?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Деятельность краснодарского ОАО "275-й авиаремонтный завод"
bmpd
В Краснодаре вышла книга "275 авиационный ремонтный завод. История в цифрах и фактах". Информационный материал из книги любезно предоставлен voenlit.

Книга посвящена истории и современности находящегося в Краснодаре 275-го АРЗ, специализирующегося на ремонте отечественной и иностранной военной авиационной техники (L-39, Су-27, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29). В книге подробно рассмотрена как военная и послевоенная история завода как войсковой части, так и экономические и организационные пертрубации последних 20 лет, в итоге которых завод стал ОАО и напрямую вышел на международный рынок авиаремонта и модернизации. Книга снабжена богатыми фактическими приложениями и подсчетами, и содержит многочисленную статистику.

К примеру, сообщается, что в 1971-1975 годах завод отремонтировал 524 самолета Миг-21 (модификаций У, М, Ф13). В 1989 году завод приступил к освоению ремонта истребителей МиГ-29, а с 1991 года - Су-27.
Первый МиГ-29УБ (бортовой номер "61", заводской номер 80003001001 - что значит самолет одной из первых серий Горьковского авиазавода) прибыл на 275-й АРЗ из Березы в феврале 1991 года, а в мае 1992 года после летных испытаний с марта убыл обратно в свою часть. Вслед за ремонтом Миг-29УБ был освоен ремонт одноместных МиГ-29  - первый самолет с бортовым номером "10" (заводской номер 2960510179) поступил в феврале 1993 года и был окончен ремонтом в ноябре 1993 года, став вообще первым капитально отремонтированным одноместным МиГ-29 в ВВС.

Всего в 1992-1996 годах капитально отремонтировано было 156 самолетов для ВВС России, в том числе по годам:
1992:  МиГ-29УБ - 11, МиГ-29 - 0, МиГ-21 - 17, МиГ-23 - 21, Су-27УБ - 0, итого = 49
1993:  МиГ-29УБ - 10, МиГ-29 - 2, МиГ-21 - 1, Миг-23 - 19, Су-27УБ - 0, итого = 32
1994:  МиГ-29УБ - 7, МиГ-29 - 15, Миг-21 - 3, МиГ-23 - 25, Су-27УБ - 0, итого = 50
1995:  МиГ-29УБ - 3, МиГ-29 - 16, МиГ-21 - 0, МиГ-23 - 0, Су-27УБ - 1, итого = 20
1996:  МиГ-29УБ - 1,  МиГ-29 - 4, МиГ-21 - 0, МиГ-23 - 0, Су-27УБ - 0, итого = 5

Всего предприятием с 1991 по 2011 годы отремонтировано 116 самолетов типа МиГ-29, и, согласно директивным документам, на ОАО запланировано значительное дальнейшее увеличение ремонта самолетов МиГ-29 к 2015 году. Данные о ремонте МиГ-29 по годам:
1993-1996 - 69
1997-2001 - 18
2002-2006 - 2
2007-2011 - 27
Все самолеты подвергнуты капитальному ремонту и у них полностью восстановлен назначенный ресурс. В 2011 году запланировано передать ВВС России еще 11 самолетов МиГ-29УБ.

Ремонт более сложного авиационного комплекса Су-27 начался с овоения ремонта Су-27С, особо остро проблема ремонта этих самолетов встала после потери для ВВС России специализированного на ремонте Су-27 завода в Барановичах (Белоруссия).
Первый Су-27С (бортовой номер "04", заводской номер 36911010202) поступил на 275-й АРЗ из Липецка (в/ч 23535) в августе 1993 года, но из за нехватки финасирования начат ремонтом только в апреле 1994 года, причем речь шла уже не о капитальном ремонте, а о переделке в Су-27П. Ремонт затянулся на пять лет и самолет улетел в Крымск (в/ч 15414) только в августе 1999 года. В октябре 1993 года на ремонт встала спарка Су-27УБ (бортовой номер "62").
В книге сообщается, что, что, кроме 275-го АРЗ, ремонт Су-27 ведут само КнААПО и 121-й, 322-й и 20-й АРЗ.
В 1994 году на 275-й АРЗ поступили на ремонт два Су-27 (бортовой номер "08", заводской 3691102060, и бортовой "25", заводской 36911020618) из Бесовца и Смоленска - но снова были сданы только в 1999 году. По два самолета Су-27 поступили в 1995 и 1997 годах - их отремонтировали к 2000 году.

Наряду с этими неустойчивыми заказами завод нашел выход на внешний рынок. Первой ласточкой стала предподажная подготовка шести Су-27СК и двух Су-27УБК для Эфиопии.
В 2003 и 2004 годах довольный эфиопский заказчик заказал заводу еще четыре самолета Су-27СК и два Су-27УБК, которые и были поставлены.

Всего в 2005-2010 годах завод отремонтировал 25 самолетов Су-27 по КВР, а всего отремонтировано разными видами работ 60 самолетов Су-27. К примеру борт "51" (заводской 36911023614) для в/ч 15414 (Крымск), борт "18" также для Крымска (убыл в мае 2009 года) - произведена замена вкладышей топливной системы и обновление полиуретана. В июле 2010 года сдан Су-27УБ для Липецка, а в августе 2010 года сдан самолет и для морской авиации  - Су-27УБ (бортовой номер "20", заводской 96310430082) для в/ч 98613 из Североморска.

Всего с 2000 по 2010 годы на заводе было также отремонтировано 223 учебно-тренировочных самолета L-39. Первые самолеты L-39 поступили из Армавира и после ремонта были отданы в Майкоп. Кроме самолетов L-39 ВВС России, КВР подверглись и самолеты ряда УАЦ РОСТО.

Приводятся факты того, что в последние годы финансирование работ по ГОЗ всегда начиналось не ранее мая, из-за чего в 2010 году не был сдан в срок Су-27П (бортовой номер "26") и заказчик наложил штрафные санкции. Такая же судьба ждет и поступивший в апреле 2011 года самолет Су-27П (бортовой "51"), так как на июль 2011 года финансирование по ГОЗ еще не было открыто. По той же причине ремонт четырех морских самолетов Су-27 (бортовой "62", заводской 96310405011, бортовой "01", заводской 36911027920, бортовой "64", заводской 96310418202, бортовой "24", заводской 36911030715) для Острова и авиабазы Чкаловский затянулся на целых восемь лет (с апреля 2002 по 2010 годы).

Заказы предприятия по ГОЗ в 2012 году составляют несколько несколько Су-27 и около десяти МиГ-29, в 2013 и 2014 годах - примерно по столько же, с наращиванием до 20 Су-27 и 20 МиГ-29 в 2015 году. Всего за предстоящие пять лет планируется отремонтировать около 53 МиГ-29, 38 Су-27, 85 L-39, и с 2014 года на ремонт начнут поступать Як-130 (10-15 штук).

Отдельные большие главы посвящены истории и современности ремонта 275-м заводом самолетов для инозаказчиков. Всего за годы существования заводом сдано 25 инозаказчикам 200 самолетов МиГ-21, более 20 самолетов МиГ-23, 15 Су-27, 23 МиГ-29, помимо этого на заводе постоянно обучаются иностранные технические специалисты. Среди стран заказчиков - Куба, Перу, Ангола, Алжир, Ливия, Индия, Эфиопия. Например, в 2000 году для ВВС Индии было отремонтировано семь МиГ-21УМ, а на месте в Индии в 1998-2000 годах делегацией работников завода оказана техпомощь в освоении ремонта МиГ-27 индийской сборки.
С 2002 по 2010 годы на предприятии отремонтировано четыре МиГ-21УМ для Ливии, шесть МиГ-23 для Ливии, 13 МиГ-23 для Сирии, четыре МиГ-29 для Узбекистана, один МиГ-29 для Эритреи, восемь Су-27 для Эфиопии, один Су-27 для Узбекистана. Заводом ведутся переговоры о ремонте с Мьянмой и Алжиром (МиГ-29) а в Эфиопии закончился межремонтный ресурс Су-27СК, и их ремонт также ожидается на 275-м АРЗ.
Детально описан ход контратов с Эфиопией - она была первой страной, получившей разрешение на поставки истребителей Су-27 из излишков и запасов Министерства обороны России, что потребовало доработки самолетов, что и было сделано в отношении шести Су-27СК и двух Су-27УБК. Самолеты были переправлены в Эфиопию в 1998 году на Ан-22.
После потери одного самолета в Эфиопии российская сторона безвозмездно поставила в 1999 году еще один Су-27СК.
А в начале 2004 года под закат эмбарго Эфиопии было поставлено еще пять Су-27 и один Су-27УБК на аэродром Дебризей.
В 1998 году из Краснодара были поставлены Эритрее 10 МиГ-29 (включая спарку МиГ-29УБ с бортовым номером "501", заводской 50903025897) , а в 2002 году был разрешен вопрос о поставке Эритрее "из особого источника" бывших в эксплуатации двух Су-27 и двух СУ-27УБ, прошедших КоВР на заводе.
Ливия в 2006 году получила с завода отремонтированные четыре МиГ-21УМ, четыре МиГ-23УБ и 22 МиГ-23МЛ, перелетевших своим ходом в Ливию через Грецию.
В 2007 году были переоборудованы в учебно-боевые самолеты четыре L-39 для ВВС Таджикистана, отправленные в эту республику самолетом Ил-76.
Постоянно ремонтирует на 275-м АРЗ свои самолеты Сирия. К примеру, за последние пять лет были отремонтированы три партии сирийских машин -  в 2006 году три МиГ-23УБ, в 2007-2008 годах - 10 МиГ-23МЛД, и в 2011 году - еще три МиГ-23МЛД (бортовые номера "548", "526", "546")
Новым заказчиком стал Узбекистан, вначале приславший на ремонт истребители МиГ-29 в 2009-2011 годах. На очереди - самолеты Су-27 из Карши.


  • 1
Завод реально выстоял. Сложно у них там всё конечно. Еще пару лет назад в Краснодарском аэропорту иностранные делегации встречали на старенькой Тойоте Hiace, чем приводили в замешательство гостей...

Все тайны военные выдали. ))

А в чём был смысл ремонтировать МиГ-23 и тем более МиГ-21 в 1991 - 1994 г.?
Мне казалось, принципиальное решение об отказе от однодвигательных истребителей приняли ещё при Союзе.

МиГ-21 - были спарки УС/УМ из училищ, эксплуатировались где-то года до 2000. А МиГ-23 на момент распада СССР был самым массовым истребителем, и как-никак летали они в строевых полках ВВС РФ до 1998 года.

Спасибо. Т.е. получается, что МиГ-23 окончательно вывели из эксплуатации заметно позже, чем МиГ-27? А смысл? С уничтожением ИБА были потеряны довольно приличные ударные возможности, а в ИА и ПВО МиГ-23 всё же на фоне истребителей четвёртого поколения погоды ИМХО не делали.

Ну и заодно: в чём заключалась "переделка Су-27С в Су-27П"? Разве это не названия одного и того же самолёта в ВВС и ПВО соответственно?

Су-27П - вариант для частей ПВО. Отличается от "С"-ки отсутствием канала управлением подвесным вооружения воздух-земля(ФАБы и НАРы)

Спасибо. Т.е. никаких других отличий не было? Возможно ли их отличить визуально (если на Су-27С не подвешено оружие воздух-поверхность, конечно :))?

Визуально никак... :)

Строго говоря, Су-27П - это плод ДОВСЕ.

Лучше поздно, чем никогда - снимки сирийского МиГ-23МЛ в ходе ремонта: http://477768.livejournal.com/2651362.html?thread=9326818#t9346274

(Deleted comment)
Блоки и проводка управления оружием "воздух-поверхность.

только ремонт?

Жаль не пытаются протолкнуться с заказами на модернизацию БРЭО на МиГ-23 не занимаются. Ибо там еще есть куда. Для всяких там Ангол с Ливиями было бы не лишним

Ура!, автор весело написал!

  • 1