?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Сербская 122-мм самоходная гаубица SORA
bmpd
Журнал "International Defence Review" опубликовал статью Miroslav Gyurosi "Serbian 122 mm SORA self-propelled howitzer receives automatic loader" о представленной на проходившей в июне 2013 года в Белграде 6-й международной выставке "Partner 2013" сербской 122-мм самоходной гаубице SORA на колесном шасси в новой конфигурации.

Самоходная гаубица SORA разрабатывается Военно-техническим институтом (ВТИ) в Белграде с 2004 года с использованием качающейся части 122-мм гаубицы D-30J (югославский лицензионный вариант советской Д-30) и ходовой части сербского военного грузовика FAP 2026 BS/AV с колесной формулой 6х6. Первый прототип SORA был публично продемонстрирован в 2009 года, представляя собой достаточно простую установку Д-30 на это колесное шасси.

На выставке "Partner 2013" САУ SORA была представлена уже вторым опытным образцом, причем выполненным в "окончательной" конфигурации с установкой на 122-мм гаубицу системы автоматического заряжания. Автомат заряжания использует шесть выстрелов (снарядов и зарядов), находящихся в двух барабанах по обе стороны казенной части орудия - снаряды в правом барабане, заряды в левом. Благодаря автоматизации, расчет САУ сокращен всего до двух человек (хотя, видимо, стандартно расчет будет включать все же трех человек). САУ будет способна вести огонь огневыми циклами по 3,5 минуты - 90 секунд потребуется на остановку машины, развертывание и подготовку к стрельбе, 60 секунд - на выстреливание шести снарядов, и еще 60 секунд на свертывание. Общий боекомплект САУ составят 40 выстрелов, в основном находящихся на стеллажах в кузове.


p1512749

Второй опытный образец сербской 122-мм самоходной гаубицы SORA, с установленной автоматической системой заряжания, в экспозиции выставки "Partner 2013". Белград, июнь 2013 года (с) Miroslav Gyurosi / Jane's



Установка имеет системы инерциальной и спутниковой навигации, подсистемы позиционирования и ориентирования,  и систему автоматического перехода с транспортного положения в огневое. САУ оснащена системой дистанционного управления установкой (включая ведение огня). Данная система может быть проводной или беспроводной, что позволяет расчету управлять на расстоянии до 200 м от орудия. Цифровая система управления приводами позволяет осуществлять вертикальную и горизонтальную наводку орудия со скоростью до 3 ° в секунду и с точностью менее 0,5 тысячной. Гаубица может вести огонь назад в диапазоне горизонтального наведения 25 ° в каждую сторону, угол возвышения - от -7 ° до +70 °. Установка имеет три автоматически выдвигаемые телескопические опоры. Общий боевой вес SORA - 18 тонн.

ВТИ начал создание системы автоматического заряжания для SORA в начале 2012 года. Прототип SORA с этой системой был изготовлен заводом имени Первой пятилетки (Prva Petoletka Namenska) в Трстенике с февраля по июнь 2013 года. Испытания должны начаты в июле 2013 года, но полигонные стрельбовые испытания ожидаются не ранее марта 2014 года.


p1512750

Автоматическая система заряжания сербской 122-мм самоходной гаубицы SORA, в экспозиции выставки "Partner 2013". Белград, июнь 2013 года (с) Miroslav Gyurosi / Jane's


  • 1
Я правильно помню, что у нас колесных САУ особо не делают? Пришла в голову на колесах только что Нона (ну там шасси несколько другое) и какой-то был вариант Мсты на колесах, но вроде в серию не пошел.
А так все на гусеницах.

Мелькала в интернете картинка "Коалиции" на шасси Камаза. Еще есть береговой артиллерийский комплекс Берег.

Была опытная эксплуатация vz.77 «Дана». Не покатило.

Интересно, почему. Шасси не выдерживает? Все же гусеничные САУ имеют свои минусы.

Точно не скажу (хотя где-то вроде писали про итоги испытаний), но сильно подозреваю, что это по причине кардинального расхождения возможностей любого колёсного шасси с тогдашними представлениями о дОлжной подвижности САУ, которая должна "по азимутам" идти за танками с той же скоростью и невзирая на состояние и наличие дорог по Европе. То же самое было и с колёсной БМП - колёса хороши для переброски самоходом на несколько сотен километров, но на тысячи километров в угрожаемый период - уже роли не играет, ибо ж/д рулит, а на поле боя так же рулят гусеницы.
Сейчас положение дел изменилось и наступать танковыми дивизиями никто не собирается, а воюют часто по местностям, где прокатиться с ветерком проще на колёсах. Кроме того, если забыть про высокий темп огня, широкий маневр траекториями, вес 15-секундного огневого налёта всякие противоатомные защиты с про самоокапыванием и автоматизацией-механизацией, ну и так далее, то остаётся от всей САУ только грузовик и пушка = "Цезарь", которые хорошо лезут в С-130 какой, что вообще замечательно. Т.е. тут бронированная "Дана" даже избыточна по одним возможностям и продолжает не дотягивать по другим, да и не авиатранспортабельна. В общем, ни то - ни сё.

Собственно, на счёт шасси: если сделать раму, на которой будет пушка и раму вывесить на аутригерах, то противопоказаний к хоть 203-мм пушке высокой баллистики нет. Главное - чтобы грузовик это всё увёз. А у колёсных САУ при высокой баллистике пушек почти никогда не предусматривается работа без аутригеров. Есть исключения, конечно, но как правило. Гусеничное шасси, которое исходя из тактического предназначения такой САУ бронировано, тяжелее и легче переносит нагрузки при стрельбе, а при очень больших нагрузках - делают выключаемую подвеску или/и сошник.

  • 1