?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Перспективы создания авиационного комплекса нового поколения
bmpd
В специальном выпуске газеты «Красная звезда» от 29 июля 2019 года была опубликована небезынтересная статья заместителя директора ОКБ Сухого по развитию – заместителя Главного конструктора Виктор Попика. Блог bmpd приводит текст данного материала.






Безымянный


Бионический дизайн кронштейна каркаса самолета, изготовленный методом аддитивных технологий (с) «Красная звезда»



Научно-технический задел на перспективу

В авиации говорят, что сложилась проектная ситуация по созданию перспективного комплекса следующего поколения, после того, как создан необходимый научно-технический задел (НТЗ) по всем наиболее важным технологиям.

Рассмотрим эти направления начиная с материалов и технологий. Говоря об истребителе или вообще о самолёте следующего поколения, все мировые и отечественные эксперты сходятся на том, что одна из основных особенностей авиационного комплекса будущего – наличие так называемой умной конструкции, представляющей собой силовые композиционные или металлические панели со встроенными системами контроля. Она будет оснащена соответствующими датчиками, которые позволят в процессе полёта в режиме online измерять уровень напряжений элементов, рассчитывать и прогнозировать их ресурс. В случае же поражения оружием противника по данным встроенной системы контроля будет определена зона поражения, а бортовая центральная вычислительная машина самолёта внесёт необходимые изменения в систему управления самолётом для продолжения полёта. Таким образом, серьёзно повышается боевая живучесть самолёта.

Касательно внутреннего силового каркаса летательного аппарата – его будущее за конструкциями, созданными по принципу бионического дизайна с использованием аддитивных технологий и 3D-печати. Спроектированная при помощи специализированного программного обеспечения конструкция самолёта напоминает скелет живого организма. За счёт такого дизайна она будет более лёгкой и жёсткой, а благодаря применению 3D-печати продукция станет более технологичной.

Второе направление формирования НТЗ – нетрадиционные аэродинамические компоновки. В частности, иностранные специалисты в своей деятельности проявляют интерес к летательным аппаратам с газодинамическими системами управления самолётом.

Привлекательны компоновки с адаптивной механизацией, которая позволяет «плавно» из менять обводы воздушного судна под конкретные условия полёта с сохранением их гладкости. Эти технологии позволяют получить аэродинамическую схему самолёта с адаптивными элементами. Конструкторов она привлекает с точки зрения возможности обеспечить сочетание высокой манёвренности летательного аппарата со сверхмалым уровнем радиолокационной заметности.

Третье направление исследований связано с совершенствованием бортового оборудования. Здесь в первую очередь стоит отметить развитие радиоэлектронных систем.

В рамках исследований облика самолёта будущего наиболее активно в печати обсуждается возможность создания радиофотонного радиолокатора. Там же рассматриваются не менее интересные перспективы развития распределённых радиосистем, у которых радиоэлектронные датчики распределяются по всем кромкам и поверхности авиационного комплекса, обеспечивая круговой радиоэлектронный обзор.

Изучается, в частности, одновременная интеграция в бортовой радиолокационной станции (БРЛС) функций на сегодняшний день независимых систем: радиолокационной, радиоэлектронной разведки, постановки помех, средств связи и навигации. Такой вариант не случаен.

Самолёт 6-го поколения должен быть ещё более малозаметным. Если говорить о способах достижения этой цели необходимо учесть, что один из существенных вкладов в заметность летательного аппарата дают его антенные отсеки. Чем их больше, тем выше радиолокационная заметность воздушного судна, кроме того, антенны связных радиостанций – всенаправленные. При передаче информации в эфир самолёт сам себя демаскирует. Одним из способов решения задачи по обеспечению малой заметности в данном случае может стать передача информации узконаправленным радиолучом. За рубежом в качестве одного из вариантов рассматривается использование фазированной антенной решетки. В этом случае и требуются распределённые фазированные антенные решётки, в том числе работающие в заднюю полусферу самолёта. Такая антенная решётка может одновременно решать все ранее упомянутые задачи.

Интеллектуализация летательного аппарата

В настоящее время идёт активное развитие комплекса бортового оборудования (КБО) самолёта, что даёт весьма серьёзные положительные результаты. Например, Су-35 построен на базе модернизированных планера и двигателя четвёртого поколения. Однако по своим боевым характеристикам он значительно превосходит одноклассников за счёт своей развитой авионики.
Поэтому, говоря о среднесрочных перспективах развития потенциала боевого комплекса, необходимо отметить три направления.

Первое – совершенствование и развитие его вычислительных систем. На сегодняшнем этапе каждая новая система в несколько раз, а то и на порядок превосходит своих предшественниц по производительности. Обладая более мощными вычислительными средствами, интегрированными в единую вычислительную сеть, возможно программирование большого количества задач и ускорение передачи информации между всеми системами самолёта для решения наиболее сложных и затратных по производительности задач с использованием всех доступных на борту вычислительных средств.

Если раньше каждая система имела свой вычислитель, решавший определённый круг задач, то сейчас конструкторы подошли к этапу, когда на борту будет единая компьютерная сеть. Она станет самостоятельно распределять свои ресурсы для решения задач в зависимости от их приоритетности и загруженности систем самолёта.

Следующее направление – интеллектуальная поддержка экипажа. Су-57 уже имеет такую мощную систему, которую можно назвать полноценным вторым «электронным лётчиком». Она подсказывает варианты тактики боя, автоматически распределяет цели, просчитывает различные сценарии и даёт рекомендации по повышению эффективности действий.

Дальнейшее развитие таких систем приведёт к тому, что появится возможность создания интеллектуального борта, который сможет эффективно действовать и даже вести бой в автоматическом режиме без участия человека.

Третье важное направление – создание сетецентрических систем вооружения, когда летательный аппарат становится на поле боя одним из элементов единой сети и в режиме реального времени обменивается информацией со всеми его участниками.

Решение всех этих задач перестраивает облик ОКБ.

С начала этого века ОКБ Сухого ведёт активную работу по комплексированию бортового оборудования и разработке бортового программного обеспечения. На сегодняшний день в подразделениях, занимающихся вопросами, связанными с бортовым оборудованием, специалистов на 50 процентов больше, чем в традиционных самолётных отделах, решающих задачи по созданию планера, силовой установки и общесамолётных систем.

Необходимо особо отметить, что уже сейчас на авиакомплексах 5-го и последующих поколений при создании единой самолётной сети ставка делается на отечественную элементную базу, в частности на процессоры «Эльбрус».

Перспективные авиационные комплексы следующего поколения должны будут объединить в себе целую группу новых перспективных технологий, которые должны вывести его на качественно новый технологический уровень, значительно превосходящий сегодняшние боевые авиационные комплексы.




  • 1

Дело говорит)))

Нас еще в 80-е годы учили в МАИ: пока не предвидится нового борта, делать новый планер не имеет смысла.
Все правильно, только один вопрос: если мы такие сведущие и продвинутые, почему ЭПР такая большая?

В МАИ 80-х учили грамотно писать и излагать мысли, а не мерить ЭПР по жировыделению монитора.

Здесь преступно умалчивается наличие двигателей-второго-этапа, количество бабушек, оставшихся без пенсии и прочая. Не рукопожимаю!!!!!

И люки! Люки-то тонкие!!!

Это все конечно хорошо, но только кто на этих боевых самолетах летать то будет? Марсиане? Человек не сможет. Он на современных то самолетах с трудом летает.Сейчас к космонавтам меньше требований по здоровью чем к летчикам.
Но все эти проблемы меркнут перед сакраментальным высказыванием - Где денег взять, а Зин?

Edited at 2019-09-04 04:46 am (UTC)

А что там с деньгами?

Тут диванные битвы некоторых так сильно утомляют, что они решили поберечь себя и не предоставлять слово оппоненту. В частности тонкая душевная организация андрея шепелева не выдержала и он меня забанил. Позволю себе ответить ему и тем, кто свято верит, что никакой проблемы не существует, а утверждающие обратное это агенты госдепа на содержании.

Картинка красивая, слов нет. Только она ничего не доказывает. Возможно именно в этом ракурсе лопаток не видно, хоть на картинке это и не разобрать. Но вы же не будете утверждать, что их не видно при взгляде чуть сбоков и снизу.
Вы нигде в свободном доступе не найдете реальной диаграммы ЭПР этого самолета. Надеюсь, что хоть какую-то реальную диаграмму вы видели. Тогда вы знаете, что диаграмма больше похожа не на круг с постоянным значением ЭПР, а на звезду с лучами, соответствующими направлениям пиковых излучений, к примеру, от передних кромок. Соответственно говоря об уровне ЭПР самолета имеет смысл рассматривать картину целиком, а не строго с одного ракурса. Проблемы с малозаметностью признают в том или ином виде и сами сотрудники КБ Сухого. Насколько они критичны простым смертным знать не положено. О мероприятиях по снижению заметности именно каналов воздухозаборников и двигателей говорят крайне неохотно, но по ответам видно, что проблема есть и над ней работают.
Я не знаю, каковы были истинные причины выхода индусов из программы совместного создания истребителя 5-го поколения. Но формально озвученным поводом было то, что этот самолет не соответствует требованиям по малозаметности. На таком уровне голословными утверждениями не разбрасываются хотя бы потому, что если они не соответствуют действительности, их легко опровергнуть.
P.S. Я не понимаю возбуждения общественности фактом признания существования проблем в области малозаметности. Причем чем дальше человек от авиации, тем яростнее он доказывает отсутствие данной проблемы.

Ну то есть у тебя нет ни единого факта, но свои домыслы ты посчитал достаточным основанием для далеко идущих выводов диван-нос-потолок?

>Проблемы с малозаметностью признают в том или ином виде и сами сотрудники КБ Сухого.
Будь добр, Дружок, пруфани на кто там чего "признает" - или агит-трепло.

>На таком уровне голословными утверждениями не разбрасываются
На каком "таком" - на уровне индусов-трепложуев? Ты серьезно, или от отчаяния такое запостил?

>фактом признания существования проблем в области малозаметности
Факты, Шарик, либо есть, либо это не факты. Пока что ты лишь возбуждаешь общественность довольно туповатыми голословными набросами.

Edited at 2019-09-04 07:29 am (UTC)

на youtube канале Звезда недавно видос про СУ был, где пиарили этот подход проектирования. Но всё очень сыро - это просто гипотеза которую надо тестировать на реальных моделях.

Наш рейтинг (не)адекватности

Котобуда я не застал, так что извините - ничего не могу про него сказать.

Зато сейчас в комментах свои звёзды:
1 место - несравненный Гуня;
2 место - самыйумныйвВМФ гидромайор;
3 место - обиженный на жизнь выпускник МАИ;
4 место - любитель вертолётов производства США.

Re: Наш рейтинг (не)адекватности

"Обиженный на жизнь" выпускник МАИ живет в доме 800 кв м., сменил за жизнь десятка три машин, многие из которых дороже твоей квартиры, увлекся дорогостоящими хобби, о которых ты даже не подозреваешь. Все бы так на жизнь обижались))))
Я бы позиционировал себя как романтика, выбравшего денежные знаки и изредка ностальгирующего по голодным временам, когда деньги были не главным, а вокруг было много единомышленников)))) Ключевое слово "изредка")))
А тебе хочется реальность подгонять под свои хотелки. Не всегда получается.

Я не авиаинженер, но вставлю пять копеек по поводу запаса прочности "бионических и аддитивных" частей при внезапных (но возможных) повреждениях.
Да, в кондовом кронштейне больше массы. Но и структура металла - плотная, от поковки, или отливки.
Если будет повреждён изображённый на рисунке оптимизированный кронштейн-скелетик, он сохранит хоть сколько-нибудь прочности и позволит долететь?
Или он сразу развалится на мелкие кусочки и датчики пошлют сигнал "на меня не рассчитывайте, я на это не подписывался"?

Оптимизаторы, @#$&!

Я тоже не авиаинженер, но их мнению доверяю.

и все-таки, а что автор хотел сказать нового?
и кому?

  • 1