bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Category:

ОСК потеряла контроль над верфью «Вымпел»




Как сообщила газета «Ведомости» в материале Ксении Потаевой и Алексея Никольского «ОСК потеряла контроль над верфью «Вымпел» из-за господдержки. Теперь корпорации придется заново выкупать актив за счет допэмиссии своих акций», Президент и правительство России изменили структуру сделки по передаче Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) рыбинской верфи «Судостроительный завод «Вымпел» (ССЗ «Вымпел»). В результате докапитализации верфи на 6 млрд рублей из федерального бюджета, ОСК в июне потеряла контроль над верфью, а контрольный пакет (99,9% акций) АО «ССЗ «Вымпел» оказался у Росимущества, следует из данных отчетности верфи.




Церемония закладки на АО «Судостроительный завод «Вымпел» для ВМФ России противодиверсионного катера проекта 21980 (шифр «Грачонок») с заводским номером 01229. На снимке в эллинге предприятия находятся два ракетных катера проекта 12418 (заводские номера 01301 и 01302, формально достраиваются для ВМФ России по контракту 2016 года, фактически строительство приостановлено из-за отсутствия дизельных двигателей), малое гидрографическое судно «Яков Лапушкин» проекта 19910 (заводской номер 01802, строится с 2019 года) и морской транспорт вооружения «Владимир Пялов» проекта 20360М (заводской номер 01552, большой корпус красного цвета, строится с 2018 года). Рыбинск (Ярославская область), 15.07.2021 (с) АО «Судостроительный завод «Вымпел»



«Вымпел» уже побывал под контролем ОСК. О том, что в правительстве обсуждают передачу «Вымпела» из АО «Концерн «Калашников» в ОСК, в конце 2020 г. писал «Коммерсантъ». Тогда контрольный пакет верфи планировалось продать корпорации по символической стоимости в 1 руб. В феврале 2021 г. РБК, ссылаясь на гендиректора «Калашникова» Дмитрия Тарасова, писал, что 18 декабря 2020 г. 83% акций верфи перешло ОСК. Сумма сделки не раскрывается.

Представитель «Калашникова» подтвердил, что концерн не владеет акциями верфи. Минпромторг, Росимущество и ОСК на момент публикации на вопросы «Ведомостей» не ответили.

По данным списка аффилированных лиц «Вымпела», на 31 марта 2021 г. 83% акций верфи находились в собственности ОСК. Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов в конце мая в интервью «Ведомостям» говорил о планах по оздоровлению «Вымпела». «Все ложится в общую канву нашей предстоящей борьбы за новые сегменты рынка – в конце концов, судостроение не ограничивается одними сухогрузами, танкерами и ледоколами», – пояснил Рахманов.

Теперь же, согласно указу президента РФ от 8 октября 2021 г., 99,9% акций ССЗ «Вымпел» до октября 2022 г. планируется передать из государственной собственности в уставный капитал ОСК. Также ОСК получит от государства 13,55% «Северной верфи» (Санкт-Петербург), 23,3% АО «Дальневосточный завод «Звезда» (Большой Камень, Приморье), 3,38% нижегородского ПАО «Завод «Красное Сормово», 1 акцию АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (Владивосток), 1 акцию АО «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега» (Северодвинск), 0,21% ПАО «Амурский ССЗ» в Хабаровском крае и 7% ПАО «Пролетарский завод» в Петербурге. В оплату долей Росимущество получит акции допэмиссии ОСК.

Параметры допэмиссии станут известны только после оценки активов Росимуществом, сообщил «Ведомостям» источник в судостроительной компании.

ССЗ «Вымпел» основан в 1930 г. в Рыбинске. В «Калашников» верфь вошла в 2016 г.: акциями верфи владели структуры концерна «ТКХ-инвест» (50%) и «ТКХ-групп» (32,8%). 75% минус 1 акция «Калашникова» владеет экс-замминистра транспорта Алан Лушников, 25% плюс 1 акция «Калашникова» – у «Ростеха». В 2019 г. выручка «Вымпела» по РСБУ – 7,5 млрд руб., чистый убыток – 797 млн руб., в 2020 г. – 13,5 млн и 2,5 млн руб. соответственно. Стоимость чистых активов верфи на конец 2020 г. – 5,7 млрд руб.

Из собственности ОСК ССЗ «Вымпел» вышел в июне: в списке аффилированных лиц на 30 июня 2021 г. говорится, что контрольный пакет из 99,99% акций уже у Росимущества. Тогда же сменился и совет директоров компании, теперь в нем присутствуют только чиновники межрегионального управления Росимущества. Источник «Ведомостей», знакомый с ситуацией, говорит, что произошла допэмиссия «Вымпела» по закрытой подписке и доля ОСК в уставном капитале верфи снизилась.

Согласно отчету «Вымпела», объем допэмиссии составил 8 млрд руб., размещено 80% акций (по номиналу это примерно 6,4 млрд руб.). В последней версии устава АО «Судостроительный завод «Вымпел» говорится, что уставный капитал завода – 8 000 077 809 руб. До этого его уставный капитал составлял лишь 74 809 руб. Таким образом, доля ОСК в уставном капитале верфи должна была размыться до долей процента.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров назвал «Вымпел» значимым, но проблемным активом, совокупный убыток которого за 2018–2020 гг. превысил 2,5 млрд руб. По его словам, консолидация активов ОСК за счет передачи миноритарных пакетов выглядит логичной с точки зрения повышения прозрачности и оптимизации управленческих расходов. «Финансовое оздоровление верфей – это одна из ключевых компетенций ОСК, особенно с учетом превалирования в портфеле заказов «Вымпела» военных катеров и специальных судов для ВМФ и Минобороны, а также пассажирских судов для госзаказчиков», – пояснил Бурмистров.

Несмотря на сложное финансовое положение, «Вымпел» – ценное предприятие малого и катерного судостроения, судя по всему хорошо сохранившее компетенции, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. Завод строит катера для береговой охраны Пограничной службы ФСБ, противодиверсионные, ракетные катера и транспорты вооружения для ВМФ.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Юринфлот» Александр Медников считает, что это нормальная практика, когда государство пытается реструктурировать долги, докапитализировать или выпустить дополнительные акции госкомпаний, для того чтобы помочь убыточному предприятию. Управляющий партнер юридической фирмы «Вестсайд» Сергей Водолагин считает, что внесение в уставный капитал ОСК акций судостроительных компаний должно привести к повышению качества участия государства в публично значимой судостроительной отрасли и улучшению корпоративного управления. Он пояснил, что ОСК является акционером или участником десятков юридических лиц, осуществляя в них свои корпоративные права, а государство контролирует этот процесс, являясь единственным акционером корпорации.


Tags: ОПК, ОСК, Россия, корпорации, судостроение, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments