bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Categories:

В Швейцарии левые выступают против приобретения американских истребителей F-35А

Как сообщил французский журнал «Marianne» в материале Louis Nadau (Луи Надо) «En Suisse, la gauche en guerre contre l'achat du chasseur F-35 américain» («В Швейцарии левые выступают против приобретения американского истребителя F-35»), альянс левых партий Швейцарии 31 августа 2021 года запустил кампанию против закупки для ВВС Швейцарии американских истребителей Lockheed Martin F-35A Lightning II, которые выиграли тендер на замену устаревающих швейцарских истребителей. Цель левых заключается в том, чтобы путём проведения кампании под названием «народная инициатива» инициировать сбор подписей для проведения референдума против закупки самолетов F-35.


9f80Y6Myahp9FIccbgI5PC

Активисты пацифистской группы «За Швейцарию без армии» (GSsA) демонстративно уничтожают пиньяту, сделанную в форме американского истребителя Lockheed Martin F-35A Lightning II и набитую фантиками в виде швейцарских франков, символизирующих «фальшивые деньги». Берн, 31.08.2021 (с) Peter Schneider




«Невероятно масштабные и ужасно дорогие закупки»: группа «За Швейцарию без армии» (GSsA), швейцарская Социалистическая партия и зеленые не стесняются в выражениях, высказывая своё мнение об истребителях F-35. Три партии запустили во вторник 31 августа инициативу «Стоп F-35», которая, при условии, если соберет достаточно подписей, приведет к вынесению на всенародное голосование вопроса о покупке этого самолета Швейцарией.

В конце июня Федеральный совет (правительство) Швейцарии объявил, что американские истребители F-35A выиграли тендер на замену стареющих швейцарских истребителей. По итогам закрытого процесса оценки победителем в тендере оказалась корпорация Lockheed Martin, которая обошла компанию Dassault Aviation, несмотря на то, что на истребитель Dassault Rafale возлагали большие надежды. Швейцарское правительство хочет купить 36 F-35 по цене около 5 миллиардов швейцарских франков.

«Корыто»

Очевидно, что из конкурирующих предложений европейского Eurofighter, французского Rafale, американских F/A-18 Super Hornet и F-35 выбор последнего не обходится без вопросов. И объяснения, выдвинутые Федеральным советом Швейцарии, вряд ли можно назвать внятным ответом. F-35, который критикуется самим Конгрессом США как ненадежный и очень дорогой, тем не менее представляется исполнительным швейцарским органом, как «наиболее выгодное предложение среди всех производителей, с точки зрения эксплуатационных расходов» и как наиболее эффективный «с точки зрения эффективности эксплуатации и обслуживания».

Однако следует помнить, что упомянутые F-35 были так высоко оценены ВВС США, что последние хотят сократить свой заказ на них с 1765 до 1050 самолетов, при этом, по данным Пентагона, у самолета до сих пор насчитывается 871 дефект. Что касается небольших расходов на содержание F-35 - он уже стоил Соединенным Штатам почти 500 миллиардов долларов на 2019 год, не будучи полностью функциональным. По словам президента Швейцарии Ги Пармелена, это не помешало его американскому коллеге Джо Байдену «напомнить о прекрасном качестве двух американских самолетов» во время визита последнего в Женеву в середине июня.

В сентябре 2020 года швейцарцы на референдуме лишь незначительным большинством в 50,1 % утвердили закупку новых самолетов. «Максималистский» выбор, коим является F-35, заставляет своих французских конкурентов очень сильно напрячься. «По сути, мы не очень-то милитаристская партия, исходя из того, что Швейцария является нейтральной страной, окруженной дружественными странами, защищённой НАТО. В идеале, мы не хотели бы покупки новых самолетов, но в данном случае мы в наихудшей возможной ситуации», сетует член Национального совета (нижней палаты швейцарского парламента) и представитель Социалистической партии Швейцарии Пьер-Ален Фридес. «Это самолет, который имеет дурную репутацию и стоит кучу денег. Нам говорят, что это идеальный самолет, что у него нет проблем и что он дешевле прочих».

Выбор Швейцарией истребителей F-35 также вызывает сомнения и у отставного [французского] летчика Пьера-Анри Шуэ, летавшего на Rafale. Он считает, что истребители F-16 или F/A-18, точно так же, как и Rafale, лучше соответствовали бы тактическим требованиям наших соседей [швейцарцев]: «Им требуется перехватчик. F-35 справится с этой задачей. Лучший ли он в этом смысле? Спорно. В любом случае, он менее маневренен, чем все его конкуренты в тендере» - отмечает отставной лётчик авиации ВМС Франции. - «Странно выбирать самолет, который предназначен для скрытого проникновения на вражескую территорию. У них [швейцарцев] будет самолет с широкими возможностями, которые не потребуются. Это как ездить в булочную на Феррари».

«Исправление имиджа самолета в общественном мнении»

Федеральный совет пытается обосновать свой выбор, поясняя, что, благодаря программе использования наземных тренажеров, F-35 «потребует примерно на 20% меньше летных часов, чем другие машины, и почти на 50% меньше взлетов и посадок, чем нынешние самолеты ВВС, которые он заменит». Пьер-Анри Шуэ опроверг этот аргумент: «С одной стороны, все знают, как делать тренажеры: вы не станете из-за них выбирать самолет, потому что это не имеет никакого смысла с оперативной точки зрения. С другой стороны, Швейцария выбирает самые сложные самолеты, и, кроме того, она будет проводить менее реальную подготовку своих пилотов, в то время как чем проще самолет, тем легче будет ввести его в строй в условиях небольших вооруженных сил».

Депутат Пьер-Ален Фридес также сожалеет о довольно странном стратегическом выборе: «Было бы логично выбрать европейский истребитель»-объясняет он. «Не для того, чтобы угодить французам, но лично я был за Rafale, потому что, если бы нам когда-нибудь пришлось защищаться, мы бы конечно делали это в сотрудничестве с Францией». Вишенка на торте: в то время как Швейцария имеет большой контроль над своими самолетами - например, обладала версией истребителя Mirage IIIS, «адаптированной» в соответствии со швейцарскими потребностями, приобретение F-35, программное обеспечение которого является особенно сложным, будет означать высокую зависимость от Соединенных Штатов. «Это огромная проблема для швейцарского суверенитета, особенно потому, что мы знаем, как сильно американцы любят этот вид технологического контроля", предупреждает Пьер-Ален Фридес.

По словам парламентария, ничего ещё однозначно не решено, поскольку представители швейцарских правых также весьма прохладно относятся к закупке F-35. Совместно с Социалиастической партией Швейцарии, группа «За Швейцарию без армии» (GSsA) уже развернула так называемую «народную инициативу»: если она соберет 100 000 подписей, с ее помощью можно будет инициировать голосование по изменению швейцарского законодательства, которое потребует двойного большинства, как на национальном уровне, так и в кантонах. «На национальном уровне все нормально, но на уровне кантонов, некоторые из которых очень консервативны, могут быть некоторые трудности», объясняет Пьер-Ален Фридес. Для Швейцарии нет ничего невозможного: во время проведения прошлого тендера в 2014 году, всенародное голосование похоронило закупки шведского истребителя Gripen, который представлял куда больше военных гарантий, чем F-35. «У нас есть полтора года до вероятного голосования, чтобы изменить имидж этого самолета в глазах общественности», настойчиво подытоживает Пьер-Ален Фридес.


Tags: f-35, США, Франция, Швейцария, авиация, военно-техническое сотрудничество, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →