bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Category:

Страсти вокруг дока для «Адмирала Кузнецова»



Как сообщает информационное агентство РБК в материале Алины Фадеевой «Строитель дока для «Адмирала Кузнецова» пожаловался в Генпрокуратуру Стройка в Мурманске приостановлена из-за роста стоимости дока и спора подрядчика с ОСК», между заказчиком и строителем дока для ремонта единственного в России авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» возник конфликт. Стороны взаимно обвиняют друг друга в затягивании проекта.

755898109278915

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 11435 у стенки филиала «35 судоремонтный завод» АО «Центр Судоремонта «Звездочка». Мурманск, 2019 год (с) Лев Федосеев / ТАСС


Компания «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (И.И.С.), которая строит сухой док в Мурманске для модернизации единственного в России тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», пожаловалась в Генпрокуратуру и Совет безопасности на заказчиков стройки — Центр судоремонта «Звездочка» и Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), контролирующую этот центр.

У РБК есть копии писем владельца И.И.С. Глеба Евтушенко, он подтвердил их подлинность. Представители Генпрокуратуры и Совбеза не ответили на запросы.

Чем недоволен подрядчик

Заказчик создал условия, в которых реконструкция дока становится невозможной, следует из писем Евтушенко. Он выдвигает сразу несколько претензий.

И.И.С. получила контракт на реконструкцию дока в июле 2019 года, общая стоимость работ — 23,9 млрд руб. Но Центр судоремонта «Звездочка» заплатил лишь 2,6 млрд руб. из обещанного аванса 7,1 млрд руб. и не оплатил фактически выполненные работы примерно на 800 млн руб.

Также «Звездочка» задержала предоставление проектно-сметной документации по первому этапу реконструкции более чем на шесть месяцев, а по второму — не прислала до сих пор, пишет владелец подрядчика. Документы по второму этапу пока даже не переданы в Главгосэкспертизу, которая обычно рассматривает их два месяца, а без них работа заблокирована, сказал РБК Евтушенко.

Работы по двум этапам ремонта нужно было вести одновременно, чтобы в запланированный срок — в июне 2021 года — крейсер смог встать на так называемое разовое докование, объяснил Евтушенко. То есть корабль зайдет в недостроенный док, там ему установят донно-бортовую арматуру, винты и валы. Затем крейсер покинет док, специалисты закончат ремонт на воде, а подрядчик достроит сооружение, указал владелец И.И.С.

Теперь «Звездочка» хочет разорвать контракт с И.И.С., но это сдвинет сроки докования крейсера на 2022 год или даже на 2023-й, что «нанесет финансовый ущерб и вред обороноспособности государства», говорится в письме Евтушенко в Генпрокуратуру. По его словам, на строительной площадке все еще находится техника И.И.С. (35 единиц техники из первоначальных 53), при этом только  мобилизация техники займет у другого подрядчика несколько месяцев. Он просит Генпрокуратуру проверить заказчика и стройку и запретить «Звездочке» расторгать этот контракт.

Зачем нужен новый сухой док в Мурманске

В 2017 году крейсер «Адмирал Кузнецов» вернулся из похода в Сирию, а в 2018 году встал на долгосрочный ремонт, до 2022 года. Контракт на 86 млрд руб. на модернизацию корабля получила «Звездочка». Сначала корабль ремонтировали на плавучем доке ПД-50 на 82-м судоремонтном заводе «Роснефти», но в октябре 2018 года плавдок утонул, и ремонтировать корабли такого большого водоизмещения стало негде. Тогда было принято решение объединить две камеры дока «Звездочки», чтобы получить один большой док и провести его модернизацию.

Во время затопления дока на крейсер упал башенный кран грузоподъемностью 50 т, а в декабре 2019 года в энергоотсеке произошел пожар, который, по словам главы ОСК Алексея Рахманова, отложит сроки ремонта еще на пять-шесть месяцев. Но «Звездочка» передаст флоту отремонтированный корабль, как и планировала, в 2022 году, заявил Рахманов 3 апреля 2020 года (цитата по «Интерфаксу»).

Как на претензии отвечает ОСК

В ОСК в срыве сроков работ обвинили самого подрядчика. Компания передала документацию на первый этап через четыре месяца после заключения контракта, документация на второй этап проходит согласование и будет направлена в Главгосэкспертизу, сказал представитель ОСК. Работы оплачиваются своевременно, утверждает он.

И.И.С. «объективно не справляется с проектом», утверждает представитель корпорации. Строительство задерживается из-за существенного ухудшения финансовой ситуации подрядчика, который в последнее время получил финансовые претензии от предыдущих заказчиков, объясняет он.

Рахманов еще в конце прошлого года говорил в интервью «Коммерсанту», что ОСК недовольна темпом работ на стройке. По его словам, корпорация отчасти была вынуждена работать с И.И.С., так как «три гиганта, строительные компании, хорошо известные на российском рынке, от участия в этом рискованном для них проекте отказались».

Теперь ОСК планирует сменить подрядчика, чтобы соблюсти сроки докования «Адмирала Кузнецова» в 2021 году, поясняет представитель корпорации. 3 апреля «Звездочка» уведомила И.И.С. о расторжении контракта и сейчас анализирует предложения других подрядчиков.

Чем известна И.И.С.

Евтушенко создал И.И.С. 13 лет назад в Санкт-Петербурге, компания построила более 100 гидротехнических сооружений. Выручка И.И.С. в 2014–2018 годах не превышала 2,7 млрд руб. в год.

В 2018 году Евтушенко обсуждал продажу 50% И.И.С. компании «Титан 2» (входит в «Росатом»), рассказал бизнесмен. Идея была в том, чтобы получить гарантированный заказ на 386 млрд руб. до 2030 года на работы на Северном морском пути. Президент Владимир Путин поручил увеличить грузопоток по СМП до 80 млн т в год, ответственным назначен «Росатом». Но для выполнения этой задачи нужно выполнить большой объем дноуглубительных работ, а у И.И.С. есть для этого и техника, и компетенции, говорит Евтушенко. Сделка не состоялась, представитель «дочки» «Росатома» не ответил на вопросы РБК по существу.

Тогда владелец И.И.С. предложил правительству создать на базе своей компании национального игрока для проведения дноуглубительных работ в северных портах. Проект предусматривал строительство минимум 15 кораблей, в том числе на верфях ОСК. С 2013 года государство потратило на дноуглубление больше $1 млрд, но деньги ушли иностранным компаниям, аргументировал Евтушенко.

Почему задерживается стройка

Стройка дока для модернизации «Адмирала Кузнецова» задерживается по нескольким причинам, сказал РБК Валерий Киреев, замглавы Центра технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС), имеющего статус государственного научного центра и выступающего генеральным проектировщиком сухого дока.

Конфликт подрядчика и заказчика. Несмотря на отсутствие утвержденной проектно-сметной документации, уже сейчас по второму этапу можно выполнить большое количество работ на берегу — обустроить площадку, произвести демонтаж конструкций и т.д., но подрядчика на стройке фактически нет, отмечает Киреев.

Вторая причина связана с увеличением планируемой стоимости второго этапа строительства. ЦТСС в декабре 2019 года увеличил ее в два раза, говорит Киреев, из-за выявленной повышенной сейсмики для сухого дока в 7,9 балла (обычные карты сейсмики в регионе предусматривают 6 баллов). Первоначально стоимость второго этапа составляла 16 млрд руб., новая цена — 33,6 млрд руб., сказал РБК источник, близкий к проекту. ОСК и Минпромторг отказываются согласовывать новую цену, объясняет замглавы проектировщика. Из-за этого, по его словам, Главгосэкспертиза не может начать проверку документации.
На просьбу Минпромторга удешевить проект ЦТСС предложил отказаться от мероприятий на 5 млрд руб., не относящихся напрямую к сухому доку, но согласия от министерства и заказчика пока не получил, рассказал Киреев. По его словам, Минпромторг поручил заказчику нанять стороннюю организацию для проверки расчетов ЦТСС. Повышенная сейсмика уже заложена в документы по первому этапу, защищает позицию ЦТСС Киреев, а верность расчетов в 2019 году подтвердили ученые ЦНИИП Минстроя России и Главгосэкспертизы.

ОСК уточняет сейсмичность площадки строительства для оптимизации проектных решений второго этапа, чтобы не допустить существенного увеличения стоимости сухого дока, сказал РБК представитель корпорации. Представитель Минпромторга отказался от комментариев.



В свою очередь, газета «Коммерсантъ» в материале Анастасии Веденеевой «Док для «Адмирала Кузнецова» снова некому строить. ОСК расторгла контракт с подрядчиком ИИС» , пишет, что конфликт между Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) и санкт-петербургской «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (ИИС) все же дошел до разрыва контракта на модернизацию сухого дока для «Адмирала Кузнецова». В корпорации продолжают утверждать, что подрядчик испытывает финансовые трудности и не выполняет работы. В свою очередь, ИИС обвиняет заказчика в ненадлежащем финансировании и задержках проектной документации. Корпорация уже выбирает нового подрядчика с тем, чтобы завершить ремонт крейсера в 2022 году. ИИС же просит Генпрокуратуру и Совет безопасности РФ запретить ОСК разрывать контракт.

Объединенная судостроительная корпорация расторгла контракт с «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» на модернизацию сухого дока на 35-м судоремонтном заводе (СРЗ; филиал ЦСР «Звездочка», входит в корпорацию), где должен проходить ремонт единственный в РФ авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Об этом сообщил «РИА Новости» президент ОСК Алексей Рахманов [по нашим сведениям, контракт был расторгнут еще 31 марта 2020 года. - bmpd].

«Договор с ИИС был расторгнут накануне. Мы сейчас обсуждаем вопрос выбора нового подрядчика. Есть выбор из трех крупных российских компаний, принадлежащих ответственным российским бизнесменам, с каждым из этих потенциальных подрядчиков согласована необходимость начала докования корабля летом 2021 года с тем, чтобы успеть в сроки передать его заказчику в 2022 году»,— рассказал господин Рахманов. Он добавил, что ИИС должна отчитаться за потраченные 900 млн руб. из аванса 2,6 млрд руб.

Президент ОСК также назвал «неудовлетворительным» финансовое состояние компании, «аванс они взяли намного больше, чем выполнили работ».

Это не более 10% первого этапа стоимостью 7 млрд руб. из законтрактованных 24 млрд руб., пояснил «РИА Новости» господин Рахманов. Также он уточнил, что подрядчик забил всего 145 свай из 728 необходимых для устройства перемычки и откачки воды, чтобы в последующем начинать работы в сухом доке.

Контракт стоимостью 20 млрд руб. на модернизацию дока на 35-м СРЗ был заключен в июле 2019 года (см. “Ъ” от 15 июля 2019 года).

В интервью “Ъ” в конце 2019 года Алексей Рахманов уже говорил о претензиях к работе подрядчика на 35-м СРЗ и срыве сроков и не исключал вероятности разрыва контракта. Весной стало известно, что корпорация уже предприняла такую попытку из-за срыва сроков работ, не устраненных подрядчиком замечаний и финансовых проблем (см. “Ъ” от 3 апреля). Но тогда в ОСК отмечали, что договоренности пока не расторгнуты, и надеялись на увеличение темпов строительства. При этом уже стало понятно, что завершить модернизацию дока в планировавшиеся изначально сроки — в 2020 году — невозможно. Окончание работ было намечено на май 2021 года. При этом источники “Ъ” сомневались, что в сложившейся ситуации удастся провести все необходимые работы на «Адмирале Кузнецове».

Собеседники “Ъ” и эксперты полагали, что сдать корабль смогут не раньше 2023 года. Это, впрочем, опровергал Алексей Рахманов.

По данным РБК, ИИС пожаловалась в Генпрокуратуру и Совет безопасности РФ на ОСК и входящий в корпорацию центр судоремонта «Звездочка» и потребовала запретить расторгать этот контракт. Подрядчик обвинил корпорацию в создании условий, в которых невозможно работать, в том числе в ненадлежащей оплате работ, а также в задержках проектной документации. ИИС говорит, что получила аванс 2,6 млрд руб. из обещанных 7,1 млрд руб., при этом «Звездочка» не оплатила фактически выполненные работы примерно на 800 млн руб. В письме в правоохранительные органы владельца ИИС Глеба Евтушенко, которое цитирует РБК, бизнесмен отмечает, что разрыв контракта сдвинет сроки докования крейсера на 2022 год или даже на 2023-й, что «нанесет финансовый ущерб и вред обороноспособности государства». Кроме того, по его словам, дополнительное время может занять и мобилизация техники (сейчас на площадке порядка 35 единиц ИИС). В ОСК, в свою очередь, настаивают на наличии проблем у подрядчика и утверждают, что своевременно передали документацию по первому этапу и вовремя производят оплату.

При этом, по оценкам Центра технологии судостроения и судоремонта, стоимость второго этапа строительства необходимо увеличить вдвое из-за повышенной сеймики. По данным РБК, речь идет о росте с 16 млрд руб. до 33,6 млрд руб.

В свою очередь, ОСК и Минпромторг, как пишет РБК, отказываются согласовывать новую цену. В корпорации говорили, что уточняют сейсмичность площадки строительства для оптимизации проектных решений второго этапа, чтобы не допустить существенного увеличения стоимости сухого дока.

Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что один из субподрядчиков на объекте выразил готовность продолжить начатые работы. Сейчас там работает ревизионная комиссия и проверяет объем выполненных работ.

Собеседники “Ъ” утверждают, что сроки сдачи «Адмирала Кузнецова» все равно придется переносить вне зависимости от готовности сухого дока, объясняя это увеличением объемов работ со стороны заказчика на основе проведенной дефектации. Технически особых сложностей нет, но необходимо, чтобы все свою работу сделали вовремя, говорит один из источников “Ъ”. По словам собеседников “Ъ”, срок сдачи корабля все же выйдет за пределы 2022 года.


Tags: Адмирал Кузнецов, ОСК, Россия, авианосцы, доки, проект 1143, скандалы, строительство, судоремонт, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments