bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Categories:

Перуанский водоплавающий реликт



Хорошо известно, что старейшим в мире самоходным действующим военно-морским судном является египетская правительственная яхта El Horriya - бывшая королевская яхта Mahroussa британской постройки 1865 года. Яхта, в 1869 году ставшая первым судном, прошедшим Суэцким каналом на церемонии его открытия, и поныне остается в составе ВМС Египта. 
Между тем "номер 2" в списке старейших в мире действующих вспомогательных судов ВМС куда менее знаменит, хотя по возрасту немногим уступает египетскому раритету - а фактически даже превосходит его. В составе ВМС Перу продолжает входить госпитальное судно ABH 306 Puno, находящееся на плаву с 1872 года и эксплуатирующееся на озере Титикака.





ABH 306 Puno, снято 24.04.2007 (с) Christian Nonis/
www.larousse.fr


Пароходы Yapura и Yavari для использования в качестве канонерских лодок и одновременно грузопассажирских перевозок на озере Титикака были заказаны правительством перуанского президента Рамона Кастильи британской компании James Watt из Бирмингема в 1861 году. Одновременно был заказан знаменитый монитор Huascar. Сами корпуса судов Yapura и Yavari строила верфь Thames Ironworks and Shipbulding Company на территории нынешнего Лондона. Однотипные суда с железным корпусом длиной 30 м имели вместимость 180 брт и оснащались двухцилиндровой паровой машиной в 60 л.с., использущей в качестве основного топлива сушеный навоз лам.  
В октябре 1862 года британский пароход Mayola доставил оба судна в разобранном виде в перуанский порт Арика. В общей сложности, комплект двух судов в разобранном состоянии включал 2766 частей весом не более 350 кг, каждая из которых могла транспортироваться мулом, а также два наиболее тяжелых предмета - гребных вала. Железная дорога от Арики вглубь континента заканчивалась тогда в Такна всего в 64 км от побережья, поэтому  следующие 350 км от Такна до Пуно на берегу озера Титикака, где планировалось собирать суда, должны были преодолеваться вьючным способом по пустыне Атакама и труднодоступной высокогорной местности. 
Однако доставка частей на мулах оказалась непростым делом, к тому же затрудняясь экономическими проблемами британского подрядчика, политической нестабильностью в Перу и землетрясениями. В 1863 году контракт с James Watt был расторгнут, и в результате части обеих пароходов оказались рассеянными в разных местах кранения на всем пути от Такны до Пуно. Лишь в 1868 году перуанское правительство возобновило проект по постройке обеих судов, выделив средства для возобновления доставки частей в Пуно, лежащий на высоте 3810 м над уровнем моря. 1 января 1869 года в Пуно удалось начать сборку Yavari, который был спущен на воду в декабре 1870 года, став первым пароходом на Титикака. За ним началась сборка однотипного Yapura, спущенного на воду 18 мая 1872 года (третий пароход Coya появился на озере лишь в 1893 году).
Первоначально оба судна входили в состав ВМС Перу, но в 1890 году перуанское правительство передало железнодорожное сообщение и строительство в стране в концессию сформированной группой британских инвесторов Peruvian Corporation. Этой корпорации было передано и пароходное сообщение на озере Титикака в составе обеих пароходов Yapura и Yavari.
В составе флота Peruvian Corporation оба судна подверглись модернизации в 1914 году, при этом их паровые машины были заменены шведскими четырехцилиндровыми нефтяными двигателями Bolinder мощностью 320 л.с. В дальнейшем оба судна также подвергались перестройкам надстроек в ходе ремонтов.
В 1975 году левое военное правительство Перу национализировало Peruvian Corporation, и оба судна попали под управление перуанской государственной железнодорожной компании ENAFER. В 1976 году Yapura и Yavari были переданы компанией снова ВМС Перу. Однако находившийся в плохом состоянии Yavari не заинтересовал перуанский флот, и, хотя и получил новое название Chicuita, но был поставлен на прикол в Пуно. Позднее начиная с 1987 года Yavari был отреставрирован на частные пожертвования (в основном британских спонсоров) и с 1998 года установлен в Пуно в качестве корабля-музея. Сейчас существуют планы восстановления его до самоходного состояния и использования в качестве круизного судна
Второе же судно ждало продолжение службы под военным флагом. В 1976-1977 годах ВМС Перу провели ремонт и модернизацию Yapura, переоборудовав его в госпитальное судно и переменовав в Puno (бортовой номер АВН 306). Судно и сейчас находится в хорошем состоянии и на ходу, базируясь на Пуно и периодически совершая плавания. Являясь самой крупной единицей ВМС Перу на озере Титикака, Puno числится в составе подчиняющейся ВМС Перу Береговой охраны. Несколько лет назад белая "госпитальная" окраска Puno была сменена на "ливрею" Береговой охраны. Впрочем, задачи госпитального судна остаются все те же - транспортные перевозки на озере, а также оказание медицинской помощи прибрежному населению. 
После многочисленных перестроек судно Puno  имеет полное водоизмещение 508 т и длину 38,13 м. На судне установлен дизельный двигатель (видимо, во время модернизации 1976-1977 годов, тип неизвестен), обеспечивающий полный ход до 14 уз. Экипаж насчитывает 25 человек
Кроме Puno, силы Береговой охраны Перу на Титикака включают пять сторожевых катеров - PL-290 Río Ramis, PL-291 Río Ilave, PL-292 Azangaro, PL-293 Juli и PL-294 Moho.



ABH 306 Puno (с) www.skyscrapercity.com




ABH 306 Puno, 2011 год (с) rbotteri75/ www.panoramio.com 




ABH 306 Puno, 2008 год (с) Susie Best/Jane's Fighting Ships




ABH 306 Puno и сторожевые катера PL-293 Juli и PL-294 Moho, 2009 год (с) ВМС Перу
Tags: Перу, вспомогательные суда, история, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments