?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Петр Бутовский о программе вертолета Ми-38
bmpd
В журнале "International Defence Review" опубликована статья известного международного авиационного журналиста Петра Бутовского о программе российского вертолета Ми-38 - Piotr Butowski "Hip replacement: rationalised Mi-38 project moves forward". Мы предлагаем перевод этой публикации.


125562

Первый полноценный 12-минутный полет вертолета Ми-38-2 ОП-3 (регистрационный номер 38013) на летно-испытательной базе ОАО «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля» в Томилино 29 ноября 2013 года. Данный прототип выполнил первое висение 13 ноября (с) kabuki / russianplanes.net ( ссылка )



13 ноября 2013 года вертолет ОП-3, третий экземпляр российского среднего транспортного вертолета Ми-38 поднялся в воздух - хотя и на короткое время - в первый раз.

ОП-3 является первой машиной версии, оснащенной российскими двигателями Климов ТВ7-117В - первые два вертолета использовали Pratt & Whitney XPW127/5. Это разделение по двигателям привело недавно к переобозначению вариантов - вертолет с двигателями Pratt & Whitney теперь известен как Ми-38-1 (изделие 260), а вертолет с двигателями Климова становится Ми-38-2 (изделие 2602), причем с этого момента компания официально отдает приоритет вертолету с отечественными двигателями.

Ми-38 был первоначально задуман как прямой наследник для чрезвычайно успешного, прочного и недорого семейства Ми-8/Ми-17 ('Hip'), но поскольку последнее по-прежнему пользуется высоким спросом, то эти ранние амбиции снизились до взгляда на Ми-38 как больше на нишевый вертолет, предлагающий более высокую производительность, но при более высокой стоимости.

Ми-38 может поднять шесть тонн нагрузки внутри фюзеляжа или до семи тонн на внешней подвеске, по сравнению с четырьмя и пятью тоннами соответственно у последних Hip. Таким образом, решающим значением для успеха Ми-38 будет его цена, но после трех десятилетий НИОКР, требующих окупаемости, она вряд ли будет дешева и, вероятно, будет слишком высокой для большинства традиционных заказчиков советских и российских вертолетов.

Типичной транспортной задачей для вертолета Ми- 38 будет доставка шести тонн грузов за 330 км, или четырех тонн до 820 км, хотя его перегоночная дальность с дополнительным топливным баком заявляется в 1550 км. Кабина может вместить до 30 пассажиров в комфорте с кондиционированным воздухом - впервые для российских вертолетов. Его крейсерская скорость весьма высока - 295 км/ч ( 160 уз) - при максимальной скорости 320 км/ч и потолке 6000 м ( 19685 футов), или статическом потолке 3100 м без учета влияния земли .

Первый полет вертолета OП- 3 пришелся на 30-летие проекта, работы по которому были начаты в 1983 году, хотя он не объявлялся публично до 1985 года, когда советский телеканал показал модель вертолета. Правительственная комиссия последовала в августе 1991 года, с утверждением полноразмерного макета вертолета, который должен был быть построен. Первый полет был затем запланирован на 1995 год, но вскоре после этого проект пережил ряд задержек и ОП-1 не начинал полноценные летные испытания до апреля 2004 года (хотя он сделал короткие подскоки и свое первое висение в декабре 2003 года).

Испытания шли спорадически, и вертолет совершил всего 84 полета с того времени и до прекращения испытаний ОП-1 в 2010 году.

Второй прототип ОП-2 взлетел первый раз 30 октября 2010 года, используя те же двигатели, снятые с ОП-1. Вертолет воплотил ряд усовершенствований, наиболее важным из которых была установка интегрированного комплекса авионики ИБКВ-38, созданного санкт-петербургской компанией "Транзас". Это было существенным преимуществом по сравнению с OП-1, который был оснащен лишь временным бортовым оборудованием "стрелочного" типа.

ОП-1 получил вторую жизнь, будучи переоборудованным под двигатели ТВ7-117В и модернизированным в качестве первого Ми-38-2. Тем не менее, он до настоящего времени тормозит развитие программы, поскольку еще до первого его полета (запланированного на 2011 год), редуктор вертолета разрушился, что привело к остановке испытаний на два года. За это время Казанский вертолетный завод закончил ОП -3, который обогнал восстановленный ОП-1 и стал первым полетевшим Ми-38-2.

Четвертый прототип ОП-4 в настоящее время находится в стадии строительства и также будет оснащаться двигателями Климова.

Непосредственной причиной большинства задержек в развитии программы была недостаточность финансирования, которая усугубляется явным отсутствием интереса со стороны традиционной клиентской базы Миля к вертолету этого класса . В результате большинство расходов по-прежнему покрывается за счет российского правительства и финансирование предопределяет дальнейшее увеличение убыточности проекта в течении ближайших нескольких лет.

В 2011 году расходы на НИОКР по программе Ми-38  составили 1,58 млрд рублей, и были снижены до 1.52 млрд рублей в 2012 году, 998 млн рублей в 2013 году, 945 млн рублей в 2014 году и 240 млн рублей в 2015 году. Эти суммы включают дополнительные 985 млн рублей, недавно выделенные по программе для перепроектирования главного редуктора ВР-382 после его разрушения во время стендовых испытаний.

Когда государственное финансирование пойдет вниз с 2014 года, промышленности придется самой увеличить затраты, чтобы профинансировать необходимые доработки в прототипах ОП-1, ОП-2 и ОП-3, проведение их испытаний и строительство четвертого образца ОП-4.

В нише

Представители правительства России и промышленности всегда были оптимистичны в комментариях о перспективах Ми-38, и национальная программа развития гражданской авиации России официально заявляет о начале серийного производства Ми-38 в 2015 году со сборкой тогда первых шести вертолетов по требованиям заказчиков - но это выглядит маловероятным.

Тем не менее, будущие цифры планируемой постройки кажутся более прагматичными - даже с учетом того, что проект пока что еще не получил ни одного заказа. Согласно другому документу, утвержденному премьер-министром Дмитрием Медведевым в декабре 2012 года, ожидается, что 175 Ми-38 будут построены в 2025 году и 264 к 2030 году. Это потребует ежегодного уровня производства около 18 вертолетов. Вот так - в то время как почти 200 вариаций Ми-8 в настоящее время сходят с производственной линии каждый год.

Фирма Миля надеялась что нефтедобывающая промышленность станет первым эксплуатантом, но откладывание освоения Штокмановского месторождения в Арктике нанесло удар по этим планам, и сейчас ожидается, что государство вмешается с размещением стартового заказа для "Специального летного отряда "Россия".

В настоящее время Министерство обороны России ждет завершения испытаний и запуска серийного производства вертолета в основной гражданской версии, перед тем как разместить свой возможный заказ на вертолет в варианте среднего транспортного.

Ранние предварительные исследования по созданию ПСТДВ (Перспективного среднего транспортно-десантного вертолета) ведутся в рамках проекта под кодовым названием "Коптильщик" .

Конструкторское бюро Миля представило для ПСТДВ эскизный проект Ми-38-3 в двух вариантах. Одним из них является слегка адаптированный вертолет Ми-38-2, а другим - вертолет с той же силовой установкой, редуктором и винтом, но с совершенно новым планером, разрабатываемым с использованием технологии Stealth, включающим убирающееся шасси и заднюю рампу.

p1481109

Проект военной версии вертолета Ми-38-3 по программе ПСТДВ в варианте с использованием элементов технологии Stealth (с) ОАО "Климов" (via Петр Бутовский via Jane's)


  • 1
Ми-38 все врямя тянул за свои деньги КВЗ. И только помница в 2008-м Лигай сказал что или государство будет помогать или он вообще закроет проект.

Зато только за 2 последних года 3 лярда ушло...
В принципе-то, суммы не страшные, просто критики ССЖ ложкой ешь (при сопоставимых суммах), а активной критики Ми-38 я не слышал :)

Ну, потому что Ми-38 никому особо не нужен и никому дорогу не перебегает :-)
А скептицизм по поводу востребованности этого вертолета давно и широко распространен, в том числе и в госструктрах.

Поэтому проект следует просто закрыть.

Он нужен. Просто Вертолеты России ценник взвинтили даже на Ми-17. Соответственно и на Ми-38 тоже. Им бы скинуть цену и пустить на ближние авиалинии. Самое то. Аэродромы хорошие не нужны, вместимость соответствующая. Можно делать грузопассажирские версии и брать попутный груз.
Это кстати камень в огород Мантурову, когда он еще рулил Оборонпромом. Что еще тогда на Ми-38 и ТВ7-117В денег нихрена не давали. Но зато зачем то вбухивали в безнадежный и убыточный Арсеньев и прочие Касатки-Катраны.

Арсеньев теперь делает Ка-52, а Ми-28, надеюсь, так и останеться в количестве своих 60-70 машин.
Аналогичные Ка-60 машины:
http://ru.wikipedia.org/wiki/AgustaWestland_AW139
http://ru.wikipedia.org/wiki/Sikorsky_S-76_Spirit хотя этот несколько меньше, так что о ненужности рано говорите.
Касательно Ми-38, то тот же Ми-17 только еще жирнее, аналог есть, но вряд ли вообще был смысл его разрабатывать только чтобы на 3 чел. больше перевозить.

Арсеньев загнется. На нем уже сокращается ежегодный выпуск Ка-52 если ты не знаешь. Это проект чисто для поддержания города, как Автоваз. Экономически он не выгоден, а практически вертолет так себе. Его мог бы спасти Ка-60(62) но судя по всему заказов на него много не будет.
Ми-28Н уже сделан больше чем 70 машин + не забудь про 22 только Ираку, на подходе Алжир.

Вот только ВВС РФ заказало Ка-52 больше чем Ми-28. Ну больше надо было милевцем про схлестывание визжать. Сейчас заказ выполнен, или почти выполнен, нового нет. С чего бы это, Ми-24 советские внезапно помолодели? Вон Су-30СМ же попер, как понос, несколько сот рассыпающихся МиГ-29 и Су-27 не будут ждать, пока там Т-50 доделают, и КНААПО увеличит выпуск Су-35 раз этак в 5, а Су-30МКИ освоен, только свои приборы поставить и гони. Ах да, там же еще 49 Ми-35 с какого-то перепугу заказали.

Насчет сокращается, так он можно сказать еще и не начинался, и я без понятия какой там план. Может 12-ым годом сдавали машины собранные в 11-ом, или производство остановлено из-за необходимости доработок. Пока ждать надо.

Заказало больше ненамного. Это учитывая то что Роствертол делает три типа вертолетов из-них два боевых и суммарный их выпуск выше чем у Прогресса. Про самолеты вообще не понял.

Выпуск Ка-52 сокращается, можешь посмотреть по последним годам, по моему алексей_вво давал. Или в отчетах Прогресса.

Ка-52 производится фактически 3 года всего, в 2012-ом сдали много машин, в этом мало. Почему, я не знаю, но строить график по трем точкам я не буду.

Заказ на Ка-52 140 машин, это как бы в 2 раза больше, чем 70 у Ми-28Н. Да еще палубный вариант намечается, для 4-х мисралей это 32 машины минимум, без каких-либо резервов.

С самолетами понятно все, что за 90-ые не сгноили, то сейчас грозится помереть от старости. КНААПО с его Су-35 даже если до 14-16 машин в год выпуск доведет, все равно к 2020 не сможет заменить даже Су-27. А раз так, то восполняем нехватку машин за счет отлаженной на индийцах модели, даже если она и не самая передовая. То что там разнобой будет, так это лучше, чем не иметь самолетов вообще.

Можно и Ка-52 совместно с Ми-28Н потерпеть, раз уж не сумели окончательно закопать Ми-28, когда Ка-50 официально приняли на вооружение, и даже построили небольшую серию, часть Ка-52 вроде из задела по Ка-50 и собирали. Все лучше, чем нехватка новых машин вообще.

А вот выпуск Ми-35 для меня вообще непонятен. Если заказ на Ми-28Н успешно выполнен и машина в войсках должна быть уже освоена, то зачем пускать в производство устаревшую модель? Отмазы, что на нее проще переучиться не принимаются. Зато приходит на ум вариант, что Ми-28Н на деле не так хорош, как его малюют, или, по крайней мере, никаких особых преимуществ по сравнению со старым крокодилом не имеет.

Расскажи про Ми-35М Венесуэле, Бразилии, Азербайджану, Ираку :)).
И почему ты его сравниваешь с Ми-28Н. Может Ка-52 не так хорош, потому как ударный вертолет он до сих пор нуль. Управляемого то вооружения на нем как не было до сих пор так и нет.
Если Ми-28Н такой хреновый почему на него есть экспортные заказы, участвовал в реальном тендере, хоть и проиграл? Ка-52 отметился только макетом в Турции и все. Как то никому не интересен.

А на Ми-28Н есть управляемое вооружение? Не просто на уровне, что какие-то там ракеты были, у Ка-50 те же "Вихри" были, а именно ракеты есть в производстве, вертолет имеет аппаратуру для их применения (у Ка-52 хотя бы РЛС есть) и от этого самого применения не падает (помпажи помнится при стрельбе на Ми-28 были. Я честно, не знаю, как там с "Вихрем" и "Атакой" (эта точно общая для обоих) дела, если плохо, то оба вертолета в одинаковой луже.

В Турцию предлагался не Ка-52, а Ка-50-2 с тандемным расположением членов экипажа. И это было давно.

Задача Россвертола продать продукт, даже если для этого придется сначала дать себе в жопу, а потом отсосать. Те, кто этого до сих пор не понял, сейчас сидят и пишут гнилые писульки о том, как неумеющий делать гражданские самолеты Сухой в Лице Миши Пого, бессовестно поимел их со своим SSJ. Если заказчику лучше подходит Ми-35, то он получит Ми-35. Ка-52 вертушка уникальная, это может многих отпугнуть, а вот почему берут именно Ми-35, а не Ми-28Н (контракт с Ираком незначительный, на этом экспортные успехи у 28-го вроде заканчиваются), вопрос остается.

На Ми-28Н есть УР, на Ка-52 до сих пор нет. РЛС есть и у Ми-28Н. Сейчас уже заканчиваются испытания. На Ка-52 РЛС тоже недавно появилась. Причем не надвтулочная. Значит уже фактора скрытности не будет.

Вот именно что давно. Больше никто не интересуется. Причем и в Индии, и в Швеции это были полноценные тендеры, с полноценными испытаниями, стрельбой. В Турции же просто показали макет и все.

контракт с Ираком незначительный
--------------------------------
Нифигасе ))) 22 машины. Это столько же сколько и в Индию вообще -то . Тех же Тигров да Руивалков выпустили меньше.
Будет еще и Алжир.

Это потому, что на Украине не делают вертолёты ;)

Как вариант. Хорошо, что сабж - не конкурент Ми-2 :)

  • 1