?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Литий-ионная аккумуляторная батарея стала причиной пожара на атомной глубоководной станции АС-31
bmpd



Как сообщает петербургcкое сетевое издание «Фонтанка.ру» в материале Юлии Никитиной «Огонь, батарея. На подлодке в Арктике загорелся экспериментальный аккумулятор», на сверхсекретном батискафе [атомной глубоководной станции АС-31 проекта 10831], который загорелся в Баренцевом море [1 июля 2019 года], был установлен литиевый аккумулятор. Новую для подводного флота технологию внедрили в ходе последнего ремонта.



Атомная глубоководная станция 1-го ранга АС-31 проекта 10831. Район Северодвинска (с) Top Gear




То, что у берегов Североморска взорвалась именно литиевая батарея, «Фонтанке» подтвердили пять структурно между собой не связанных источников. К объемному пожару, по нашим данным, привел тепловой разгон аккумулятора, за которым последовала серия взрывов. Погиб личный состав носовых отсеков. Ударная волна была такой силы, что ее почувствовали на лодке-носителе. Аппарат в момент взрыва находился в процессе стыковки с нею. Выжившие задраили центральный отсек, завершили стыковку, заглушили ядерный реактор и эвакуировались на БС-136 «Оренбург». Опасаясь дальнейших взрывов и распространения огня на носитель, экипаж материнской лодки затопил аппарат, именно по этой причине по прибытии на базу в Североморск батискаф был полностью заполнен водой.

Как пояснил «Фонтанке» источник в главкомате ВМФ, помимо атомного реактора на глубоководном аппарате установлены электрические движители. Они используются для точного маневрирования и динамического позиционирования под водой. Подобная меткость важна при стыковке с лодкой-носителем. Эти самые движители запитываются не от реактора, а от аккумуляторной батареи. Общеизвестно, что на подводном флоте эксплуатируют свинцово-кислотные батареи. По данным нашего издания, литиевый аккумулятор был установлен сравнительно недавно. Во всяком случае, точно после упомянутого в открытых источниках ремонта в 2012 году.

По информации собеседников «Фонтанки», ситуация вышла из-под контроля, когда аппарат «крепился» к лодке-носителю. Короткое замыкание в момент стыковки привело к мгновенной разрядке батареи и ее тепловому разгону. Электрохимические процессы спровоцировали взрыв (по данным другого источника, их было несколько) и самовозгорание.

По словам специалистов, высота форса пламени в момент взрывной разгерметизации батареи такой мощности достигает нескольких метров, а обезвреживание литиевой батареи системами объемного химического тушения или водой неэффективно, так как батарея сама выделяет и горючие вещества, и кислород. «Горящую литиевую батарею можно только охлаждать», – пояснили «Фонтанке» на условиях анонимности.

В открытых источниках нет упоминаний о том, что литиевые аккумуляторы стали устанавливать на подводные лодки с ядерным реактором. В октябре 2018 года Япония объявила о спуске на воду первой в мире не атомной субмарины Oryu, оснащенной литий-ионными аккумуляторными батареями. На научной конференции в Сингапуре отставной вице-адмирал Масао Кобаяси говорил тогда, что эти батареи имеют больший срок службы по сравнению со свинцово-кислотными и обеспечивают высокую продолжительность подводного хода на больших скоростях. Через полгода южнокорейская компания Daewoo заявила о схожей разработке. Уточнялось, что к сборке лодки приступят во второй половине 2019 года.

Представители российской оборонки в один ряд литий-ионные батареи и подводные лодки публично никогда не ставили. Примерно год назад в профильных изданиях стали появляться статьи о грядущей революции в судостроении. В прессе начали продвигать тренд о неприхотливости в обслуживании, превосходящей энергоемкости и почти в полтора раза меньшей стоимости этого типа источников бесперебойного питания. Последний тезис, к слову, идёт вразрез с японцами, которые признавали, что литиевые батареи и сопутствующая энергосистема примерно на 100 миллионов долларов удорожают проект.

«Кроме того, у литий-ионных технологий есть преимущества и в другом, не самом последнем, вопросе – пожарной безопасности. Как уже было сказано, в ЛИА не выделяется водород, что отличает этот тип аккумуляторов от свинцово-кислотных и никель-кадмиевых. А значит, ЛИА не требуют специальных систем газоотведения, вентиляции и обслуживания. Тем самым они безопасны и удобны для использования», – писал в прошлом июне «Корабел.ру».

Единственным российским производителем литий-ионных батарей называет себя новосибирская компания «Лиотех». Создателями в системе СПАРК значатся Роснано и Росимущество. Именем обязаны аббревиатуре термина «Литий-ионные технологии», говорится на официальном сайте компании. Масштаб солидности подкрепляется релизами о троллейбусах с батареями «Лиотех», которые «с 2014 года возят пассажиров по улицам Санкт-Петербурга, Тулы, Барнаула, Новосибирска, по всей Республике Крым и в Аргентине».

В феврале 2019-го коммерческая служба Роснано разместила в бизнес-изданиях сообщение о получении своей «дочкой» свидетельства Российского морского регистра судоходства.

«Лиотех», являясь пионером рынка электрификации наземного транспорта, надеется стать первыми и на новом, только зарождающемся рынке. В течение ближайших четырех лет в рамках госпрограммы «Развитие судостроения 2013 – 2030 годов» будет построено до 1325 гражданских судов и до 652 военных кораблей. По нашим оценкам, рынок может составить только в текущем году около 0,5 млрд рублей, с ростом до 0,7 млрд рублей в 2020 году», – на правах рекламы цитировали «Ведомости» директора по проектным продажам (морской флот) компании «Лиотех» Алексея Орешина.

Как пояснил «Фонтанке» управляющий директор проекта «Лиотех» Валерий Ярмощук, по состоянию на 9 июля, февральские планы о покорении судостроительного рынка не осуществлены. «Пока контрактов нет, идет проработка возможной конструкторской документации с применение литий-ионных батарей, накопителей для гибридной системы движения на судах», – сказал он, оставив без комментария вопрос, о гражданском или военно-морском флоте идет речь.

Коммерческое производство литиевых батарей началось в 1991 году. Сегодня подобного типа аккумулятор установлен в каждом мобильном телефоне. Обычное дело – фотовидеоаппаратура и ноутбуки. Уже трудно удивить электротранспортом на литий-ионных аккумуляторах, технологии применяются при создании источников питания для серверных. На профильных ресурсах многостраничные дискуссии начинаются с тезиса: «Взрывоопасность литиевых батарей – миф или реальность». На запрос о самовозгорании литий-ионного аккумулятора глобальная сеть отвечает десятками видеороликов. Самый зрелищный – из лаборатории реактивного движения NASA, где в 2016-м был утрачен робот-спасатель RoboSimian.

На специализированных ресурсах в качестве возможных причин самовозгорания литий-ионной батареи выделяют физическое повреждение ячейки и нарушение производственной технологии. Кроме короткого замыкания в электрохимической ячейке, к самовозгоранию и взрыву литиевой аккумуляторной батареи способны привести: перегрев, зарядка на повышенных токах, превышение предельного значения напряжения и чрезмерно глубокая разрядка. «Все эти факторы провоцируют тепловой разгон и разложение электролита в процессе его реакции с электродами», – пишет автор популярного среди технических специалистов форума Habr. Отдельно он отмечает, что «тушение водой крупных Li-ion батарей, которыми оснащены электромобили, крайне опасно из-за бурной реакции лития с водой». Вступаясь за безопасность Li-ion батарей, инженер-конструктор Олег Куликов приводит блок-схему рисков, где самые мрачные сценарии приводят к возгоранию или разгерметизации литий-ионной ячейки, а далее – внешний огонь, дым, газ.

О пожаре «в аккумуляторном отсеке» научно-исследовательского глубоководного аппарата министр обороны Сергей Шойгу 4 июля публично доложил президенту Путину. «Далее он (огонь) получил некое распространение, – приводятся слова генерала в стенограмме на сайте Кремля. – Ядерная энергетическая установка на данном аппарате полностью изолирована и безлюдна». Сама лодка, по его словам, тотально не пострадала. Для оценки объема и сроков ремонта «привлечены конструкторы лодки, промышленность».



Справка:

Пожар в Баренцевом море произошел 1 июля. В борьбе за живучесть корабля погибли четырнадцать старших офицеров. Объект, где произошла трагедия, секретный. Официально он назван научно-исследовательским глубоководным аппаратом. Из соболезнования, размещенного в военной части, журналистам стало известно, что это была атомная глубоководная станция АС-31 — фактически подводная лодка с характеристиками сверхглубоководного батискафа. Штаб отряда гидронавтов находится в Петербурге. Четверо погибших офицеров посмертно награждены звездами Героя России, десять семей получили от Минобороны ордена Мужества. Подводники похоронены на Серафимовском кладбище в Петербурге.




Li

(c) Фото с сайта habr.com / блог «Открытые технологии» (пользователь Gromazeka13)



Видео "Взрыв аккумулятора уничтожил робота НАСА" (с) sb.by :







Бензин тоже горит и взрывается. И ничего, как то ездим на нем уже больше ста лет.Так и тут, доработают конструкцию и уменьшат риск взрыва до минимума.

Бензин не загорается от разгерметизации бака.
Не знаю как литий-ионные, а вот литий-полимерные ещё и водород под оборочкой накапливают.

А полимерные батареи ещё не нашли применения?

лови деревянные

A schematic of the all-wood supercapacitor device composed of an activated wood carbon anode, thin wood membrane separator, manganese dioxide/wood carbon cathode, and gel electrolyte.

Ясно
Собрали аккамулятор на самых дешевых ячейках , продали по цене полета на марс ...


Вот, сразу видно - эксперд.

bmpd, не позорьтесь. Фонтанка - лживое дно.


Как обычно, скроили , а люди жизнью расплатились :(

Ровно наоборот, дебил.

C "Фонтанки" соврать станется, но, надеюсь, не будут у нас на лодках с этим связываться. Хотя бы впредь.

>C "Фонтанки" соврать станется...

"Какие ваши доказателства?" (с) 1988

Завтра фонтанирующие из Фонтанки напишут что виноват Ктулху и это тоже перепостите?

Фонтанку не раз ловили на искажении фактов и даже открытом вранье, поэтому доверия к этому мутному источнику нет.

>электрические движители

Прям движители, не двигатели?
Движитель в данном случае скорее всего гребной винт (если только там не МГД-движитель используется. что очень вряд ли).

ЗЫ: Привет японской ПЛ Oryu (тип Soryu)

Edited at 2019-07-10 08:35 am (UTC)

ЗЫ: Привет японской ПЛ Oryu (тип Soryu)

Японцы все ж не похожи на россиян. Японцы богаче, убивают друг дружку в 30 раз реже, эпидемию СПИДа в своей стране не развели, как россияне.

Думаю, справятся с литиевыми батареями японцы на подлодке.

(Deleted comment)

аккумуляторы

"я с ним работаю"
не иначе как батарейки для электролисапедок собираете?
именно оттуда обычно приходят все знатоки BMSок с контролем переразряда и перегрузки..
и с какой именно разновидностью лития работаете? классический Li-ion (коего тож хватает разновидностей) или LiFePo4 или может даже LTO (не уж то и он разлетается ?)

(Deleted comment)
(Deleted comment)

5 источников - это 5 бабушек в разных подъездах?
" Если у тебя есть фонтан, заткни его, дай ему отдохнуть. "(С)


Видимо, да... :)
Как точно Вы сформулировали!

Лиотех себя единственным производителем Литий-ионных аккумуляторов в России не называл - вполне себе упоминал конкурентов из СПб(причем СПбшники к флотским заказам исторически поближе Лиотеха будут). Он даже среди производителей литий-железо-фосфатных АКБ не монолист - есть еще Уфалей.

Edited at 2019-07-10 08:51 am (UTC)

До кучи - видео с тестом LiFePO ячейки на повреждение (сквозное пробитие гвоздем)


Может кто-нибудь из технических специалистов объяснить, почему "электрические движители... используются для точного маневрирования и динамического позиционирования под водой", а энергию, вырабатываемую реактором, использовать для "точного маневрирования и динамического позиционирования под водой" использовать невозможно. Чо, реактор слишком могучий, а механизма типа коробки отбора мощности на подлодках нету -в чем тут дело?
И да, заодно разъясните , плз, разницу между "электрическим двигателем" и "электрическим движителем". А то "Вики" пишет так: "Дви́гатель — устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу", а "дви́житель — устройство, преобразующее энергию двигателя либо внешнего источника, через взаимодействие со средой, в полезную работу по перемещению транспортного средства". Движитель - это шнек у шнекороторной машины и конечности у шагающего экскватора. А двигатель - это мотор электрический или внутреннего сгорания, например. И выходит, что "электрический движитель" - это бред, и двигатель электрическим может быть, а шнек или гребной винт как движители электрическими быть не могут.
И чтобы два раза не вставать, поясните, почему из-за взрыва аккумулятора собрали Совет безопасности, летящего Пенса развернули на Вашингтон и подняли всякие самолеты связи судного дня, в Европе тоже все службы перевозбудились, которым было положено. Испугались, что оба реактора двух подлодок бахнут и гигантская волна пойдёт подо льдами Северного Ледовитого океана на Калифорнию, зальёт кальдеру и планету разорвёт от мегабабаха? Или, может, забздели чего-то другого, а "Фонтанка" смотрит, прокатит или нет, заодно засирает моск и отвлекает внимание, равно, как и проплаченные блоггеры, перевозбудившиеся на Габуния, хотя года три назад Дмитрий Киселев с голубого экрана прочитал стрёмный стишок про Эрдогана, который "дрочил окурок" (вот прям так и сказал) и "трахнул козу без прелюдий", но никакого вселенского кипиша по обе стороны Чёрного моря не случилось? Версии типа "на все божья воля" и "случайные совпадения" можно не выдвигать, а то станет неинтересно.


Edited at 2019-07-10 09:17 am (UTC)

Движитель может быть электрическим, если это МГД-движитель.
Но в данном случае на 90% это описка, вызванная слабым знанием предмета автором.

1. Повышение пожаробезопасности ионно-литиевых АКБ :
- контроллеры с функциями ограничения тока зарядки и разрядки отдельных кластеров АКБ, отключения неисправных кластеров (дендриты), компьютерное управление;
- встроенное водяное охлаждение между отдельными ячейками ( как у Теслы), можно встроить таким же образом и систему пожаротушения (разумеется не водой, на ПЛ есть такие системы для тушения при КЗ в электросетях).
Конечно проектировщикам нужно приложить голову при проектировании подобных систем для ПЛ, ошибки выходят боком. Правда классные проектировщики везде в РФ в дефиците.
2. Применение вместо ионно-литиевых батарей LiFePO4 (литий-железо-фосфатных) аккумуляторов с высокой пожаробезопасностью.Они подороже, но ресурс зарядка/разрядка до 3000 циклов против 150-200 у свинцово-кислотных, и 300-400 у ионно-литиевых.

Специально для хомячков выше разместили видео с "Теслой", которая сгорела не под нагрузкой, а просто так.

опять с алиэкспресса прикупили гавнеца, распильщики хуевы.

а люди сгорели.

Интересный расклад получается.

Если все написанное правда... то получается Фонтанке и ее источникам можно создать проблемы по линии нарушения гос. тайны. Ибо секретная военная глубоководная станция, атомная. Расследование, гибель людей и кто-то сливает информацию. Такого я не припомню что-то. И если оно так - то это очень серьезная проблема по линии первого отдела.

Если все написанное неправда...то получается Фонтанке и ее источникам можно создать проблемы по линии фейкньюс.

Но вот что-то мне подсказывает, что после аварии на секретной атомной военной подводной глубоководной станции НИКТО бы с фонтанкой о причинах аварии общаться не стал.

Edited at 2019-07-10 09:16 am (UTC)

+1 очень интересно получается, факт.