1993 года на основании Межправительственного соглашения между Россией и Украиной о сотрудничестве в области судового газотурбостроения. С российской стороны в кооперации по созданию агрегата принимают участие ОАО "НПО "Сатурн" (зона ответственности - силовая турбина), ФГУП "НПО "Аврора" (системы управления ГТД, дизелем и агрегатом), ОАО "Коломенский завод" (дизельный двигатель), со стороны Украины - ГП НПКГ "Зоря - Машпроект" (турбокомпрессор и редуктор). Испытания проводятся на базе украинского ГП НПКГ "Зоря-Машпроект", поскольку в России стендовая база для испытаний морских газотурбинных агрегатов пока отсутствует.
По словам генерального директора ЗАО "Турборус" Леонида Иванова, "испытания новых агрегатов такого типа не проводилось более 20 лет, а в условиях рыночной экономики и кооперации предприятий двух независимых государств – это первый проект такого рода". Дизель-газотурбинный агрегат М55Р создается на базе газотурбинного двигателя М90ФР и дизеля 10Д49, и имеет мощность 27500 л.с. при работе газовой турбины и 5200 л.с. при работе дизельного двигателя. Межведомственные испытания корабельного газотурбинного двигателя М90ФР успешно завершены ЗАО "Турборус" в 2006 году. Испытания полностью подтвердили соответствие технических характеристик двигателя требованиям Заказчика, предъявляемым к корабельным газотурбинным двигателям 4-го поколения.
ЗАО "Турборус" - совместное российско-украинское предприятие, создано для решения задач по объединению усилий российских и украинских предприятий по разработке, поставке, ремонту и послепродажному обслуживанию морских ГТД и ГТА на их основе для ВМФ РФ.
Учредителями ЗАО "Турборус" с российской стороны являются ОАО "НПО "Сатурн" (г. Рыбинск), ФГУП "НПО "Аврора" (г. Санкт-Петербург) и ООО "Турбокон" (г. Москва), с украинской стороны – ГП НПКГ "Зоря - Машпроект" (г.Николаев). С момента своего создания предприятие зарегистрировано в г.Рыбинске.

turborus.com

Совместное предприятие зарегистрированно у нас, но стенд в Николаеве. Пока не сменится органы власти в Украине на более дружественные или не произойдёт Воссоединение он недосягаем. Наш стенд будет в 2015-2016 году в лучшем случае, вполне возможно, что как планировалось в 2017 году. Налицо серъёзная проблема на время оставшиеся до ввода в эксплуатацию наших мощностей. Как всегда вопрос, где были раньше. Важны детали по графикам поставок, возможны серъёзные задержки сроков строительства сторожевых кораблей.

PS: ГТД на корабли класса корвет у нас планируется. И более важное - долгосрочная программа военного кораблестроения до 2050 года утверждена. Ждал этой новости с НГ.


И еще из того же источника от коллеги nortwolf_sam :

21.08.2013 года. Украинское госпредприятие "Зоря"-"Машпроект" пока является единственным поставщиком силовых установок для российских боевых кораблей.

Как рассказал корр. АРМС-ТАСС заместитель начальника управления маркетинга ГП "Зоря"-"Машпроект" Анатолий Сташок, предприятие выполняет серию контрактов по поставкам главных энергетических установок (ГЭУ) для новейших российских фрегатов типа "Адмирал Горшков" (проект 22350) и фрегатов проекта 11356.
В настоящее время судовая двигательная установка М7Н1 мощностью 54 тысячи л.с. поставлена на Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" для головного фрегата проекта 11356 "Адмирал Григорович". Завершается изготовление второй двигательной установки для первого серийного фрегата этого проекта "Адмирал Эссен". Украинское предприятие имеет контракт на последующие 2 года на изготовление и поставку еще четырех установок для фрегатов "Адмирал Макаров", "Адмирал Бутаков", "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов".
Изготовлены и поставлены на судостроительный завод "Северная верфь" через российскую компанию "Турборус", две установки М56 мощностью 60 тысяч л.с. для новых российских фрегатов проекта 22350 "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов". Завершается изготовление установки для третьего фрегата этого проекта "Адмирал Головко".
Тем не менее, российские специалисты ведут целенаправленную работу по освоению выпуска аналогичной продукции. В частности, ОАО "НПО "Сатурн" готовится к замене в украинской силовой установке для фрегатов проекта 11356 реверсивной силовой турбины на аналогичную турбину российской разработки с более высоким кпд и меньшим расходом топлива.
Что касается силовой установки для фрегатов проекта 22350, то она производится совместно Украиной и Россией, поскольку российские предприятия находятся на этапе освоения ее производства. "Зоря"-"Машпроект" производит, в частности, только газогенератор и редуктор этой установки, тогда как российские предприятия изготавливают турбину и систему автоматического управления.
Как сообщили АРМС-ТАСС в НПО "Сатурн", в перспективе новые корабли ВМФ РФ и Погранслужбы ФСБ предполагается оснащать энергетическими установками нового поколения только отечественного производства разработки рыбинских двигателестроителей.
В частности, в России созданы двигатели М75РУ мощностью 6-7 тысяч л.с. и М70ФРУ (12-14 тысяч л.с.), которые являются базовыми высокоэкономичными автоматизированными судовыми газотурбинными двигателями 4-го поколения. В различных сочетаниях они полностью обеспечивают существующие и перспективные потребности ВМФ и Погранслужбы ФСБ в оснащении кораблей и катеров, запланированных к строительству в ближайшие 10-15 лет.


Tags: Россия, Украина, двигатели, проект 11356, проект 22350, флот, фрегаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments