Как сообщает газета «Коммерсантъ» в материале Германа Костринского и Ивана Сафронова «ОСК нашла место для «Адмирала Кузнецова». Корпорация ускорит модернизацию 35 СРЗ», Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), Министерство обороны и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации нашли завод, на котором будет продолжен ремонт единственного в составе ВМФ авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» после аварии и затопления плавучего дока ПД-50. Для возобновления работ ОСК досрочно запустит модернизацию 35-го судоремонтного завода, где объединит два сухих дока в один, в который и поместит авианосец. По словам источника “Ъ” в судостроительной отрасли, техническое задание на постройку аналогичного ПД-50 дока уже разработано, но в реальности создавать его негде.
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 11435 у стенки филиала «35 судоремонтный завод» АО «Центр Судоремонта «Звездочка». Мурманск, январь 2019 года (с) Павел Львов
В ОСК говорят, что крейсер уже находится на территории 35 СРЗ. Дополнительных комментариев там не предоставили, так как «информация носит конфиденциальный характер».
Напомним, ремонт крейсера велся на 82-м судоремонтном заводе (принадлежит «Роснефти»), расположенном в Кольском заливе вблизи Росляково. В конце 2018 года крупнейший в России плавучий док ПД-50 затонул, причиной, по словам источников “Ъ” в отрасли, мог послужить механический разрыв сварного шва изделия. На сегодня ПД-50 остается на дне Кольского залива, решения о способе его подъема не принято. ПД-50 был единственным плавучим доком, где можно было ремонтировать крупные боевые корабли ВМФ РФ. По информации “Ъ”, «Росатом» собирался доковать на ПД-50 достраивающиеся на Балтзаводе атомные ледоколы проекта 22220, теперь госкорпорации необходимо найти другой способ.
По словам собеседников “Ъ” в отрасли, большую часть времени на ПД-50 доковались атомные подводные лодки. «Их можно ремонтировать и в других местах, но в этом случае ПД-50 простаивал бы. А флоту было удобно отправлять их на ремонт в Росляково из-за близости к местам базирования АПЛ. По-настоящему незаменимым ПД-50 становился, когда нужно было ремонтировать авианесущие крейсеры или атомный крейсер "Петр Великий"»,— рассказал один из них. После аварии ОСК, Минобороны и Минпромторг четыре месяца искали подходящий вариант для возобновления работ на «Адмирале Кузнецове». «На 35-м заводе есть два параллельно расположенных сухих дока длиной 200 метров. Проект модернизации предполагает их объединение: между ними просто сломают стенку, чтобы втиснуть туда "Кузнецова"»,— объяснил отраслевой источник “Ъ”. Другой собеседник “Ъ” выразил опасение, что расширенный сухой док будет невостребован по завершении ремонта авианосца: «Можно было бы провести докование на строящемся сейчас заводе НОВАТЭКа в Белокаменке, что позволило бы сэкономить бюджетные деньги». В НОВАТЭКе заявили “Ъ”, что компании не поступало предложений провести ремонт авианосца в Белокаменке: «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений не предназначен для ремонта судов».
Третий источник “Ъ” утверждает, что техническое задание на проектирование нового плавучего дока, аналогичного по размерам ПД-50, уже готово. Но в России сегодня нет верфей с подходящими мощностями: по словам источника “Ъ” в аппарате правительства, подобный заказ можно разместить либо в Китае, либо дождаться ввода мощностей дальневосточной «Звезды». Но, отмечает собеседник “Ъ”, «такой гигантский плавдок — не серийное изделие, поэтому его постройка может растянуться на годы».
Комментарий bmpd. Длительно обсуждаемый в судостроительных кругах проект перестройки сухих доков 35-го СРЗ в один большой док представляет собой одну из попыток с относительно умеренными затратами разрешить дикую ситуацию полного отсуствия на Северном флоте сухого дока для докования и ремонта крупных надводных боевых кораблей.
Материал из журнала "Вестник технологии судостроения и судоремонта" (№ 24 за 2016 год) о разработанных ПФ "Союзпроектверфь" АО "Центр технологии судостроения и судоремонта" вариантах проекта реконструкции сухих доков СРЗ-35 - судя по всему, сейчас речь идет о реализации так называемого "второго варианта" (via forums.airbase.ru ):