bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Categories:

Проблемы организации производства композиционных материалов в России





Как сообщает татарстанский деловой ресурс «БИЗНЕС Online» в материале Тимура Латыпова «Композитный ликбез: «Росатом», Татарстан и КАИ скинулись на ликвидацию «кустарщины». КНИТУ-КАИ зашел в программы боевых беспилотников, индийских Ка-226 и перспективных авиадвигателей», ожидается, что к 2025 году Россия должна выкарабкаться из дыры, которая образовалась в области производства и использования композитных материалов. Глубину провала, несмотря на оптимистичные в целом речи, обрисовали в минувшую пятницу на открытии тематической лаборатории КНИТУ-КАИ [Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - Казанский авиационный институт]. Репликами о том, что достойные разработки в стране есть, но никто не знает, что с ними делать, и что Татарстану придется туго без новых материалов, проникался корреспондент «БИЗНЕС Online».


DSC_1301

Работа в специализированном центре компетенций «Технологии композитов» (СЦК) Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева - Казанского авиационного института (КНИТУ-КАИ) (с) пресс-служба КНИТУ-КАИ / www.business-gazeta.ru



КОМПОЗИТНАЯ «ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА»

Россия занимает всего 0,5% мирового рынка композитов. Но как исправить ситуацию, кажется, знает ответственный за отрасль «Росатом». Во всяком случае в этом заверил вчера на открытии в КНИТУ-КАИ специализированного центра компетенций «Технологии композитов» (СЦК) генеральный директор компании Umatex («дочка» госкорпорации) Александр Тюнин. По его словам, разрабатываемые сегодня программы позволят к 2025 году в 7 раз увеличить объемы на внутреннем рынке, а присутствие на мировом довести хотя бы до 2%.

В этом и должен помочь СТЦ. Там будут на практике обучать полному циклу работы с композитами, включая труд на станках, у печей и проектирование. Главными клиентами видят сотрудников компаний, которые предполагают каким-либо образом работать с композиционными материалами или изделиями из них. В Казани этих людей должны будут натаскать от и до — накачать исчерпывающими знаниями о композитах, научить их производству и конструированию из этих материалов, объяснил Тюнин корреспонденту «БИЗНЕС Online».

«В полях» таких специалистов, как выясняется, раз-два и обчелся, хотя о важности композитов трубят на каждом углу уже лет 20. Судя по словам проректора КНИТУ-КАИ Сергея Михайлова, необходимо разъяснять даже то, что из композитов нельзя проектировать так, как из металла. Впрочем, насколько можно было понять на пятничной презентации, такого рода безграмотности способствует и само российское законодательство, которое невольно препятствует внедрению новых материалов. Но Тюнин заверил, что правительство России уже выразило готовность оказать всяческую поддержку по снятию барьеров для внедрения композитов, например, в строительство и судостроение.

«ТОВАР ЕСТЬ, А НИКТО НЕ ЗНАЕТ, КАК ЕГО ПРИМЕНЯТЬ»

Одновременно, как это ни парадоксально, российские композиционщики добились больших успехов. Генеральный директор компании «Аэрокомпозит», которая отвечает за профильную тематику в российском авиастроении, Анатолий Гайданский рассказал, что, когда американцы отказали в поставке материалов для лайнера МС-21, можно было переориентироваться на Японию и Китай, но объединенная авиастроительная корпорация вполне оправданно решила развивать собственное производство — для этого есть основания.

По словам замгендиректора Umatex Семена Кишилова, сегодня российские материалы не хуже импортных, вот только проектировщики изделий из них зачастую не ориентируются в теме, а от российских разработок шарахаются. Когда Umatex предлагает свою продукцию, часто слышит в ответ: «Не знаем, ни разу не использовали, чего-то побаиваемся» (корреспондент «БИЗНЕС Online» слышал версию, что отечественные материалы просто дороже — из-за малых объемов производства).

«Товар есть, а никто не знает, что это такое и как его применять», — поддержал Кишилова, комментируя ситуацию для «БИЗНЕС Online», генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинга» (ТНХИХ) Рафинат Яруллин. Создание СЦК он приветствует: «Товар новый, и для его внедрения необходима большая работа, и то, что открыли этот центр, — просто молодцы». По его словам, даже при успехах собственно в материалах, то, что мы сейчас кустарно из них делаем, «Боинг» и «Эйрбас» уже поставили на поток.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» Михайлов, создание СЦК обошлось примерно в 25 млн рублей: 12 из них — Татарстана, 7 — Umatex, остальное — КНИТУ-КАИ. Отметим, что вуз — один из российских композитных передовиков: тут действуют центр композитных технологий, инжиниринговый «КАИ-Композит» (сегодня возле 6-го здания КАИ строится вторая площадка) и лаборатория 3D-качества. По словам Михайлова, вузовские разработки хорошо оценивают на рынке. Есть конкретные заказы: от Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) — по теме военного беспилотного комплекса «Альтиус», от «Вертолетов России» — по вертолетам Ка-226Т для Индии, от НПО «Сатурн» — по лопаткам для надежды российского авиационного двигателестроения — ПД-14 и ПД-35. В планах — переработка под новые материалы конструкции Ка-62.

ЗАСКОЧИТЬ В КОМПОЗИТНЫЙ ВАГОН

Как подчеркнул Тюнин, в Татарстане формируется своего рода композитный куст. Во-первых, в 2015 году заработал завод «Алабуга-Волокно» (подконтролен «Росатому»). Во-вторых, в 2020-м в этой же ОЭЗ Umatex должен запустить предприятие по производству ПАН-прекурсора (сырье для производства углеродного волокна); как утверждает Яруллин, продукция «будет соответствовать японским образцам». В-третьих — СЦК.

Добавим, что ряд предприятий Татарстана уже активно использует композитные технологии. Это ОКБ им. Симонова и забравший у него тему вышеупомянутого «Альтиуса» обособленный филиал УЗГА в Казани, фирма МВЕН и «КАПО-Композит» («дочка» «Аэрокомпозита»). Кстати, как рассказал в пятницу «БИЗНЕС Online» Гайданский, сегодня завод работает на проект МС-21 — делает элементы крыла и механизации, а вскоре запустит программу по новой версии «Суперджета». Планируется, что в 2022–2023 годах предприятие выйдет на полную загрузку.

Это к тому, что Татарстану есть смысл поучаствовать в композитной гонке, ведь, по словам Тюнина, сегодня этот рынок только формируется и до 2024 года государство выделит на отрасль солидные деньги. Причем речь идет и о создании оборудования — сегодня оно на 90% импортное и в его разработке могли бы поучаствовать, например, ПОЗИС с «Точмашем», у которых солидный опыт по созданию производственных линий.

Наконец, по словам Яруллина, производство того же значимого для Татарстана полиэтилена неизбежно упадет — его мощное производство запустили в Тобольске, огромный газохимический комплекс появится в Усть-Луге, заработает Амурский газоперерабатывающий завод. «Чтобы работать дальше, нужны новые продукты, а значит, и иные материалы», — констатировал гендиректор ТНХИХ. По его словам, среди недавних решений совета безопасности РТ — обязательное развитие композитного направления


Tags: Россия, авиация, композиты, производство, технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments