?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Петр Бутовский про Су-35
bmpd
Дружественный ресурс "Перископ.2" (periscope2.ru) опубликовал перевод статьи известного международного авиационного журналиста Петра Бутовского (Piotr Butowski) о новейшем российском многофункциональном истребителе Су-35, опубликованной в июньском за 2013 год номере журнала "Air International".




Истребитель Су-35С (бортовой номер "07 красный") ВВС России. Самолет был построен в 2012 году. Жуковский, 23.08.2013 (с) Марина Лысцева / fotografersha.livejournal.com




Внешние различия между истребителями Су-35 и Су-27 небольшие: кили первого короче таковых у Су-27 (хотя рули больше), а «жало» между гондолами двигателей меньшее. На новом самолете отсутствует большой воздушный тормоз, имеющийся у Су-27, для уменьшения скорости он использует различные углы отклонения рулей направления. А носовая стойка шасси имеет два колеса, вместо одного у предшественника.

Но внутри самолета все сильно изменилось. Он оснащен двумя двигателями с изменяемым вектором тяги АЛ-41Ф1С («изделие 117С»), с тягой у каждого на форсаже в 142,2 кН, что на 16% превышает показатели Су-27. Новый истребитель оснащен вспомогательной силовой установкой ТА14-130-35 для питания своих бортовых систем. В его конструкции использованы новые материалы. Запас топлива в 11,5 тонн на 22% превышает объемы топлива Су-27. Внутри кабины летчик имеет электронную систему управления полетом, состоящую из двух 380х290 мм многофункциональных индикаторов МФИ-35, а также три меньших индикатора, и систему индикации на лобовом стекле с большим углом обзора ИКШ-1М. На Су-35 смонтирована электродистанционная система управления с четырехкратным резервированием. Кислород вырабатывается бортовым генератором, что позволяет избежать зарядки кислородных баллонов после каждого полета. КБ Сухого также внедрила форму обслуживания для многих систем «по состоянию», в отличие от замены их по ресурсным показателям, а это повышает ремонтопригодность истребителя.

Улучшенная РЛС и система РЭБ

Серьезные изменения также коснулись бортовых радиоэлектронных систем Су-35. Основная система обнаружения целей – Ш135, которая состоит из РЛС Н135 «Ирбис» и системы РЭБ «Хибины». РЛС Н135 была разработана НИИП им. Тихомирова, а серийное производство ведется на Государственном Рязанском приборном заводе. РЛС является развитием системы Н011М «Барс», которая устанавливается на борту истребителей Су-30МКИ, разработанных по заказу индийских ВВС, и, также как и предшественница, РЛС оснащена антенной с пассивной фазированной решеткой. На «Ирбисе» имеется несколько модулей «Барса», включая систему синхронизации, приемники низко- и сверхвысокой частоты, а также усилитель мощности. Оригинальная индийская БЦВМ, стоящая на «Барсе», была заменена на российские системы. Вычислитель Соло-35.01 отвечает за прием сигнала, а Соло-35.02 отвечает за обработку информации и управление РЛС, вместо индийских процессоров RC1 и RC2, стоящих в «Барсе».

По сравнению с «Барсом», «Ирбис» использует более широкий набор рабочих частот (тем самым повышая устойчивость к помехам), имеет больший угол обзора по горизонтали +/-125°, увеличенную дальность обнаружения и более высокую разрешающую способность. РЛС может сопровождать до 30 воздушных целей, из которых восемь могут быть практически последовательно сопровождаться с точностью, достаточной для их одновременного поражения ракетами «воздух-воздух» средней дальности с активной ГСН. Две цели могут быть обстреляны одновременно ракетами с полуактивной ГСН, а это требует от РЛС подсвечивать цели. В режиме «воздух-земля» РЛС может обнаруживать четыре наземные цели. Средняя мощность на выходе составляет 5 кВ, а пиковая может достигать 20 кВ. Это дает РЛС возможность использовать режим «дальнего обнаружения» (ограничен сектором 100°х100°), который позволяет обнаруживать цели класса «истребитель» на дальности 350-400 км в передней полусфере, или до 150 км при обзоре задней полусферы. В ходе обычных поисковых режимов работы (покрывает сектор 300°х300°) РЛС может обнаруживать истребители на дальности 200 км в отсутствие облачности или 170 км в режиме обзора подстилающей поверхности. РЛС «Ирбис» также может классифицировать цели («крупная», «средняя» или «малая»), а также сортировать их по типу, например, «вертолет», «крылатая ракета» или «истребитель», сравнивая их с заложенной в память библиотекой целей.

Комплекс РЭБ «Хибины-М» производится Калужским Научно-исследовательским радиотехническим институтом. Комплекс состоит из разведывательного блока, который фиксирует излучение от РЛС воздушного базирования или ПВО, а также блока радиоэлектронного противодействия. Часть системы работает на наиболее популярных высоких частотах (волны H и J) и встроена в планер самолета. В случае необходимости на Су-35 могут быть подвешены контейнеры, которые расширяют возможности системы за счет добавления возможности работать на средних волнах (от E до G). На Су-35 также имеются блоки отстрела ловушек УВ-50 на 14 патронов., которые находятся на «жале» в задней части фюзеляжа.

Пассивные системы обнаружения

Оптико-локационная станция ОЛС-35 для Су-35 была разработана Научно-производственной корпорацией «Системы прецизионного приборостроения» (НПК СПП). Это является необычным выбором для КБ Сухого, которое ориентировалось на продукцию Уральского оптико-механического завода, устанавливавшуюся на другие типы машин КБ, включая разрабатываемый истребитель Т-50. ОЛС-35 имеет инфракрасную и электро-оптическую камеру, которые используют общий оптический блок, а также лазерный дальномер и подсветчик цели. Система смонтирована в носовой части Су-35, ее зона автосопровождения +/-90° по азимуту, — 15°/+60° по углу места. Воздушная цель размером с Су-30 может быть обнаружена на дальности 90 км в задней полусфере или с 35 км – в передней. ОЛС-35 может сопровождать четыре воздушные цели одновременно, при этом не посылая никаких сигналов, которые могут предупредить их об облучении. Летчик Су-35 также оснащен нашлемной системой целеуказания, хотя ее тип еще не обнародован.

НПК СПК также производит для Су-35 прицельный контейнер «воздух-земля», который оснащен электронно-оптическим, инфракрасным и лазерным каналами, а также лазерным целеуказателем, которые позволяют летчику истребителя направлять авиационные средства поражения на цели, подсвеченные третьей стороной. Контейнер может сопровождать до четырех наземных целей одновременно.

Су-35 оснащен более совершенным бортовым комплексом обороны, также выпускаемым НПК СПК. Инфракрасная система предупреждения о приближении ракет состоит из шести датчиков, расположенных в передней части фюзеляжа для обеспечения всеракурсного покрытия. Система может фиксировать пуск ракеты ПЗРК на дальности 10 км, ракеты «воздух-воздух» — 30 км, а крупной ракеты «поверхность-воздух» — от 50 км. Два датчика обнаружения лазерного облучения расположены по бортам в носовой части фюзеляжа. Они могут обнаружить лазерные дальномеры на дальности 30 км.

Система обнаружения радиолокационного обнаружения на Су-35 состоит из системы Л150-35 «Пастель» разработки омской компании ЦКБА, которая стоит на современных российских боевых самолетах. Л150 также выдает координаты цели для противорадиолокационных ракет.

Повышенные возможности по поражению целей

Су-35 получит возможность применять все типы тактических ракет, стоящих на вооружении российских ВВС, или которые будут приняты на вооружение. Впервые управляемая ракета была запущена с борта Су-35 27 июля 2012 г. Хотя об этом пуске не было обнародовано никаких деталей, судя по всему, это была ракета «воздух-воздух» средней дальности Р-73. Новые типы ракет, которые в настоящее время внедряются в производство в России, включают ракету средней дальности Р-77-1 и малой дальности Р-74М. Последующие варианты, известные как К-77М и К-74М2, находятся в разработке. Считается, что Су-35 также сможет применять ракету большой дальности К-37М, которая в настоящее время проходит испытания. Оснащение истребителя ракетой К-100 разработки ОКБ "Новатор", с которой самолет публично выставлялся, не планируется, а разработка ракеты с тех пор была прекращена.

Из ракет класса «воздух-поверхность» Су-35 может применять противорадиолокационные ракеты Х-31ПМ и Х-58УШ, противокорабельные ракеты Х-31АМ, Х-35У и Х-59МК, универсальную ракету Х-38М с различными ГСН, а также управляемые бомбы калибра 250-, 500- и 1500 кг. Рекламные материалы 2005 года содержали информацию о том, что Су-35 может оснащаться тяжелыми противокорабельными ракетами "Калибр-А" и "Яхонт".

Российский «дополнительный» истребитель

Программа Су-35БМ была запущена 10 лет назад с целью производства самолета на экспорт. Она финансировалась исключительно компанией Сухого и ее партнерами, модель нового самолета была показана на авиасалоне в Дубае в ноябре 2003 г. Ожидалось, что Су-35 будет готов в 2007 г., и он рассматривался как «переходный» тип истребителя, позволяя сохранить загрузку компании до начала производства истребителя 5 поколения ПАК ФА/Т-50. Но его перспективы и роль внутри компании радикально изменились по сравнению с первоначальными планами.

Требование российских ВВС оснастить 30 эскадрилий, на вооружении каждой из которых должно находиться 12 истребителей Т-50, в настоящее время рассматривается как недостижимое, в первую очередь из-за стоимости истребителя пятого поколения. Если ВВС хотят иметь 30 эскадрилий, им нужен более простой и дешевый самолет в качестве дополнения к Т-50. Второй самолет также должен отвечать требованиям российских ВВС, включая дальность в 3000 км, что исключает возможность закупки легкого истребителя. Эволюция российских планов сказалась на судьбе Су-35, который был выбран в качестве дополнения к Т-50, а это открыло путь к крупным внутренним заказам.

Когда президенту ОАК Михаилу Погосяну недавно задали вопрос о будущем Су-35, он подтвердил, что он будет модернизировать и производиться в течение многих лет наряду с ПАК ФА в качестве его более дешевой альтернативы. Погосян отказался уточнить разницу в цене между двумя самолетами, но по его словам, истребитель пятого поколения будет «стоить не дороже 100 млн долл.», в то время как Су-35 должен быть «дешевле, с целью сохранить конкурентоспособность на рынке».

Концепция смешанного парка дорогих/дешевых самолетов привела к тому, что в августе 2009 г. российские ВВС заказали 48 Су-35, которые должны быть поставлены к 2015 г., стоимостью 1,4 млрд руб. (45 млн долл.) каждый. За контрактом последовали жалобы со стороны авиационной промышленности на то, что цена самолета была ниже его себестоимости. В соответствии с Государственной программой вооружений, несколько позже будет заказана еще одна партия из 48 Су-35, которые должны быть поставлены в 2016-2020 гг.

Летчик-испытатель Сергей Богдан совершил первый полет на Су-35 (бортовой номер «901») 19 февраля 2008 г. со взлетного поля КнААПО. Второй самолет («902») приступил к испытаниям 2 октября 2008 г., за которым должен был последовать третий («904», самолет с номером «903» использовался для статических испытаний), но 26 апреля 2009 г. он сгорел на взлетной полосе. Это событие стало серьезным ударом по программе, так как борт «904» был первым полностью оснащенным экземпляром, и его потеря затормозила испытания на многие месяцы.

3 мая 2011 г. на КнААПО взлетел Су-35С-1. Этот третий летный экземпляр Су-35 был первым самолетом в конфигурации, заказанной российскими ВВС. Су-35С-1 с бортовым номером «01» был направлен в испытательный центр в Ахтубинске 28 мая 2011 г. с целью прохождения государственных испытаний. Второй борт (Су-35С-2 «02») поднялся в воздух 2 декабря 2011 г., за которым 17 января 2012 г. последовал Су-35С-3 («03») и Су-35С-4 («04») 19 февраля 2012 г. Первые четыре экземпляра Су-35 используются для испытаний, борты «01» и «04» в настоящее время находятся в Жуковском, а вторая пара – в Ахтубинске. Каждый несет камуфляж, включающий три оттенка серого и голубого цветов. 100-й полет по программе Су-35 был совершен 23 марта 2009 г., 300-й – 19 сентября 2010 г. и 500-й 4 апреля 2012 г. К началу 2013 г. самолеты совершили 1000 полетов.

Еще шесть Су-35 были формально переданы ВВС в декабре 2102 г. и перелетели в Ахтубинск в конце января («06», «07» и «08») и середине февраля («09», «10» и «11») 2013 г. Они были окрашены в темно-серый камуфляж со светло-серыми нижними поверхностями. Некоторые из них должны быть отправлены в Центр боевого применения и подготовки летного состава в Липецке.

К концу апреля было выпущено 12 Су-35, включая два прототипа и десять серийных Су-35С. В 2013 и 2014 гг. КнААПО должно выпустить по 12 самолетов в год, плюс 14 в 2015 г., чтобы выполнить первоначальный контракт на 48 машин.

Экспортные продажи

Несмотря на успех Су-35 на внутреннем рынке, он еще не поступил на вооружение за пределами России. Он предлагался КНР начиная с 2006 г., и Китай рассматривался производителем в качестве стартового заказчика, но он не проявил интереса к новым закупкам больших партий вариантов Су-27 (с учетом начала производства собственных, нелицензионных версий Су-27). Вместо этого китайцы хотели закупить небольшую партию самолетов – четыре-шесть машин, или даже некоторые из установленных на них системы, к примеру, РЛС «Ирбис» или двигатели АЛ-41ФС. Российская сторона заявила, что готова продать в КНР не менее 48 самолетов.

Интерес Китая к самолету считался утраченным до 25 марта 2013 г., когда стало известно о подписании контракта на поставку в КНР 24 самолетов. Это удивило российскую сторону, которая заявила, что подписано только «рамочное соглашение» на поставку истребителей. Первые новости о контракте появились в китайских СМИ, в то время как информация о предыдущих поставках истребителей Су в Китай обычно шла из российских источников. Возможно, что с помощью такой утечки КНР пытается оказать давление на Россию, настояв на продаже 24, а не 48 самолетов.

Переговоры с Ливией на поставку 12 Су-35 достигли продвинутой стадии в 2009 г., когда истребитель был представлен ливийской делегации. Но смена режима в стране снизила шансы на заключение контракта. Су-35 также был исключен из бразильского тендера на закупку нового многофункционального истребителя.

В 2013 г. Сухой и ОАК интенсифицировали усилия по продаже Су-35 на экспорт. По словам их представителей, ведутся переговоры с представителями 10 стран, а появление самолета на авиасалоне в Фарнборо может рассматриваться как начало новой международной маркетинговой кампании.

Оригинал публикации: Air International, June 2013 — Piotr Butowski

Перевод Андрея Фролова



  • 1
Полезная статья - хорошо разложил все.

А разве 117С есть? Не 117 просто?

117 "просто" на Т-50, а 117С (видимо, С означает серийный) на Су-35С. Отличаются системой управления и даваемой тягой в пользу пока не серийного изделия 117.

Скрипач (Китай) нам не нужен

Все-таки никто внятно не может объяснить в чем нужда продать китайским копирастам Су-35? НАЛУЯ ЭТО НАДО???? Поддержать производство? Так закажите эти 24 самоля для наших ВВС!

Re: Скрипач (Китай) нам не нужен

Может не от жадности, а ради большой политики? Когда-то китайские братья от нас технологии ЯО получили.
Не претендую на правду.

Re: Скрипач (Китай) нам не нужен

там же в конце указано об этой истории

Интерес Китая к самолету считался утраченным до 25 марта 2013 г., когда стало известно о подписании контракта на поставку в КНР 24 самолетов. Это удивило российскую сторону, которая заявила, что подписано только «рамочное соглашение» на поставку истребителей. Первые новости о контракте появились в китайских СМИ, в то время как информация о предыдущих поставках истребителей Су в Китай обычно шла из российских источников. Возможно, что с помощью такой утечки КНР пытается оказать давление на Россию, настояв на продаже 24, а не 48 самолетов.

если речь идёт о крупной партии то почему бы и не продать, всё равно будут продаваться не самые последние разработки Т-50
китайцы пока даже АЛ-31Ф скопировать полностью не могут хотя они поставляются в туда в больших кол-вах.
все остальные важные системы будут в экспортном исполнении.

Edited at 2013-10-23 06:33 am (UTC)

Re: Скрипач (Китай) нам не нужен

Если ВВС РФ покупает Су-35С по ценам ниже себистоимости, то они могут поддержать производителя закупая их как можно меньше :)

Похоже, что Сухой может заработать только на экспортных контрактах. А партию в 48 штук кроме Китая сейчас никто не возмет. Индия пересытилась российскими истребителями (МиГ-29UPG, МиГ-29К, Су-30МКИ, FGFA) и ищет разнообразия у европейцев и американцев.

Страны Южной Америки могут взять в общей сложности ну скажем до сотни Су-35С. И то не скоро. Столько же Африка (Северная, в первую очередь). В Азии Индийцы намереваются модернизировать Су-30МКИ, с возможным доведением их возможностей до уровня Су-35СЭ. Остальные Азиатские страны кроме Китая могут взять, скажем, еще до сотни машин.

Китай способен финансово взять крупную партию, причем уже сейчас (и в этом его особенность для Сухого). Это позволит Сухому не только заработать на экспорте, но и (теоретически) снизить себестоимость производства, и улучшить финансовые показатели при поставке машин отечественным ВВС. Другое дело, что китайцам это не интересно, т.к. они свою военную авиационну промышленность развивают, причем РФ на этом внешнем рынке для Китая главный конкурент.

Есть еще потенциальная возможность сбыта на рынках стран Ближнего Востока, если ситуации там стабилизируются. Ирану крайне нужны современные истребители. Их потребность и возможность можно оценить в полсотню-сотню машию. Отношения Египта с США ослабевают в виду санкций и политического давления американцев. В этой ситуации им опасно полностью пологаться на американскую технику. Ирак потенциально может взять несколько десятков Су-35.

Турция, в ситуации продолжения уходшения отношений с Западом, тоже может решиться на закупку российских истребителей взамен F-35.

В общем, продавать Китаю Су-35С довольно глупо, если только размер партии и экономический выигрыш не перекроют все очевидные недостатки такой сделки (клонирование для внутреннего а в последствии и для внешнего рынка). Но у Китая нет реальной военной потребности в Су-35С - только как стимул своего ВПК и для изучения возможностей потенциального противника (как РФ, так и Индии, и возможно других стран Восточной Азии). А для этого достаточно несколько машин.

(Deleted comment)
"НПК СПК также производит для Су-35 прицельный контейнер "воздух-земля..... "
Интересно что это за чудо. Ни разу нигде официально не фигурировал.

В статье ошибка, не НПК СПК, а НПК СПП: http://www.npk-spp.ru/

Если сектор обзора РЛС +/- 125 град. по азимуту, то как обычный обзор может быть 300х300 град?

Поясните магию чисел здесь, кто в курсе. Уже хотя бы то, что 125+125=300 не сходится.

Edited at 2013-10-23 08:31 am (UTC)

В Азии Индийцы намереваются модернизировать Су-30МКИ, с возможным доведением их возможностей до уровня Су-35СЭ. Остальные Азиатские страны кроме Китая могут взять, скажем, еще до сотни машин.
Это как,простите -до уровня 35С?В том-то и дело,что у Су-35 не только авионика,но и планер очень сильно переработан.Увеличен запас топлива,конструкция упрочнена,отсюда возможность вешать более тяжелые подвески,тира ПТБ-3000.Генератор,как я понимаю,тоже более мощный.ЭПР где-то,как-то,но уменьшили.Изделие 117С(пусть меня поправят,если ошибаюсь)в Су-30 не влезет.Так что в отношении В-В Су-35 должен очень сильно обогнать МКИ
С магией цифр -очевидная очепятка

Edited at 2013-10-23 12:41 pm (UTC)

До уровня супер-сухой вроде они собираются модернизировать свои Су-30. И то не все.

Причем хорошая таки очепятка. Если гуглить Ирбис - можно найти сведения о возможности обнаружения на дальностях до 400 км при обзоре в 100 кв. град. Это 10х10 град.

>Это как,простите -до уровня 35С?В том-то и дело,что у Су-35 не только авионика,но и планер очень сильно переработан.Увеличен запас топлива,конструкция упрочнена,отсюда возможность вешать более тяжелые подвески,тира ПТБ-3000.Генератор,как я понимаю,тоже более мощный.ЭПР где-то,как-то,но уменьшили.Изделие 117С(пусть меня поправят,если ошибаюсь)в Су-30 не влезет.Так что в отношении В-В Су-35 должен очень сильно обогнать МКИ

Вы, конечно, правы. Равенства по всем пунктам с Су-35С конечно же не выйдет. Я имел в виду стремление направленное на приближение к возможностям Су-35С (как наиболе современной машины семейства Су-27) за счет модернизации систем, подлежащих модернизации (вроде БРЛС, ОЛС и пр.).

Кроме сатурновских движков есть еще и салютовские разработки АЛ-31Ф М2 и М3, которые по характеристикам примерно соответствуют 117С, сохраняя геометрию АЛ-31Ф.

По подвескам - индийцы инициировали разработку и внедрение самого тяжелого авиационного средства поражения в семействе Су-27 -- воздушного варианта "Брамос".

  • 1