?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
ВВС РФ вводят постоянные регистрационные номера для военных самолетов?
bmpd

На сайте aviaforum.ru 20 и 21 мая были выложены споттерские фотографии, сделанные в Липецком центре боевой подготовки и переучивания личного состава ВВС РФ, на которых запечатлены боевые самолеты Центра с нанесенными на них государственными регистрационными номерами "RF" с пятизначным цифровым индексом. Неясно, означает ли это начало внедрения в ВВС России практики нанесения постоянных регистрационных номеров для всех военных летательных аппаратов, но, липецкие снимки скорее говорят в пользу этого предположения. 


Как известно, ВВС (и в целом военная авиация) СССР и России, в отличие от военной авиации большинства стран мира, исторически не имели единой системы регистрации военных летательных аппаратов (ЛА). В отечественной военной авиации с двадцатых годов использовались только тактические двух- или трехзначные бортовые номера, отражающие нумерацию летательного аппарата в данной авиационной части (эскадрилье, полку или дивизии - обычно в советское время нумерация была сплошной в авиационной дивизии). Нет нужды говорить, что за время эксплуатации ЛА его бортовой номер мог меняться многократно - причем как при передаче из части в часть, так и в самой части. Фактически тактический номер не позволял идентифицировать ЛА за пределами своей части.

В качестве своего рода "сквозного" номера ЛА в отечественной военной авиации традиционно использовались заводские номера ЛА. При этом заводские номера были громоздкими и многозначными (обычно 10 или 11 цифр) и имели крайне запутанную структуру, меняясь время от времени и от завода к заводу, к тому же будучи в советское время закрытыми. Так, типичный заводской номер истребителя МиГ-29 (9-12) выглядел как 2960526305. 

Введение единой регистрации всех военных ЛА следует считать бесспорно разумным шагом как с точки зрения упрощения делопроизводства, учета и введения единого регистра ЛА, доступного для всех госорганов, так и с учетом развития процессов интернационализации и расширения практики полетов военных ЛА за пределами территории РФ. Возможно, что одним из толчков к введению постоянных регистрационных номеров для военных ЛА стало осуществленное в РФ объединение гражданских и военных органов управления воздушным движением.

Впервые регистрационные номера "RF"  на боевых самолетах появились несколько лет назад на Су-24 тогдашнего 43-го морского штурмового авиационного полка авиации Черноморского флота, базирующихся в Крыму (то есть на территории Украины). Как видно, эта практика теперь получила распространение и на боевые самолеты ВВС РФ.

Фото боевых самолетов Липецкого центра с нанесенными регистрационными номерами "RF", выложенные на сайте aviaforum.ru на странице  http://aviaforum.ru/showthread.php?t=27147&page=132 участниками под никами SergeyL, ATKINSON и airframe-28.




МиГ-29СМТ "20 красный" RF-92233 (с) SergeyL/aviaforum.ru




МиГ-29УБ "36 красный" RF-92270 (c) ATKINSON/aviaforum.ru




МиГ-29УБТ "39 красный" RF-92231 (c) airframe-28/aviaforum.ru




Су-27СМ "02 красный" RF-92212 (c) ATKINSON/aviaforum.ru




Су-25СМ "88 красный" RF-91977
(c) ATKINSON/aviaforum.ru


За рубежом постоянные регистрационные номера на военных ЛА приняты в подавляющем большинстве стран мира и существуют длительное время.

Так, в в военной авиации США постоянные регистрационные номера на военных ЛА существуют с момента возникновения военной авиации в Штатах. После системы "чистой нумерации" (обычные номера по порядку) в 1921 г. в армейской авиации США была введена стандартная система регистрационных номеров, существующая с тех пор в армейской авиации (USAAS-USAAC-USAAF), а c 1947 г. в сформированных ВВС США (USAF) непрерывно.
Номер представляет собой шести-восьмизначный код, в котором первые две цифры - это финансовый год заказа данного ЛА, а остальные четыре-шесть цифр через дефис - номер собственно ЛА в этом финансовом году. Номера обычно наносятся на киле ЛА. При этом чаще всего для удобства номер наносится в сокращенном виде - крупно наносятся только последние три цифры номера, а  перед ним мелким шрифтом наносится цифра года. Иногда номер наносится в пятизначном виде мелким шрифтом. Ранее для удобства также иногда наносился номер сплошняком", но в пяти либо шестизначном виде - без первой цифры года заказа, либо вообще без года заказа. 


 

Типовой пример нынешнего нанесения регистрационного номера на самолеты ВВС США. Данный F-16A имеет номер 82-0929, который нанесен на киль как 82-929. Этот самолет, входивший в состав 119-го истребительного авиакрыла ВВС Национальной гвардии, принимал участие в вылете по тревоге 11 сентября 2001 г.
На втором плане можно видеть типичный пример нанесения регистрационного номера в конце Второй мировой войны и в первые послевоенные годы. Данный P-51D-30NA имеет регистрационный номер 44-74404, который нанесен на киль как  474404 без первой цифры года заказа (c) USAF




Три F-16C Block 30D из 18-й "агрессоровской" эскадрильи ВВС США. Два ближайших самолета имеют наиболее распространенную схему нанесения регистрационных номеров (соответственно, 86-0305 и 86-0298). Третий самолет (86-0286) имеет номер, нанесенный мелким шрифтом в основании киля (86-286) (с) USAF




Пример нанесения регистрационного номера на F-22A Block 20 (борт 03-4050 из 27-й истребительной эскадрильи, в 2010 году передан в 199-ю истребительную эскадрилью). На заднем плане - два F-16C Block 30C (86-0223 и 86-0245) из 149-й истребительной эскадрильи (с) USAF 


Военная авиация Великобритании (как Королевские ВВС, так и авиация флота) использует собственную систему постоянных регистрационных номеров, в основе своей введенную еще в 1916 году. Тогда номер включал одну букву и от одной до четырех цифр. По исчерпании ее в 1939 г. была введена система, действующая до сих пор, когда номер включает две буквы и три цифры. При этом определенные бувенные серии присваиваются определенным типам ЛА. Регистрационные номера пишутся на киле либо фюзеляже ЛА (а ранее также на нижней поверхности крыла). Ранее номера писались весьма крупно, однако в последние годы с распространением "малозаметных" форм окраски ЛА номера выполняются достаточно мелко.



 
Eurofighter Typhoon F.2 из 29-й эскадрильи Королевских ВВС. Регистрационный номер ZJ910 нанесен на фюзеляже под килем (с) Wikipedia




На истребителях-бомбардировщиках Tornado регистрационные номера наносятся на фюзеляже за крылом. Это борт Tornado GR.1 ZA328, который эксплуатировался в исследовательском центре в Вартоне (с) Aviation News 




Ранее на британских самолетах регистрационное номера писались крупно и заметно. Отличное фото Hunter F.6 (c) Paul Nann





Бомбардировщик Vulcan B.1 ХА903 из 101-й эскадрильи в 1963 году (с) Keith Mckenzie

  • 1
познавательно. спасибо.

А при радиообмене какой номер тогда положено называть - бортовой или регистрационный?

  • 1