bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Category:

Харьковские беспилотники из ОАЭ для России ?

Наш блог уже уже сообщал о циркулирующих сведениях о том, что Министерство обороны России планирует приобрести в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) партию беспилотных летательных аппаратов (БЛА) United 40 версии Block 5 разработки местной компании ADCOM Systems (фактически, как можно судить планеры данных аппаратов, как и других беспилотных систем ADCOM Systems, разрабатываются при активном участии специалистов Харьковского авиационного института). Косвенным подтверждением возможности появления БЛА United 40 компании ADCOM Systems в России была и демонстрация его в экспозиции авиасалона МАКС-2013 в Жуковском в августе 2013 года.

К данной теме обратился и дружественный ресурс
"Перископ.2" (periscope2.ru). Как указывается в его материале, 3 декабря 2013 года агентство РИА Новости сообщило со ссылкой на главу компании ADCOM Systems из ОАЭ Али Захери, что эта компания «поставит российской армии в феврале 2014 года для испытаний первый беспилотный летательный аппарат (БЛА) United 40… В зависимости от результатов первых испытаний, поставка БЛА будет увеличиваться». Подчеркивается, что «стороны заключили предварительное соглашение о возможной закупке первой пробной партии этих беспилотников».




Беспилотный летательный аппарат ADCOM Systems United 40 Block 5 в экспозиции выставки IDEX-2013 в Абу-Даби (ОАЭ). Февраль 2013 года (с) Руслан Алиев / Перископ.2 / www.periscope2.ru



Ранее в июле 2013 г. агентство РИА Новости со ссылкой на анонимный источник в ОПК России уже сообщало, что Министерство обороны РФ планирует приобрести ограниченную партию БЛА в ОАЭ. «Речь идет, по крайней мере, о двух комплексах United 40 версии Block 5 разработки компании ADCOM Systems», — сказал собеседник агентства. На следующий день Интерфакс со ссылкой на другой анонимный источник сообщил, что Минобороны не планирует в обозримой перспективе закупать в Объединенных Арабских Эмиратах тяжелые беспилотные комплексы.

«Таких планов нет», — цитировало тогда агентство собеседника. Стало быть, появились такие планы…

Перспектива закупки United 40 в интересах Министерства обороны РФ — это вещь даже посильнее истории с Mistral, поскольку ОАЭ в числе ведущих разработчиков БЛА никогда не числились, хотя и очень стараются развивать эту тематику. Драматизма сюжету добавляет тот факт, что United 40 продвигается ОАЭ как ударный беспилотник. Правда, судя по открытым данным, еще полноценно не испытанный и не запущенный в серию.

Между тем, в ходе состоявшейся 17—21 февраля 2013 года в Абу Даби (ОАЭ) выставки вооружений и военной техники IDEX—2013 посетивший ее главком Сухопутных войск России генерал-полковник Чиркин проявил особый интерес к ударному БЛА United 40, натурный образец которого экспонировался на открытой площадке салона. Главком с небольшой свитой провел около эмиратского беспилотника не менее четверти часа, внимательно осмотрев летательный аппарат и побеседовав с представителем компании-производителя ADCOM.

БЛА United 40 является продуктом линейки Yabhon и ранее назывался Yabhon Smart Eye 2, однако в конце 2011 г. был переименован по случаю юбилея создания ОАЭ. Компания ADCOM Systems является частной и концентрирует усилия на развитии национального военного хайтека, декларируя полную самодостаточность и принципиальный отказ от интеграции в свои платформы компонентов зарубежного производства. Компания призвана быть альтернативной государственному монстру Mubadala, который осваивает госинвестиции в создание национального ОПК (аналогичным образом государство пытается выращивать национальную оборонку в Саудовской Аравии и Иордании). Однако остаются сомнения в том, что ADCOM действительно финансируется частными инвесторами, перед которыми надо отчитываться и с которыми надо делиться прибылью. Ни один из продуктов компании за годы ее деятельности не стал по-настоящему серийным, не поступил на вооружение и, в общем, не доступен в качестве продукта, а не выставочного экспоната.


Подробности разработки вызвавшего интерес российского главкома беспилотника не вполне очевидны. Предположительно, разработка началась в 2007 г. и сейчас существует несколько прототипов. В ноябре 2011 г. на авиасалоне в Дубае публике впервые был представлен образец этого БЛА; тогда же сообщалось, что первый полет намечен на ближайшее время.

Первый полет БЛА модификации Block 5 состоялся уже после IDEX-2013, в марте 2013 г. О ходе дальнейших испытаний и перспективах серии достоверной информации нет. Подтверждаются ли заявленные характеристики — неизвестно. Данные о надежности и эффективности также отсутствуют. Нет информации и о том, кто фактически является разработчиком.

Подписанный в ходе IDEX-2013 контракт на поставку вооруженным силам ОАЭ беспилотников General Atomics Predator XP (облегченный вариант базовой версии RQ-1, лишенный ударных возможностей) стоимостью 200 млн долл. дает почву для сомнений относительно способности ОАЭ самостоятельно разработать и запустить в серию ударный БЛА.

Вполне возможно, генерал Чиркин ничего этого об эмиратских БЛА не знал. В ходе выставки он с одобрением отозвался о наличии у ОАЭ собственного ударного БЛА: «Можно много говорить — сделали они его сами или собрали из импортных комплектующих. А у нас ударного пока ничего нет. У нас БЛА пока решают задачи связи, разведки, радиоэлектронной борьбы» — заявил он Интерфаксу.

Как понимает П.2, командующий в ходе выставки выражал недовольство отсутствием у российского ОПК ударных БЛА, которые можно было бы предложить военным: «По БЛА нельзя сказать, что мы отстали безнадежно, но отстали очень серьезно. Последние два десятилетия мы этим вообще не занимались. А у американцев по состоянию на лето 2012 года было на вооружении свыше 36 тысяч БЛА, причем любых — разведки, связи и ударные».

По словам главкома, в 2013 г. ожидается поступление в войска созданных по техзаданию минобороны БЛА типа «Орлан» и «Гранат». В частности, прошел этап войсковой эксплуатации БЛА «Орлан-10». Как понимает П.2, - на Кавказе.

В феврале 2013 г. было впечатление, что как Чиркин, так и главком Внутренних войск генерал армии Рогожкин выступать с инициативами по заказу зарубежных вооружений не намерены. Так, например, в октябре 2012 г. Рогожкин заявил прессе, что беспилотные летательные аппараты казанского производства «работают очень хорошо, особенно при выполнении тех задач, которые стоят перед нами на Северном Кавказе».

Нынешняя прямая речь главы компании из ОАЭ вызывает множество вопросов. Во-первых, кто на самом деле является разработчиком аппарата? Ведь ОАЭ известны стратегией массового импорта кадров и технологий, которых у этой страны большой дефицит.

Во-вторых, каковы могут быть мотивы получать ударный беспилотник у страны, не являющейся признанным лидером в разработке и производстве такой продукции?

Также не вполне понятно, как новость о возможных закупках эмиратской машины увязать с наличием заказов Министерства обороны России на ОКР и НИР по беспилотникам взлетным весом до 1 т и до 5 т, тендер на которые выиграли «Транзас» и ОКБ «Сокол» осенью 2011 г.?

Наконец, известно, что на  ADCOM как следует поработал Национальный аэрокосмический университет ХАИ (Харьковский авиационный институт) — в научных статьях сотрудников ХАИ упоминается как минимум четыре просчитанных либо продутых БЛА Adcom, у компании, похоже, даже есть представительство в Харькове. Судя по выходным данным ряда научных публикаций, руководитель ADCOM и генеральный конструктор United 40 Али Захери в 2010—2011 гг. являлся аспирантом ХАИ, в числе его соавторов указаны заведующий кафедрой экономики и маркетинга ХАИ доктор технических наук Василий Вартанян и начальник отдела НИИ проблем физического моделирования режимов полета самолетов ХАИ кандидат технических наук Валерий Черановский.

Что из себя представляет фирма ADCOM, кто ее акционеры и какова история, не очень ясно. Известно, что два года назад компания избавилась от «невысокотехнологичного» производства, продав его холдингу Tawazun, который специализируется в том числе на бронемашинах. Можно предположить, что это то самое подразделение, которое в 2000-2001 гг. под именем ADCOM Manufacturing неудачно пыталось финансировать разработку в Харькове БТР-3, бесславно провалившегося в ОАЭ и на экспортных рынках. Заметим также, что тогда же, в 2001 г., в Харькове была предпринята неудачная попытка ремоторизации БМП-3, закупленных ОАЭ в России (П.2 уже рассказывал о попытках ОАЭ модернизировать эти машины без участия России).

В свете такой истории сотрудничества по линии Харьков — ОАЭ, перспектива закупки арабских БЛА Вооруженными Силами РФ накануне "евроинтеграции" Украины выглядит ничуть не менее занимательно, чем история с  кораблями типа Mistral.


Подготовил Руслан Алиев

Tags: БЛА, ОАЭ, Россия, Украина, авиация, военно-техническое сотрудничество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments