?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Главный урок катастрофы «Суперджета»
bmpd





Деловая интернет-газета «Взгляд» под заголовком «Главный урок катастрофы «Суперджета» опубликовала комментарий старшего научного сотрудника Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Михаила Барабанова на тему обстоятельств катастрофы пассажирского самолета Sukhoi Superjet SSJ100 (RA-89098) авиакомпании «Аэрофлот» в московском аэропорту «Шереметьево»  5 мая 2019 года.


SSJ

Пожар пассажирского самолета Sukhoi SuperJet SSJ100 авиакомпании "Аэрофлот" (регистрационный номер RA-89098, серийный номер 95135, собственное название "М. Карим") после катастрофы в аэропорту Шереметьево (Москва), 05.06.2019 (с) РИА Новости





Предварительные данные о катастрофе «Суперджета» в аэропорту «Шереметьево» говорят о том, что она могла произойти в результате череды ошибочных (если говорить мягко) действий экипажа воздушного судна, когда летчики перевели управление в ручной режим «direct mode», а затем не справились с достаточно рутинной посадкой в этом режиме. Ошибка экипажа в качестве основной причины катастрофы сама по себе не является чем-то из ряда вон выходящим - если бы речь не шла о своего рода системе в отечественной гражданской авиации.

В Соединенных Штатах не было ни одной авиакатастрофы со значительными жертвами на больших регулярных пассажирских линиях с 2001 года, в КНР - с 2010 года. В России почти каждый год происходит одна крупная катастрофа пассажирского авиалайнера со значительными человеческими жертвами. И это при гораздо меньшем налете и объеме воздушных перевозок. Достаточно указать, что в 2017 году в США по воздуху было перевезено 841 млн пассажиров (1,552 млрд коммерческих пассажиро-километров), в Китае - 549 млн пассажиров (1,105 млрд коммерческих пассажиро-километров), в то время как в России - 105 млн пассажиров (205 млн коммерческих пассажиро-километров).

Неудивительно, что по статистике Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), уровень безопасности авиационных перевозок (число авиационных происшествий к человеческих жертв применительно к объему перевозок) в России и СНГ в последние десятилетия является одним из наихудших в мире, а в 2018 году стал вообще худшим в мире. Уже хуже Африки, где за последние годы, наоборот, наблюдается существенный прогресс в сфере авиационной безопасности. В 2018 году в СНГ на миллион полетов разбивался в среднем 1,19 реактивный гражданский самолет и 7,48 турбовинтовых пассажирских самолетов. В Северной Америке этот показатель составил всего 0,1 для реактивных гражданских самолетов и полный ноль для турбовинтовых самолетов. А в регионе Северной Азии (куда отнесен и Китай) потерь самолетов обоих классов не было вовсе.

И что самое  плохое - практически все катастрофы гражданских воздушных судов в России и СНГ происходят исключительно по вине летного состава. С 2010 года из 12 падений пассажирских самолетов в России (включая Ту-154М ВКС под Сочи) только в одном случае причиной был чисто технический отказ - вынужденная посадка древнего Ан-24 на Обь из-за остановки двигателя в 2011 году. Все остальные крушения со значительными жертвами происходили, согласно данным расследований, вследствие неправильных действий летного состава (десять катастроф) или наземного технического персонала (катастрофа ATR 72 в 2012 году). Еще несколько крупных авиационных инцидентов, вызванных всецело «человеческим фактором», по счастью, обошлись без жертв.

Примечательно, что реакция российских СМИ на все эти катастрофы была и остается удивительно стереотипной и начинается с прославления «геройских экипажей», которые были «исключительно опытными», «высочайшими профессионалами» и «не могли допустить» катастрофы. Обычно к этому подверстывается целый хор бывших и действующих пилотов и деятелей авиационной отрасли. «Мужики были настоящими героями. За авиацию!» Собственно, и в отношении последней катастрофы SSJ-100 в «Шереметьево» мы уже успели прослушать осанны «героическим летчикам, спасшим людей» (до того, как выяснилось, что большая часть пассажиров как раз погибла). Зато виноватыми были объявлены «пассажиры с чемоданами».

И только потом, как правило, начинаются вскрываться неприятные обстоятельства катастроф - по результатам расследований Межгосударственного авиационного комитета. Однако обнаруживающиеся при этом истории о том, как пилоты роняют самолеты на ровном месте, летят ниже безопасной высоты, взлетают или садятся со скоростью сваливания, устраивают разбег с нажатыми тормозами, включают после касания земли газ вместо реверса, промахиваются мимо полосы, выкатываются при посадке в прекрасно знакомых больших аэропортах, виражат в нетрезвом состоянии и т.д. и т.п. - как правило, оказываются в СМИ уже на второстепенных местах.

Показательно, что в остальном мире практически все значимые авиационные катастрофы последнего времени (исключая злой умысел) происходили или происходят главным образом по вине техники, или, по крайней мере, именно техника выступает главной предпосылкой к летным происшествиям - достаточно вспомнить хотя бы бурно обсуждаемые катастрофы двух Boeing 737 MAX.

Не надо говорить про отказ на шереметьевском SSJ - в гражданской авиации США и КНР летные происшествия с отказами за последние годы не становятся катастрофами, и именно благодаря летному составу. В России же летный состав гражданской авиации регулярно делает из предпосылки к авиационному происшествию катастрофу.

Таким образом, можно сказать, что советская и российская авиационная техника демонстрирует феноменальные чудеса надежности. Особенно учитывая общий уровень культуры в нашей гражданской авиации – и летного состава, и наземных служб. Но российская (вернее, вся постсоветская) гражданская авиация тяжело больна - и больна в первую очередь угрожающе низким уровнем подготовки, дисциплины и самодисциплины летного состава.

Такого уровня некомпетентности, неумения и раздолбайства в гражданской авиации нет нигде в мире. При этом наш летный состав получает за это огромные по российским меркам деньги. Российские же СМИ, вместо того, чтобы бить тревогу по поводу кризиса отрасли, по сути, превратились в сообщников и покрывателей этой некомпетентности, неумения и раздолбайства, публикуя истории про «героев», губящих десятки и сотни человеческих жизней.

Зато в СМИ в изобилии снова начали тиражироваться подогреваемые лоббистами рассказы про «ненадежный» «Суперджет» и плохого Михаила Погосяна (главного создателя этого самолета). Видимо, это Погосян виноват в том, что из трех потерянных за историю эксплуатации SSJ-100 один был самым тупым образом вогнан «летчиком-асом-испытателем» в гору в Индонезии в 2012 году, другой был разбит летчиками в их родном и знакомом наизусть аэропорту Якутска, и теперь третий был приложен и сожжен вместе с пассажирами в главном аэропорту столицы. Но, вообще-то, точно так же - из-за грубых ошибок экипажа при посадках - с 2008 года в России были разбиты четыре самолета Boeing 737 (в том числе два со всеми пассажирами).

Чрезмерная самоуверенность, зазнайство и недостаточный уровень самоорганизации и самодисциплины - хорошо узнаваемые негативные черты нашего менталитета, вообще. И они вполне свойственны и многим нашим «профессионалам», в том числе в авиации. Систему гражданской авиации нужно выстраивать с необходимостью учета этих национальных особенностей и их преодоления. Еще Герцен, долгое время живший в Европе, писал, что главное отличие русского человека от западного состоит именно в недостаточной самодисциплине – «у каждого западного человека жандарм в голове сидит, в то время как русскому внешний жандарм нужен».

Техника - что российская, что западная, какой бы совершенной она ни была - бессильна перед негативными чертами культуры, к тому же в ряде случаев еще и нахально пропагандируемыми и выдаваемыми чуть ли не за добродетель. Показательно, что после дикой истории 2008 года, когда летчики Boeing 737 авиакомпании «KD-авиа» банально забыли выпустить шасси при посадке в Калининграде, тогдашний губернатор Калининградской области Георгий Боос при поддержке хора СМИ вещал, что «благодаря мастерству лётчиков не пострадал ни один человек».

Мировой опыт свидетельствует, что жесткие меры по наведению порядка в сфере авиационных перевозок вполне приносят действенный результат. Показателен пример Китая, где длительное время тоже была высокая аварийность в гражданской авиации, но комплексное, решительное и беспощадное наведение порядка, начатое в середине 2000-х годов, в итоге превратило гражданскую авиацию КНР в одну из самых безопасных в мире. Характерно и многократное улучшение ситуации с авиационной безопасностью всего за несколько лет и во многих странах Африки.

В России мы имеем вполне позитивный опыт поддержания достаточно высокого уровня безопасности на наших железных дорогах. Длившееся почти полтора века насаждение жесткой дисциплины, организованности и централизованного контроля в железнодорожной сфере привели к тому, что порядок твердо въелся в плоть и кровь отечественных железнодорожников, а русские расхлябанность и разгильдяйство сведены к минимуму.

В российской гражданской авиации проблемы вполне решаемы - важно лишь осознать само их наличие и сделать правильные выводы, а не культивировать и не пропагандировать «героев», губящих своим непрофессионализмом человеческие жизни и подрывающих репутацию страны и ее авиации. Хотелось бы надеяться, что трагедия с «Суперджетом» станет в этом отношении переломной.




Без ложной скромности скажу, что данные выводы совпадают с тем внутренним убеждением, которое сформировалось у меня после поступления первой информации о катастрофе: экипаж не сумел посадить самолёт с невыработанным топливом - сажали как пустой.

Увы...Но такие люди как Сотников Сергей Михайлович-это пережиток социализма.

Удачная посадка во многом стала возможна потому, что взлётно-посадочная полоса поддерживалась в удовлетворительном состоянии начальником вертолётной площадки Сергеем Сотниковым, который на протяжении 12 лет по своей инициативе добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора, посторонних объектов и не рос кустарник

https://www.avsim.su/forum/uploads/monthly_03_2011/post-8428-0-31128500-1301136747.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/27036/pub_5b237474ef8155e5f35d3ad3_5b2374bdef8155e5f35d3ad5/scale_1200

Из сообщения Росавиации:

Благополучному приземлению самолёта Ту-154М во многом способствовала добросовестная работа Сергея Сотникова по контролю за эксплуатационным состоянием взлётно-посадочной полосы вертолётной площадки «Ижма» и прилегающих к ней территорий.

Из интервью с С. М. Сотниковым:

— Я что? Я просто по взлётке ездить не давал. На лошадях большинство, навоз падает, сохнет, вертолёт ветер поднимает — всё летит в глаза. Непорядок… Или бревно упадет, будет валяться, люди ещё бутылок накидают… Для себя, короче, убирал. Чтобы было приятно…

— Вы горды собой?

— Я просто безумно рад, что люди остались живы. Если бы на полосе оказалась хоть одна машина

Человек просто делал своё ДЕЛО.

Edited at 2019-05-13 09:36 am (UTC)

Вот такие кадры пилотов готовят

Секс скандал в В Ульяновском Институте Гражданской Авиации





https://pikabu.ru/story/seks_skandal_vv_ulyanovskom_institute_grazhdanskoy_aviatsii_6699480

Действующие лица

"Заяц" Зайцев Юрий Петрович, начальник первого курса пилотов

"Аитов" Аитов Рафаэль Рифгатович, друг Зайцева, проверяющий по институту

"Слепов" Слепов Александр Юрьевич, преподаватель по Организации Воздушного Движения

8 мая в институте проходило торжественное мероприятие в честь великого праздника Победы. Но этот праздник был осквернен поведением вышеперечисленных мужчин. Изрядно выпив на застолье с ветеранами, герои устремляются в общежитие к девушкам и дальше происходит вышеописанное...

Словами не передать состояние девушек, которых запугали и заставили удалить записи диктофона, дабы избежать огласки и скандалов за пределами ВУЗа.

Руководство института приняло молниеностные меры и объявило курсантам об увольнении данных лиц.

Edited at 2019-05-13 10:07 am (UTC)

К чему это кудахтанье, если следствие не завершено и не известны причины по которым экипаж вынужден был срочно возвращаться в родной аэропорт?

Тут же говно вроде Толбоева вылезло, отрабатывашего раньше украинское бабло на мочение Суперджета, что бы вместо собственных самолетов сборкой украинских занимались



Edited at 2019-05-13 10:44 am (UTC)

> Систему гражданской авиации нужно выстраивать с необходимостью учета этих национальных особенностей и их преодолени
Нет никаких национальных особенностей. Те же пилоты работая у иностранных компаний почему то не совершают подобные ошибки. То есть вывод лишь о кривизне структуры контроля прежде всего с верхов.

>привели к тому, что порядок твердо въелся в плоть и кровь отечественных железнодорожников, а русские расхлябанность и разгильдяйство сведены к минимуму.

Эээ это про РЖД пишется? Смешно и не совсем соответствует реалиям.

Простите, а в чем РЖД-то не соответствует? Расписание нарушают, в поездах грязь, подвижной состав старый, проводники хамят?

Предварительные данные о катастрофе «Суперджета» в аэропорту «Шереметьево» говорят о том, что она могла произойти в результате череды ошибочных (если говорить мягко) действий экипажа воздушного судна, когда летчики перевели управление в ручной режим «direct mode»
---
после этой фразы дальше уже можно не читать..

Я прочитал чуть дальше.
"В Соединенных Штатах не было ни одной авиакатастрофы со значительными жертвами на больших регулярных пассажирских линиях с 2001 года"
Достаточно прочитать "100 крупнейших авиационных катастроф в США" в википедии.

...включают после касания земли газ вместо реверса... - это как?

как "Арбуз" в Иркуцке.

" хор бывших и действующих пилотов и деятелей авиационной отрасли. «Мужики были настоящими героями. За авиацию!» "

Хах, это только полдела. В массе своей они еще и топят за то, чтобы сведения об авиационных происшествиях и их причинах были недоступны ни обществу, ни СМИ, как его представителям. Аргумент простой "вы ничего в этом не понимаете".
В свое время на этой поляне отметились практически все интернетовские авиагуру, начиная от ЛетчикаЛехи, продолжая его коллегой Африко (из "Нордвинда" в ту пору) и заканчивая Оканем. Причем, Африко как-то после падения "Боинга" в Перми рвал и метал, писал у себя в жежешечке, что всех разоблачит и всё раскроет. Но прошло немного времени,и никаких разоблачений и посты с обещалками потёрты, и на вопросы никаких ответов. А у ЛетчикаЛехи за попытку усомниться в его тезисах на эту тему и вовсе бан следует :))) Очевидная корпоративная солидарность и желание закрыть свой маленький мирок от какого-бы то ни было контроля..

>Хах, это только полдела. В массе своей они еще и топят за то, чтобы сведения об авиационных происшествиях и их причинах были недоступны ни обществу, ни СМИ, как его представителям. Аргумент простой "вы ничего в этом не понимаете".

В этом есть своя правда. Анализ и выводы по катастрофе — это не то, что решается путём "демократической процедуры".

Один в один написал и Окань. Только он более конкретно указал, что виноваты не столько лётчики, сколько их начальство.
Имхо, это относится не только к авиации.

>Один в один написал и Окань. Только он более конкретно указал, что виноваты не столько лётчики, сколько их начальство.

"Виновата", если на то пошло, молния. А вот всё остальное — это работа "процедуры", т.е. системы. Да, критические обстоятельства — на то и критические обстоятельства, чтобы быть непредсказуемыми. Люди не всегда готовы к кризисным ситуациям, к внезапным катастрофическим изменениям.

Начальство ругать тоже легко. Пошли-поехали по всей цепочке: "Кошка бросила котят — это Путин виноват!"

Давно говорилось, что распад СССР привёл к большой человеческой деградации. К яростному культу наживы и безответственности. Люди ещё могут терпеть такое отношение, вживаться, но сложная техника — нет. Потому-то всё время говорится об износе инфраструктуры, о сопутствующем росте техногенных катастроф. Многое тем не менее меняется к лучшему. Но мы сейчас в этом "процессе". И начинать надо с самого начала — с человеческого фактора. Я хоть и не согласен с тем, что Михаил делает упор на менталитет, но в этом есть своя правда — на одном менталитете без дисциплины, без "сквозной" трудовой этики далеко не уедешь. Пора прекращать относиться к людям так молл что выросло, то выросло. Любой "человеческий брак", который безответственные родители, безответственные воспитатели, учителя и педагоги пускают в жизнь — это проблема, с которой общество вынуждено как-то мириться десятилетиями! А этот "человеческий брак" не сидит сложа руки, а хамит, что-то портит, вредит, скандалит, подставляет других, активно ищет себе местечко под солнцем — и рано или поздно причиняет вред другим людям. Где-то это незаметно, а где-то это чревато катастрофами. Если деньги называет "кровью экономики", то чем являятся экономике и обществу "человеческая единица"? Вот это надсистемная сверхзадача, которую надо всё время решать и оптимизировать. А узкая системная задача решения проблем с аварийностью в авиации должна решаться системным контролем и системным вздрючиванием через свирепый "кнут" и сладкий "пряник".

Может быть и не надо так настойчиво подвёрстывать сюда "менталитет". Это очевидная авторская провокация, скорее служащая более широкому распространению материала, чем реальный проблемный фактор. Весь же посыл самой статьи как раз про недостаточность организации, вздрючки и контроля. И Герцен тут скорее и неправ, и неуместен. Мы живём во время, когда пресловутый "Запад" доступен всем — и мы видим, что никакого "жандарма" в головах у "западников" нет. Где есть вздрючка или была долговременная "культура взрючки", там всё нормально и эффективно. Если же людей не контролируют и попустительствуют ошибкам, лени, небрежности и халатности, то везде начинается свинарник и разруха. Зато замечание про СМИ совершенно верное. Очень уж они быстро охочи до затыкания катастроф "героями". И Аэрофлот, и другие службы сюда же. Героизм есть, и это хорошо и правильно, прикрывать же чужим героизмом свои факапы — это плохо.

Восприятие катастрофы в Шереметьево получилось ещё таким острым потому, что довольно быстро СМИ прокачали "успокаивающие" тринадцать человек погибших. Когда же количество жертв возросло более чем в три раза, вот это возымело немедленный шокирующий эффект. Тут, конечно, надо сделать "скидку" на "информационную войну", сопутствующие вбросы и явную склонность людей к истерическому восприятию — откуда пошли вопли про пассажиров с багажом, которые якобы мешали эвакуации? Это форумы, паблики, дискуссионные сайты. Это уже тут генерируются эмоциональные волны, которые подхватываются СМИ, которые либо с ними борются, либо им потакают. И всё это можно отследить задним числом.

С Шереметьево вот ещё что получилось интересно — сразу через несколько дней пошла раскрутка информации про то, что недоплачиваемые российские пилоты массово уезжают в Китай. С одной стороны это попытка найти места, где у системы затыки. С другой стороны — это "пожалейки" по адресу пилотов.

И, конечно, безудержное хамство по адресу "Суперджета". Нашли кого и что выбрать "козлом отпущения" — одну из немногих скромных несомненных удач постсоветского авиапрома и его большой работы! Вот это переваливание вины, вот эти истерики, "выгораживание" системных проблем чем-попало — это самое настоящее свинство.

"У каждой катастрофы есть имя, фамилия и должность". Это раз. А во-вторых, надо действительно что-то делать с "человеческим фактором" на системном уровне. И это безотносительно катастрофы в Шереметьево, где первопричиной стал всё-таки удар молнии. Зато потом либо недоподготовленность, либо раздолбайство, либо всё вместе всё резко усугубили. И это всё носит, как правильно замечено в статье, не единичный, а системный характер. Ну есть же статистика! Государство просто обязано начать всерьёз со всем этим разбираться — выискивать узкие места и осуществлять строгий контроль за обязательным выполнением всех норм на всех этапах. И, вообще, давно уже пора расхлябанный и подраспустившийся "человеческий материал" вздрючивать пораньше, задолго до того как он пойдёт на работу.

>> одну из немногих ... несомненных удач

Если в постсоветской России так выглядят "несомненные удачи", то все остальное неудивительно.

Вообще, в чем-то нельзя не согласиться: Су-95 -- ровно такого же сорта удача, как пять лет странной войны, Потрошенко взасос с американским послом в Киеве и ЛДНР вместо свободной Новороссии со солицей в Харькове. А что, могло быть и хуже. Как говорил герой одного фильма, "на этом месте мог бы быть ... ".

Edited at 2019-05-13 10:51 am (UTC)

Полностью согласен. С этим надо что-то делать, неужто Путину опять лично придеться вмешиваться?

Либерал Герцен же написал - русского человека надо призывать к порядку снаружи.

Самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), вылетевший из Москвы в Самару, вернулся в аэропорт Шереметьево, свидетельствуют данные сервиса Flightradar. Пилоты развернули лайнер в обратную сторону в районе города Владимира. Причины задержки не сообщаются.

Не кровати надо переставлять, а девок менять. В частности Чемезова, Погосяна и К.

Боинги с Аэрбасами тоже иногда возвращают.

Если российские пилоты такие бараны чего их тогда в иностранные авиакомпании берут?
То, что пилоты ударили перегруженный самолет об полосу было понятно сразу после опубликования видеозаписи посадки.


Высокопрофессиональные ушли к иностранным работодателям, а нам остались оставшиеся.

При чем здесь русская культура, когда те же пилоты, работая за границей, летают без происшествий. Дрючить надо не пилотов, а начальство и власти, которые стимулируют отказ от полетов "на руках". У денокана правильно написано: глупо винить пилотов, если их вынуждают пользоваться автоматикой по максимуму. Они просто не научены другому.

>У денокана правильно написано: глупо винить пилотов, если их вынуждают пользоваться автоматикой по максимуму. Они просто не научены другому.

В этом своя правда. С одной стороны автоматика сильно выручает и повышает безопасность, с другой же стороны всё более широкое её внедрение приводит к атрофии способности осуществлять ручное управление. Это естественный и объективный процесс, на который можно влиять как-то его балансируя, но который тем не менее неотменяем. И процесс обучения, и все принципы работы должны этот момент как-то отражать.

Сейчас в Европе у многих фирм, занимающихся служебными перевозками, в машинах нет, например, запасных колёс. Страховые компании просто не хотят, чтобы колёса менял неопытный водитель. У каждой такой фирмы должен быть выход на местные ремонтные фирмочки, чтобы те присылали своих людей в любое время дня и ночи, и которые бы решали возникшие затруднения. Кое-где водителя, осуществляющего самостоятельно ремонт служебной техники, могут даже оштрафовать.

И всё это, разумеется, с одной стороны повышает безаварийность, а с другой стороны делает человека несамостоятельным и бесполезным в острых кризисных ситуациях. Никто человека под них не готовит, происходит скорее ровно обратное. И это большой объективный процесс, который проходит в России к тому же на фоне последствий краха "святых 90-х".

где подписаться?™

Обама не виноват?

нет, тут виноват народ.
народ плохой, опять...