?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Самый большой в истории корабль, когда-либо поставленный на экспорт, официально передан ВМС Индии
bmpd
Итак, свершилось!

В прошлую субботу, 16 ноября 2013 года, в Северодвинске на ОАО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" состоялась церемония официальной передачи индийским ВМС авианосца R 33 Vikramaditya проекта 11430 - самого большого в истории человечества боевого корабля, когда-либо поставленного на экспорт. Напомним основные события этого впечатляющего мегапроекта.

4 октября 2000 года - подписание российско-индийского межправительственного соглашения по передаче Индии на безвозмездной основе из состава ВМФ России тяжелого авианесущего крейсера проекта 11434 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (бывший "Баку"), предусматривающего оплату индийской стороной его переоборудования в полноценный авианосец, а также закупку для него российских истребителей и вертолетов.

20 января 2004 года - подписание ФГУП "Рособоронэкспорт" (РОЭ) контракта стоимостью 972 млн долл. с Индией на ремонт и переоборудование корабля. Работы поручено осуществлять ФГУП (затем ОАО) "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (СМП) в Северодвинске. Одновременно ОАО РСК "МиГ" подписало с Индией отдельный от РОЭ контракт на разработку и производство 16 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ ( "9-41"/"9-47") стоимостью около 570 млн долл.

30 ноября 2005 года - корабль заведен в наливной бассейн СМП.

2006 год - дефектация материальной части корабля завершена. Сюрприз, сюрприз! - выясняется, что при заключении контракта объем работ сильно недооценен.

2007 год - кризис. Российская сторона требует увеличения стоимости контракта. Индийская сторона всерьез рассматривает возможность прекращения проекта.

4 декабря 2008 года - тем не менее, работы на СМП продолжаются, корабль спущен на воду, а в День ВМС Индии переведен к достроечной набережной.

Ноябрь 2010 года - на авианосец подано штатное электропитание и начаты швартовные испытания механизмов и систем.

12 марта 2012 года - Ценовой кризис преодолен. В Дели подписано соглашение об увеличении стоимости контракта на ремонт и переоборудование до 2,33 млрд долл.

27 декабря 2011 года - запуск первого котла.

7 апреля 2012 года - авианосец переставлен с достроечной набережной к стенду размагничивания.

8 июня 2012 года - Vikramaditya впервые выходит из Северодвинска на заводские ходовые испытания в Белом и Баренцевом море.

27 июня 2012 года - первая посадка летательного аппарата на переобрудованный корабль. На авианосец сел и вновь поднялся вертолет Ка-27ПС.

28 июля 2012 года - Михаил Беляев и Николай Диордица совершают первую посадку на авианосец истребителя МиГ-29КУБ

август 2012 - выявляются неполадки в термоизоляции котлов, технология которой по требованию индийской стороны была изменена. Передача авианосца, назначенная на 4 декабря 2012 года, переносится на год.

3 июля 2013 года - начало второго этапа испытаний Vikramaditya в Белом море.

28 июля 2013 года - авианосец на ходовых испытаниях достигает скорости 29,2 узла.

5 августа 2013 года - начало второго этапа летных испытаний. Впервые за 14 лет русские летчики совершают ночные посадки и взлеты на авианосец. Три высокопоставленных индийских морских офицера совершают посадку на авианосец в качестве вторых пилотов.

16 ноября 2013 года - корабль Vikramaditya официально передан ВМС Индии.

На церемонии передачи корабля 16 ноября присутствовал заместитель директора ЦАСТ Константин Макиенко. Публикуем его фоторепортаж:

Не будучи настоящим сварщиком, то есть фотографом, ни в коей мере не претендую на эксклюзивность и даже просто сколь-нибудь хорошее качество этих высокоталантливых снимков.

1. Начинаем с эпилога (такой вот оксюморон). Спят усталые игрушки, мишки спят. Церемония закончена, на полетной палубе Vikramaditya нет ни журналистов, ни индийских офицеров, ни русских специалистов. Все ушли, наконец, греться и праздновать. Индийский флаг (он же гюйс) гордо реет над трамплином. Пару часов назад Индия стала обладателем своего первого авианосца, способного нести самолеты горизонтального взлета, после 1989 года, когда первый индийский авианосец R 11 Vikrant (бывший английский Hercules) окончательно лишился базировавшихся на него противолодочных самолетов горизонтального взлета Breguet 1050 Alize.


DSC_9522

(c) bmpd

2. А это, наоборот, начало. Десять утра, но в Северодвинске еще утренний сумрак.


DSC_8627
3.

DSC_8797
4.

DSC_9475

5. Только ленивый не отметил героизм индийских моряков, выросших на сорокоградусной жаре, и стоически выдержавших четыре часа церемонии при минус два, с влажностью и ветром, в таких вот мундирчиках. Я так и не понял, это военно-морской понт такой, или воспитание выдержки. Имея чуть ли не пуд избыточного веса и зимнюю тельняшку двойной вязки, я под конец церемонии дрожал как цуцик, а эти бравые парни вовсю старались держать форс. У многих получалось.

DSC_8637

6. Наши.

DSC_8638

7. Какие-то высшие индийские военно-морские офицеры. Справа командир корабля коммодор Берри.

DSC_8696

8. Подписание Акта приемки-сдачи корабля. С российской стороны Акт подписывает заместитель генерального директора РОЭ Игорь Севостьянов, с индийской - командир корабля коммодор Сурадж Берри. Не понимаю, почему на церемонии не смогли быть высшие руководители РОЭ и ФС ВТС. Вообще-то на событие такого масштаба и премьеру не стыдно было бы приехать. От индийцев, на секундочку, был министр обороны Энтони. Впрочем, отсутствие высших российских ВТСников более чем компенсировал своим приездом вице-премьер Дмитрий Рогозин. Клеветники клевещут, что, получив нагоняй от В.В. Путина за избыток самопиара и недостаток конкретной работы, Рогозин якобы сомневался, ехать ли. Но прибыл и даже вполне правильные слова сказал.

DSC_8885

9. Спуск российского государственного флага на корме. Гимн, щиплет глаза (от ветра и холода, конечно), последние секунды пребывания корабля в русской юрисдикции. Слева виден нос списанного тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Ушаков" (бывшего "Киров"), стоящего на "Звездочке".

DSC_8930

10. Российский флаг спущен, лейтенант несет его для передачи русскому командиру Vikramaditya во время испытаний капитану первого ранга Игорю Рябко.

DSC_9000

11. Индийские и российский адмиралы и офицеры наблюдают поднятие индийского флага. Первый слева - главнокомандующий индийских ВМС Кумар Джоши, далее - главнокомандующий ВМФ России Виктор Чирков. Кстати, адмирал Чирков был единственный из всех выступавших русских, сказал не унылую казенно-бюрократическую бессмысленную белиберду, а  живые человеческие слова. Раз уж зашла речь о выступлениях  - хотелось бы отметить индийского главкома Джоши, который, произнося речь на английском, демонстративно перешел на русский язык, когда говорил слова благодарности рабочим "Севмаша". Наши политики к своей промышленности так относились бы.

DSC_9079

12. Игорь Рябко передает полотнище российского флага адмиралу Чиркову.

DSC_9042

13. Поднятие индийского военно-морского флага. Авианосец теперь - территория Индии. Нелегально нахожусь на индийской территории без визы.


DSC_9117

14. Эволюции индийских моряков на флайт-деке.

DSC_9159

15 Самолетоподъемник. Снято снизу из ангара.

DSC_9343

16. А это ровно наоборот. Спускаюсь на самолетоподъемнике в ангар.

DSC_9321

17. В ангаре.

DSC_9367

18. Крайний справа - посол Индии в России, левее - коммодор Берри, далее - министр обороны Кумар Энтони, потом главком Джоши. На заднем плане - индийский экипаж Vikramaditya, с которым только что общался индийский министр обороны. Что там говорилось - слышно не было, но периодически моряки кричали какие-то свирепые речевки. Весьма, весьма impressive.

DSC_9381

19. Министр обороны Индии Энтони. Если на начинающихся в Индии парламентских выборах победит Индийский Национальный Конгресс, то, весьма вероятно, что это будущий премьер-министр Индии. Несмотря на свой несуразный на русский вкус вид - весьма серьезный дядечка. Хотя он был явно сильно уставшим и, похоже, плохо себя чувствовал, но безукоризненно провел все официальные церемонии. Очень корректно и тепло комментировал российские усилия по реализации программы. По его словам, Россия - совершенно эксклюзивный, ни с кем несравнимый партнер по ВТС, отношения с которым не похожи на связи ни с одним другим поставщиком. Мне показалось, что индийские военные более чем тепло и неформально его приветствовали. Откровенно говоря, не могу себе представить российских военных, с такой же неказенной приязнью салютующих Сердюкову или Шойгу.

DSC_9401

20 Главком Джоши.

DSC_9429

21. Энтони и Джоши.

DSC_9407

22. Коммодор Берри.

DSC_9436

23

DSC_9467

24. Так сказать, символы, с одной стороны, райзинг, а, с другой,  не очень чтобы сильно райзинг, военно-морских держав. На переднем плане - военно-морской флаг нового авианосца индийских ВМС Vikramaditya. На заднем плане - нуждающийся в срочной утилизации списанный ракетный крейсер "Адмирал Ушаков".

DSC_9237

25.

DSC_9565

26. Еще раз "Адмирал Ушаков". Отремонтировать и модернизировать корабль невозможно. Но вопрос о его утилизации все еще не решен. Задержка чревата неприятными экологическими последствиями.  Вообще-то по негласному соглашению между Севмашем и "Звездочкой", гости СМП не должны фотографировать в сторону "Звездочки", и вис верса. Нарушил, каюсь. Но воздержался от снимка двух "батонов", стоящих на "Звездочке" аккурат напротив (ну ладно, чуть правее) Vikramaditya. Вообще это даже маленько доставило - два "убийцы авианосцев" напротив "легкого авианосца".

DSC_9560

27. А это тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" (бывший "Калинин"). Похоже, что он сменит Vikramaditya в качестве основной надводной программы СМП. Есть основания полагать, что трудоемкость работ по модернизации "Адмирала Нахимова" будет сопоставима с объемом работ по Vikramaditya. Сапиенти сат, как у нас говорится. Сдача модернизированного "Адмирала Нахимова" номинально запланирована на 2018 год.

DSC_9233


Имеется в виду, что Варяг продавался Китаю не как военный корабль? :)

Эпопея закончилась, что очень хорошо! А вот модернизация Нахимова это бред полнейший! Расточительство никак иначе! Нужны современные серийные корабли меньшего водоизмещения, но в больших количествах! А это какой-то фаллический символ получается... На заявленные 50 млрд (страшно представить сколько будет в итоге) можно три 22350 построить!

Ну или, возможно, закончить НИОКР по ЭМ :)
Все же кораблики крупнее 22350 нужны, хоть по 1-2 на флот.

Когда смотрел видео по передаче, на моменте спуска нашего флага сердце екнуло.
Хотя и не являюсь сторонником АН вообще, и уж тем паче малых, для нашего флота, а все равно...
http://www.youtube.com/watch?v=4o3tsrZBrTU#t=16

отличный репортаж.
а по поводу будущего основного заказа СМП и модернизации Кузнецова.
говорят что Кузнецов просто напросто не сможет пройти в наливной бассейн, слишком широкий в отличие от Викры.
а доковаться может только на ПД-50 в СРЗ-82, а там его модернизировать не будут, т.к. остальные крупные корабли не смогут проходить в этом случае текущий и доковый ремонт.
возможно задержка с его модернизацией связана именно с этим..

Да там и с КТУ серьёзные проблемы... Вроде бы "Сарычи" от этого же умирают пачками...

26. Еще раз "Адмирал Ушаков". Отремонтировать и модернизировать корабль невозможно.

А можно немного поподробнее почему невозможно?

Я так понял, там по корпусу пошли какие-то необратимые деформации. Дешевле будет новый строить, чем это приводить в порядок.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Приказ америкосов,утилизировать.Чтоб не было таких кораблей.

(Deleted comment)
Корабль концептуально относящийся к 70-м годам прошлого века. Только большой и дорогой, как в ремонте, так и в обслуживании.

История сделки полна фейспалмов, хорошая таки штука эти авианосцы- клиент ради них готов ждать десятилетия и доплачивать.

Интересная статья.
А что за наушники у индийцев?! Что бы слышать перевод?


Чтобы вернуться на родину с ушами.

Молодцы севмашевцы, справились! Хоть эпопея со строительством и затянулась, но остается думать, что индусы остались довольны конечным результатом.

Завершение - это, конечно, хорошо. Но немного грустно. И еще немного жаль, что в 2008 наши с индийцами договорились о цене. ИМХО, за такой для своего флота и двух миллиардов не жалко: миллиарды найти можно, а авианосец - нет...

Перефразируя известный афоризм: Хотите разорить державу второго ранга с имперскими амбициями - оставьте ей авианосец.

Киров вполне ремонтируется. Просто нет решения на это с пояснением, что в случае не возврата корабля в строй всех причастных расстреляют. И это будет касаться абсолютно всех кто сначала привёл корабль в такое состояние, а потом оказался не в состоянии отремонтировать его. Хотя за невозврат атомных крейсеров всё-равно расстреляют всех причастных. Путин не вечен. И в его старом журнале от 2007 года он сам писал, что не хотел идти на 3-й срок. А раз не хотел - значит ждёт смены власти. А новая власть всегда метёт по новому. Мотивировка нужна понятная всем. Настолько понятная, чтобы те не смогли сделать вид, что не поняли.

Edited at 2013-11-19 10:21 am (UTC)

Я правильно понимаю, что сейчас там ПВО вообще никакого нет, даже АК-630М?

(Deleted comment)
Не завидуй свидомит, а лучше расскажи, как там у вас дела с "супер-дупер-пупер" БТР-4.:))

Edited at 2013-11-19 09:44 pm (UTC)