?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Петр Бутовский о программе вертолета Ми-38
bmpd
В журнале "International Defence Review" опубликована статья известного международного авиационного журналиста Петра Бутовского о программе российского вертолета Ми-38 - Piotr Butowski "Hip replacement: rationalised Mi-38 project moves forward". Мы предлагаем перевод этой публикации.


125562

Первый полноценный 12-минутный полет вертолета Ми-38-2 ОП-3 (регистрационный номер 38013) на летно-испытательной базе ОАО «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля» в Томилино 29 ноября 2013 года. Данный прототип выполнил первое висение 13 ноября (с) kabuki / russianplanes.net ( ссылка )



13 ноября 2013 года вертолет ОП-3, третий экземпляр российского среднего транспортного вертолета Ми-38 поднялся в воздух - хотя и на короткое время - в первый раз.

ОП-3 является первой машиной версии, оснащенной российскими двигателями Климов ТВ7-117В - первые два вертолета использовали Pratt & Whitney XPW127/5. Это разделение по двигателям привело недавно к переобозначению вариантов - вертолет с двигателями Pratt & Whitney теперь известен как Ми-38-1 (изделие 260), а вертолет с двигателями Климова становится Ми-38-2 (изделие 2602), причем с этого момента компания официально отдает приоритет вертолету с отечественными двигателями.

Ми-38 был первоначально задуман как прямой наследник для чрезвычайно успешного, прочного и недорого семейства Ми-8/Ми-17 ('Hip'), но поскольку последнее по-прежнему пользуется высоким спросом, то эти ранние амбиции снизились до взгляда на Ми-38 как больше на нишевый вертолет, предлагающий более высокую производительность, но при более высокой стоимости.

Ми-38 может поднять шесть тонн нагрузки внутри фюзеляжа или до семи тонн на внешней подвеске, по сравнению с четырьмя и пятью тоннами соответственно у последних Hip. Таким образом, решающим значением для успеха Ми-38 будет его цена, но после трех десятилетий НИОКР, требующих окупаемости, она вряд ли будет дешева и, вероятно, будет слишком высокой для большинства традиционных заказчиков советских и российских вертолетов.

Типичной транспортной задачей для вертолета Ми- 38 будет доставка шести тонн грузов за 330 км, или четырех тонн до 820 км, хотя его перегоночная дальность с дополнительным топливным баком заявляется в 1550 км. Кабина может вместить до 30 пассажиров в комфорте с кондиционированным воздухом - впервые для российских вертолетов. Его крейсерская скорость весьма высока - 295 км/ч ( 160 уз) - при максимальной скорости 320 км/ч и потолке 6000 м ( 19685 футов), или статическом потолке 3100 м без учета влияния земли .

Первый полет вертолета OП- 3 пришелся на 30-летие проекта, работы по которому были начаты в 1983 году, хотя он не объявлялся публично до 1985 года, когда советский телеканал показал модель вертолета. Правительственная комиссия последовала в августе 1991 года, с утверждением полноразмерного макета вертолета, который должен был быть построен. Первый полет был затем запланирован на 1995 год, но вскоре после этого проект пережил ряд задержек и ОП-1 не начинал полноценные летные испытания до апреля 2004 года (хотя он сделал короткие подскоки и свое первое висение в декабре 2003 года).

Испытания шли спорадически, и вертолет совершил всего 84 полета с того времени и до прекращения испытаний ОП-1 в 2010 году.

Второй прототип ОП-2 взлетел первый раз 30 октября 2010 года, используя те же двигатели, снятые с ОП-1. Вертолет воплотил ряд усовершенствований, наиболее важным из которых была установка интегрированного комплекса авионики ИБКВ-38, созданного санкт-петербургской компанией "Транзас". Это было существенным преимуществом по сравнению с OП-1, который был оснащен лишь временным бортовым оборудованием "стрелочного" типа.

ОП-1 получил вторую жизнь, будучи переоборудованным под двигатели ТВ7-117В и модернизированным в качестве первого Ми-38-2. Тем не менее, он до настоящего времени тормозит развитие программы, поскольку еще до первого его полета (запланированного на 2011 год), редуктор вертолета разрушился, что привело к остановке испытаний на два года. За это время Казанский вертолетный завод закончил ОП -3, который обогнал восстановленный ОП-1 и стал первым полетевшим Ми-38-2.

Четвертый прототип ОП-4 в настоящее время находится в стадии строительства и также будет оснащаться двигателями Климова.

Непосредственной причиной большинства задержек в развитии программы была недостаточность финансирования, которая усугубляется явным отсутствием интереса со стороны традиционной клиентской базы Миля к вертолету этого класса . В результате большинство расходов по-прежнему покрывается за счет российского правительства и финансирование предопределяет дальнейшее увеличение убыточности проекта в течении ближайших нескольких лет.

В 2011 году расходы на НИОКР по программе Ми-38  составили 1,58 млрд рублей, и были снижены до 1.52 млрд рублей в 2012 году, 998 млн рублей в 2013 году, 945 млн рублей в 2014 году и 240 млн рублей в 2015 году. Эти суммы включают дополнительные 985 млн рублей, недавно выделенные по программе для перепроектирования главного редуктора ВР-382 после его разрушения во время стендовых испытаний.

Когда государственное финансирование пойдет вниз с 2014 года, промышленности придется самой увеличить затраты, чтобы профинансировать необходимые доработки в прототипах ОП-1, ОП-2 и ОП-3, проведение их испытаний и строительство четвертого образца ОП-4.

В нише

Представители правительства России и промышленности всегда были оптимистичны в комментариях о перспективах Ми-38, и национальная программа развития гражданской авиации России официально заявляет о начале серийного производства Ми-38 в 2015 году со сборкой тогда первых шести вертолетов по требованиям заказчиков - но это выглядит маловероятным.

Тем не менее, будущие цифры планируемой постройки кажутся более прагматичными - даже с учетом того, что проект пока что еще не получил ни одного заказа. Согласно другому документу, утвержденному премьер-министром Дмитрием Медведевым в декабре 2012 года, ожидается, что 175 Ми-38 будут построены в 2025 году и 264 к 2030 году. Это потребует ежегодного уровня производства около 18 вертолетов. Вот так - в то время как почти 200 вариаций Ми-8 в настоящее время сходят с производственной линии каждый год.

Фирма Миля надеялась что нефтедобывающая промышленность станет первым эксплуатантом, но откладывание освоения Штокмановского месторождения в Арктике нанесло удар по этим планам, и сейчас ожидается, что государство вмешается с размещением стартового заказа для "Специального летного отряда "Россия".

В настоящее время Министерство обороны России ждет завершения испытаний и запуска серийного производства вертолета в основной гражданской версии, перед тем как разместить свой возможный заказ на вертолет в варианте среднего транспортного.

Ранние предварительные исследования по созданию ПСТДВ (Перспективного среднего транспортно-десантного вертолета) ведутся в рамках проекта под кодовым названием "Коптильщик" .

Конструкторское бюро Миля представило для ПСТДВ эскизный проект Ми-38-3 в двух вариантах. Одним из них является слегка адаптированный вертолет Ми-38-2, а другим - вертолет с той же силовой установкой, редуктором и винтом, но с совершенно новым планером, разрабатываемым с использованием технологии Stealth, включающим убирающееся шасси и заднюю рампу.

p1481109

Проект военной версии вертолета Ми-38-3 по программе ПСТДВ в варианте с использованием элементов технологии Stealth (с) ОАО "Климов" (via Петр Бутовский via Jane's)


  • 1
Арсеньев загнется. На нем уже сокращается ежегодный выпуск Ка-52 если ты не знаешь. Это проект чисто для поддержания города, как Автоваз. Экономически он не выгоден, а практически вертолет так себе. Его мог бы спасти Ка-60(62) но судя по всему заказов на него много не будет.
Ми-28Н уже сделан больше чем 70 машин + не забудь про 22 только Ираку, на подходе Алжир.

Вот только ВВС РФ заказало Ка-52 больше чем Ми-28. Ну больше надо было милевцем про схлестывание визжать. Сейчас заказ выполнен, или почти выполнен, нового нет. С чего бы это, Ми-24 советские внезапно помолодели? Вон Су-30СМ же попер, как понос, несколько сот рассыпающихся МиГ-29 и Су-27 не будут ждать, пока там Т-50 доделают, и КНААПО увеличит выпуск Су-35 раз этак в 5, а Су-30МКИ освоен, только свои приборы поставить и гони. Ах да, там же еще 49 Ми-35 с какого-то перепугу заказали.

Насчет сокращается, так он можно сказать еще и не начинался, и я без понятия какой там план. Может 12-ым годом сдавали машины собранные в 11-ом, или производство остановлено из-за необходимости доработок. Пока ждать надо.

Заказало больше ненамного. Это учитывая то что Роствертол делает три типа вертолетов из-них два боевых и суммарный их выпуск выше чем у Прогресса. Про самолеты вообще не понял.

Выпуск Ка-52 сокращается, можешь посмотреть по последним годам, по моему алексей_вво давал. Или в отчетах Прогресса.

Ка-52 производится фактически 3 года всего, в 2012-ом сдали много машин, в этом мало. Почему, я не знаю, но строить график по трем точкам я не буду.

Заказ на Ка-52 140 машин, это как бы в 2 раза больше, чем 70 у Ми-28Н. Да еще палубный вариант намечается, для 4-х мисралей это 32 машины минимум, без каких-либо резервов.

С самолетами понятно все, что за 90-ые не сгноили, то сейчас грозится помереть от старости. КНААПО с его Су-35 даже если до 14-16 машин в год выпуск доведет, все равно к 2020 не сможет заменить даже Су-27. А раз так, то восполняем нехватку машин за счет отлаженной на индийцах модели, даже если она и не самая передовая. То что там разнобой будет, так это лучше, чем не иметь самолетов вообще.

Можно и Ка-52 совместно с Ми-28Н потерпеть, раз уж не сумели окончательно закопать Ми-28, когда Ка-50 официально приняли на вооружение, и даже построили небольшую серию, часть Ка-52 вроде из задела по Ка-50 и собирали. Все лучше, чем нехватка новых машин вообще.

А вот выпуск Ми-35 для меня вообще непонятен. Если заказ на Ми-28Н успешно выполнен и машина в войсках должна быть уже освоена, то зачем пускать в производство устаревшую модель? Отмазы, что на нее проще переучиться не принимаются. Зато приходит на ум вариант, что Ми-28Н на деле не так хорош, как его малюют, или, по крайней мере, никаких особых преимуществ по сравнению со старым крокодилом не имеет.

Расскажи про Ми-35М Венесуэле, Бразилии, Азербайджану, Ираку :)).
И почему ты его сравниваешь с Ми-28Н. Может Ка-52 не так хорош, потому как ударный вертолет он до сих пор нуль. Управляемого то вооружения на нем как не было до сих пор так и нет.
Если Ми-28Н такой хреновый почему на него есть экспортные заказы, участвовал в реальном тендере, хоть и проиграл? Ка-52 отметился только макетом в Турции и все. Как то никому не интересен.

А на Ми-28Н есть управляемое вооружение? Не просто на уровне, что какие-то там ракеты были, у Ка-50 те же "Вихри" были, а именно ракеты есть в производстве, вертолет имеет аппаратуру для их применения (у Ка-52 хотя бы РЛС есть) и от этого самого применения не падает (помпажи помнится при стрельбе на Ми-28 были. Я честно, не знаю, как там с "Вихрем" и "Атакой" (эта точно общая для обоих) дела, если плохо, то оба вертолета в одинаковой луже.

В Турцию предлагался не Ка-52, а Ка-50-2 с тандемным расположением членов экипажа. И это было давно.

Задача Россвертола продать продукт, даже если для этого придется сначала дать себе в жопу, а потом отсосать. Те, кто этого до сих пор не понял, сейчас сидят и пишут гнилые писульки о том, как неумеющий делать гражданские самолеты Сухой в Лице Миши Пого, бессовестно поимел их со своим SSJ. Если заказчику лучше подходит Ми-35, то он получит Ми-35. Ка-52 вертушка уникальная, это может многих отпугнуть, а вот почему берут именно Ми-35, а не Ми-28Н (контракт с Ираком незначительный, на этом экспортные успехи у 28-го вроде заканчиваются), вопрос остается.

На Ми-28Н есть УР, на Ка-52 до сих пор нет. РЛС есть и у Ми-28Н. Сейчас уже заканчиваются испытания. На Ка-52 РЛС тоже недавно появилась. Причем не надвтулочная. Значит уже фактора скрытности не будет.

Вот именно что давно. Больше никто не интересуется. Причем и в Индии, и в Швеции это были полноценные тендеры, с полноценными испытаниями, стрельбой. В Турции же просто показали макет и все.

контракт с Ираком незначительный
--------------------------------
Нифигасе ))) 22 машины. Это столько же сколько и в Индию вообще -то . Тех же Тигров да Руивалков выпустили меньше.
Будет еще и Алжир.

"Тигров" ЕМНИП 60 машин сделали, что все равно смешно. Многим ли больше скрытности дает надвтулочная РЛС я не знаю, само ее применение уже демаскирует вертолет.

Какие именно УР есть на Ми-28Н? И по какой причине их нельзя применить с Ка-52? А то для меня еще та же "Акула" типично обвешана 2 блоками НАР и 2х6 блоками "вихрей". Педивикия подсказывает, что в 2013-ом году наше МО заказало-таки "Ижмашу" "вихрей" на 13 лярдов руб. Причем в списке носителей есть семейства Су-25 и Ка-50, а вот Ми-28 не наблюдается, как и в статье про Ми-28 указана только УР "Атака-В".

Расскажи это Апачу. Про надвтулочную РЛС.

На Ми-28Н Атака-В. С Ка-52 ее нельзя применять потому как на нем нет аппаратуры передачи команд (радиолинии). Вихри можно, но в том то и дело, что их только заказали, а Ижмаш в такой Ж, что появятся они нескоро. Так что сейчас на Ка-52 нет никаких.

ЗначитЬ ждем. Что там на "Апаче" мне неинтересно, у него морда маленькая в другое место поставить РЛС там просто нельзя, ну разве что вниз подвесить шарик, но это явно некомильфо.

Зависший вертолёт РЛС обнаруживают по отражениям от лопастей вращающегося несущего винта (винтов). Если лопасти укрыты за местным предметом, то нет и отраженного от них сигнала. Сигнал надвтулочной РЛС миллиметрового диапазона демаскирует, но точность пеленгации недостаточна для наведения оружия ПВО. Кроме надвтулочных РЛС применяются так же надвутолочные ОЭС, примеры - Bell OH-58, противотанковые варианты вертолёта Eurocopter Tiger.

Только точность выведения антенны так чтобы лопасти были скрыты внушает сомнения, да и сам вертолет несимметричной схемы висит довольно бестолково, и его надо постоянно корректировать. Собственно поэтому соосники и синхроптеры (в США производились) для висячих работ и берут охотно. И как потом ракеты пускать, которым хоть какое-то место надо чтобы сразу после старта в укрытие не попасть. Т. е. выигрыш может быть несущественным

Вообще, конечно, интересно узнать из каких соображений на Ка-52 РЛС расположена по самлетному, вряд ли соосность принципиально воспрещает надвтулочное оборудование.

  • 1