?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Интервью генерального директора АО «АэроКомпозит» о проблеме композиционных материалов для МС-21
bmpd




Еженедельник «Аргументы и Факты» под заголовком «МС-21: страха нет. Российский самолет полетит на отечественных композитах» опубликовал интервью генерального директора АО «АэроКомпозит» Анатолия Гайданского, посвященной актуальной проблеме композиционных материалов для перспективного российского среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.



Оба летных опытных образца пассажирского самолета МС-21-300 с бортовыми номерами "001" (регистрацонный номер 73051, серийный номер 21001) и "002" (регистрационный номер 73053, серийный номер 21003) в ангаре в Жуковском, 20.07.2018 (с) aviaforum.ru


Краха программы МС-21 из-за блокировки Западом поставок композитных материалов не произойдет, считает глава компании «АэроКомпозит».

Недавно в СМИ появились сообщения о том, что выпуск российского самолета МС-21 оказался под угрозой из-за санкций, не дающих производителю сделать принципиально новое крыло, без которого весь проект теряет смысл. Так ли это? На вопросы «АиФ» отвечает Анатолий Гайданский, гендиректор АО «АэроКомпозит», которое как раз и отвечает за это крыло.



Сергей Нестеренко, «АиФ»: Анатолий Иосифович, был ли в реальности факт остановки поставок компонентов для крыла МС-21 и кто их остановил?

Анатолий Гайданский: Информация некоторых СМИ о том, что компании Hexcel и Toray остановили нам поставки, полностью не соответствует действительности. С Toray мы не работали. С Hexcel взаимодействовали на начальном этапе, но позднее переключились на альтернативных поставщиков. Мы используем продукцию Solvay. Это бельгийская компания, а материал производит ее американское подразделение.

Действительно, она прекратила поставки с 26 сентября, когда «АэроКомпозит» оказался в списке США. Однако это не санкции, а технологические ограничения Министерства промышленности и торговли США. Активы у нас не арестованы. Речь идет о том, что товар, произведенный на территории США, по лицензии США либо с американской долей добавленной стоимости больше 25%, не может быть поставлен без соответствующей экспортной лицензии.

— Почему блокируются поставки?

— Полагаю, что это конкурентная борьба, причем не с «АэроКомпозитом», а с программой МС-21. Идет активная испытательная работа. Самолет летает и в 2020 году должен быть сертифицирован. Затем начнутся поставки авиакомпаниям. Конкурентам же самолет с передовыми заложенными характеристиками на рынке не нужен. Самый простой способ — это ударить по ключевым поставщикам, чтобы если не совсем отменить проект, то задержать его на максимально длительный срок.

— То есть речь не идет о том, что «АэроКомпозит» наказан за поставки компонентов военной техники?

— «АэроКомпозит» не имеет и не будет иметь отношения к производству военной техники. Это наша стратегия. Мы гражданская компания и сейчас ведем два основных проекта: МС-21 и СR929 совместно с китайской компанией Comac. Вместе с привлеченными юридическими компаниями мы подали апелляцию на решение Минпромторга США, т. к. не являемся компанией, которая производит военную продукцию, и не оказываем Министерству обороны РФ помощь в создании военной техники.

— Почему в свое время выбрали зарубежных партнеров, которые сейчас присоединились к санкциям?

— Когда начинался проект, в России не производились композитные материалы требуемого качества.

— Если бы выбирать пришлось сейчас, вариантов было бы больше?

— За последние годы ситуация на международном и российском рынках кардинально изменилась. В частности, «Росатом» построил завод в Алабуге. Он производит угольное волокно, которое мы уже можем использовать. Есть у нас партнеры и по производству биндерной ленты, и по связующему. Работаем с ними достаточно давно, их материалы устраивают нас по характеристикам. Причем отечественное связующее по некоторым ключевым параметрам превосходит иностранное. Все это вместе позволяет нам с осторожным оптимизмом смотреть в будущее.

— А почему вы не занялись импортозамещением раньше?

— Кто сказал, что мы им не занимались? Успехи в создании новых российских материалов — это результат работы, которую вместе с партнерами вели последние годы. Кстати, все сказанное относится к композитам для кессона крыла, которые требуют высокопрочных материалов.

Что касается материалов средней прочности для механизации крыла, то на рынке существует несколько российских поставщиков, материалы которых нас полностью устраивают по качеству. Мы их уже протестировали и сейчас запускаем в производство агрегатов для МС-21. Аналогичная ситуация и с композитным хвостовым оперением МС-21 (киль, стабилизатор), которое делает ОНПП «Технология» в Обнинске.

— То есть краха программы МС-21 из-за нехватки композитных материалов не будет?

— Мы сформировали пул компаний, которые могут обеспечивать нас композитными материалами на всем протяжении программы. По ряду позиций уже имеем материалы лучше, чем получали от наших зарубежных партнеров.

— В СМИ писали, что китайские композиты вдвое толще и тяжелее. Так ли это?

— Это полнейшая техническая безграмотность. Любой производитель может сделать материал необходимой толщины, которая нужна заказчику. По поводу того, что он тяжелый... Это непонимание в принципе, потому что в основе материала лежит уголь. Удельная плотность угольной ленты у всех примерно сопоставимая. Вопрос не в тяжести и толщине материала, а в характеристиках удельной прочности. Это как у стали, которая может быть высоколегированной и низколегированной. Вес примерно одинаковый, а характеристики абсолютно разные.

Материал каждого производителя имеет свои особенности. Наше главное достижение на сегодня состоит в том, что мы научились проектировать и выпускать силовые композитные конструкции с учетом этих особенностей. Проектировщики знают, как сделать конструкцию легкую, прочную и относительно дешевую. Они понимают, какие проблемы будут на производстве и как эти проблемы минимизировать в будущем. Вот это — основная компетенция, развитая в России за последние 10 лет.

Конечно, переход на новый материал создал нам дополнительные сложности. Но, имея опыт, мы знаем, как их преодолеть. Эта работа уже ведется.

— Удастся ли перестроить под новые материалы производство в Ульяновске?

— Принципиально важно понимать, что у нас в Ульяновске создано производство кессонов крыла по передовой инфузионной технологии. Мы изначально внедряли там серийные технологические процессы. Самолеты МС-21-300 с ульяновскими композитными кессонами успешно проходят летные и наземные прочностные испытания. От смены материалов технологический процесс в Ульяновске принципиально не изменится.

— Как выглядит стратегия сертификации самолета МС-21 в контексте ситуации с композитными материалами?

— Мы продолжаем сертифицировать самолет с материалом компании Solvay и получаем в 2020 году сертификат типа. С новым российским материалом параллельно идем по пути получения дополнения к сертификату типа. Думаю, к концу 2020 года это дополнение к сертификату типа получим.

— Удастся ли «АэроКомопозиту» обеспечить требуемые объемы выпуска агрегатов для МС-21?

— Наши производственные планы и инвестиционная программа развития мощностей синхронизированы с планами наращивания темпов выпуска самолетов от 20 до 72 машин в год.

— Будут ли обеспечены надежность самолета и безопасность пассажиров при переходе на новые материалы?

— Сертификационные требования в авиации не меняются в зависимости от тех или иных применяемых материалов. К композитным конструкциям применяются более жесткие нормы прочности, чем к традиционным металлическим.



Ещё бы на щелкопёров в суд подали, было бы дело.

В итоге у США есть рычаги прихлопнуть любой проект в России.

И ведь они особо даже не начинали. Даже взять какой-нибудь Ямал СПГ, то там 90% оборудования американское

Edited at 2019-01-16 02:03 pm (UTC)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
"ударить по ключевым поставщикам". В таком случае у них большой выбор, чего бы еще запретить поставлять для МС-21. Начиная с двигателей. Но перекрыли именно эти углепластики. Похоже, они действительно боятся, что эти русские склеют себе какой-нибудь истребитель из их препрегов.

Edited at 2019-01-16 12:19 pm (UTC)

как обкатают технологию то и цельно композитный истребитель и склепают .. и еще наверно и с запредельными характеристиками .

Вот зачем он так ? Устроили черную среду для либерастов и половины Украины.


-Каха программы МС-21 из-за блокировки Западом поставок композитных материалов не произойдет, считает глава компании «АэроКомпозит».-

Краха не будет.Но и коммерческого успеха вряд ли добьются.
-


- Наши производственные планы и инвестиционная программа развития мощностей синхронизированы с планами наращивания темпов выпуска самолетов от 20 до 72 машин в год.-

Это значит оперативных запасов материалов и заготовок не будет.



Ой врет дядечка, ой врет!
Какие нафиг композиты, если программа дышит на ладан!
Вон даже денег на синюю краску не хватило, чтобы самолеты одинаково покрасить!

А то, что белую-таки нашли, вас не смутило?


(Deleted comment)
Это Коммерсантъ. Там весь принцип "журналистики" в выдумать какую-то лабуду, которая то совпадает с реальностью, то нет. Я им ещё 20 лет назад говорил, что подход этот дерьмовый, но не в коня корм. Вообще-то их бы надо один разок хорошенько засудить, чтобы они свои подходы поменяли на адекватные, и кроме своего личного безграмотного мнения давали бы слово ещё и тем, про кого пишут.

Засудить можно вполне, имеются основания, предусмотренные законом.

(Deleted comment)

осторожный оптимизм

ну а что тут такого, если Эльбрусы-8 в Су-57 супротив intel i960 из начала 90-ых в Ф-22 :)


Игра в кубики

про авионику МС-21 годная статья 2016г nplus1.ru/material/2016/08/18/avionics
называется "Игра в кубики" т.е. намек довольно прозрачен

однако сейчас уже не 2016г, и решения если припрут к стенке уже есть, поэтому в ПАК ФА не Комдивы, а Эльбрусы red-army-1917.livejournal.com/53768.html

Re: Игра в кубики

Маде ин Тайвань.

Уже при публиковании статьи Коммерсантом были большие сомнения в ее правдивости. Тем более углеволокно в России вовсю производилось, хоть в недостаточных количествах для крупносерийного производства авиалайнеров. Объемов хватало военным и ракетчикам, но в последние годы заметно, что потребности в композитах растут в геометрической прогрессии.

У вас не вызывает вопроса одна проблема=почему тогда в крыло стали использовать иностранные компоненты?

Все есть, но все в будущем.
В осторожном, но оптимистичном.
В оптимистичном, но осторожном.

Ни одного прямого ответа на прямой вопрос.


Сертифицируют, то что уже не поставляется.
С тем что когда нибудь будет идут по пути дополнения.



Там НЕ ТРЕБУЕТСЯ сертификация материалов. Странно но факт. Совсем не требуется.

Режет слух слово «уголь», там где должен быть «углерод»...

Да нормально всё, уголь все знают, а углеводород твой не всякий видел.

Так чьи материалы будут использовать вместо бельгийских? Конкретный завод он так и не назвал.

Судя по названному сроку сертификации российского материала (конец 2020 года), особых проблем эмбарго не принесло. В Коммерсанте же писали, что запрет может привести к сдвигу программы на 5 и более лет.

Он назвал Росатом - а это Umatex Group
ищется, например, по "Umatex рассчитывает вытеснить продукцию Toray и Solvay в производстве крыла МС-21"

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Какое то бла бла бла. Типа были и есть российские материалы, да еще не хуже по качеству, но мы до последнего используем иностранные. Неубедительно.