?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Санкции США перекрыли поставки материалов для композитного крыла самолета МС-21
bmpd




Как пишет газета «Коммерсантъ» в материале Ивана Синергиева, Германа Костринского и Владимира Дзагуто «Санкции махнули «черным крылом». Самолет МС-21 может остаться без импортных композитов», санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21. Теперь Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и «Ростех» пытаются найти возможность выпуска аналогов в России, но для этого нужны длительные ОКР и сертификация, что может задержать запуск самолета в серию с 2020 года на несколько лет. Другой вариант — заменить композиты на металл, но в ОАК это рассматривать не хотят и утверждают, что решат вопрос. Эксперты согласны, что отказ от «черного крыла» лишает смысла проект, стоимость которого оценивалась Счетной палатой в 438 млрд руб.


МС212

Завершенный постройкой третий летный опытный образец пассажирского самолета МС-21-300 (серийный номер 21003) в цеху окончательной сборки Иркутского авиационного завода - филиала ПАО "Корпорация "Иркут". Иркутск, декабрь 2018 года (с) ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация"

Санкции США в отношении АО «Аэрокомпозит» (входит в ОАК) и АО «ОНПП "Технология" имени Ромашина» («Ростех») поставили под угрозу создание композитного «черного крыла» для текущего ключевого перспективного проекта в российском гражданском авиапроме — самолета МС-21. О сложностях с поставками импортных композитов “Ъ” рассказали два топ-менеджера отрасли и подтвердил высокопоставленный чиновник в аппарате правительства. По их словам, ряд компонентов для композитов, использовавшихся для крыла и части киля, шли из США и Японии, но недавно под давлением Вашингтона отгрузка прекратилась. Речь идет о компонентах производства американской Hexcel и японской Toray Industries.

МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло — одним из его конкурентных преимуществ. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Сейчас готовы три опытных образца МС-21-300 с «американской» нитью, четвертый самолет в стадии сборки. Весь проект, как писал “Ъ” 5 октября 2018 года, Счетная палата оценивала в 438 млрд руб.

«Оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов, обсуждаются пути решения проблемы»,— уточнил один из собеседников “Ъ”. Вариантов немного, признается другой, с учетом «весьма крепких» американо-японских отношений рассчитывать на возобновление поставок не стоит: «Теперь придется брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее». Теоретически специализацию может освоить Елабужский завод композитных изделий, но придется провести ОКР и найти станочно-производственный парк, подчеркивает он, «а это приведет к сдвигу сроков вправо как минимум до 2025 года».

Второй вариант — подключение к импортозамещению структур «Росатома», «они уже обещали рассмотреть варианты оказания помощи». По данным “Ъ”, проблема обсуждалась на совещании с участием чиновников правительства, структур ОАК и «Ростеха», а также «Росатома». По итогам «композитный дивизион» «Росатома» (Umatex) согласился участвовать в проекте разработки и тестировании материалов для МС-21, заказчиком работ станет «Аэрокомпозит». Но, как заметил один из собеседников “Ъ”, сейчас в РФ нет предприятий, производящих такие авиакомпоненты, и прогнозировать сроки для ОКР крайне сложно.

Третий вариант — самый радикальный: по сведениям “Ъ”, ЦАГИ и НИЦ им. Жуковского предложили избавиться от композитов в МС-21 и перепроектировать крыло и киль в металле. Это сократит сроки задержки программы, но «убьет композиты, которые подавались как одно из основных преимуществ лайнера», говорит собеседник “Ъ”. Также, по мнению источников “Ъ”, замена материала чревата сложностями с сертификацией МС-21: необходим повторный цикл испытаний, что скажется и на сроках.

В «Росатоме» не стали комментировать ситуацию.

В «Ростехе» называют проблему «надуманной»: «Есть надежные зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки. Без необходимых материалов авиастроение в любом случае не останется, отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается». Отвечая на вопрос о том, правда ли, что японская компания под давлением США перестала поставлять в РФ композиты, которые использовались в крыле МС-21, в аппарате вице-премьера Юрия Борисова заявили “Ъ”: «В правительстве в деталях знакомы со всем, что происходит с МС-21. Проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует».

В ОАК связывают санкции в отношении «Аэрокомпозита» с конкуренцией в нише высокомаржинальных среднемагистральных самолетов. «Эта гражданская компания никак не связана с ОПК, после включения "Аэрокомпозита" в санкционные списки мы начали процедуру обжалования»,— подчеркивают в корпорации. В РФ есть мощности, компетенции и поставщики, необходимые для создания полимеров, при финансовой и организационной поддержке Минпромторга осваивается цепочка производства, заверяют в ОАК.

«Замена материала не влечет конструктивных изменений и может быть оформлена дополнением к сертификату типа без изменения сроков сертификации»,— утверждают в корпорации, обещая выдержать сроки поставок МС-21 «Аэрофлоту», которые запланированы на 2020 год. В Минпромторге «присоединились» к комментарию ОАК, в «Аэрофлоте» и Росавиации отказались обсуждать ситуацию.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что создание МС-21 без композитного крыла не имеет смысла, поскольку «есть готовый Ту-204 с металлическим крылом без санкционных рисков», незначительное перепроектирование под двигатель ПД-14 позволит повысить его эффективность. Но это не приведет к созданию лайнера, «конкурентоспособного в сравнении с новейшими Boeing и Airbus». Эксперт полагает, что авиапрому важно получить компетенции в производстве «черного крыла»: тогда перед самолетом откроется не только российский, но и другие рынки, в том числе иранский. Эти технологии важны и для кооперации с Китаем по дальнемагистральному CR929, добавляет Олег Пантелеев, так как «без крыла участие России в совместном проекте будет выглядеть довольно бледно».



  • 1
Re: У крыльев МС-21 и Су-57, наверное, всё одинаковое


Конечно, например, у крыльев Су-57 и фюзеляжа Су-57 и эксплуатационные перегрузки, и удельное давление, и габариты, и, соответственно, технологии выкладки и выклейки разные, да и сами композиты несколько отличаются.

Вы были бы 100% правы, если бы в качестве крыльев МС-21 использовались крылья или фюзеляжи Су-57. А на практике каждое новое сложное изделие запросто создаёт внезапные проблемы, если по нему внезапно же меняются вводные. Перевод крыла МС-21 на наши нити-смолы-препреги --- дело, безусловно, важное и полезное, и в надлежащее время это было бы сделано, само собой. Вот только даже самое благое дело становится зубной болью, если его надо внезапно сдвинуть в план-графике далеко влево.

А что внезапного то ? Когда проектировали МС-21 не понимали что импортные комплектующие это мина замедленного действия и в любой момент может....... Вот оно и наступило.

Понимали, поэтому и напрягли Химкомпозит изначально разработать свои материалы. Как тот же ПД-14 и авионику КРЭТ.

Время выиграли ? Когда в 90-ых резали на металлолом Красноярский завод Химволокно и Шелковый комбинат, то вместе с ними ушли многие наработки.

Технологии как раз не ушли, они есть. Оборудование воспроизвести всегда можно.

Время,люди, разрыв поколений... Эрзац-бизнес,где молодежь отучившись на технологов инженеров и так далее ушли в торгашество,купи -продай. Оно сейчас аукается,ох как.

только себестоимость будет у того волокна - как у чугунного моста

Вы серьезно?

Т.е. не надо было даже начинать восстанавливать отрасль? или к чему тогда этот истерики 90-х? каммент

(Deleted comment)
https://aviav.ru/staryie-britanskie-bae-146-okazalis-luchshe-sovremennyih-sukhoi-superjet-100.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

я как дысали!как дысали! "Международный успех, вышли на мировой рынок, Европа с нами !". В итоге то что и ожидалось, то есть полный пшик.

Кстати, Bae-146 тоже высокоплан как и Ан-148.

Edited at 2019-01-12 02:51 pm (UTC)

(Deleted comment)
Да получается так,конкурент никому не нужен и зависимость от оного дорого обходится, в определенных моментах. Как сейчас с суперджетом. Есть покупатель реальный на 100 штук, но .......Это вариант влияния.Но здесь тоже палка о двух концах пережмешь, заставишь конкурента шевелить мозгами и булочками и он вынужден будет создать для себя нужное и ..... Весь вопрос как на грани пройти и не свалится.

- Получается, что всё современное российское машиностроение, металлургия, химпром, автопром, инфотех - одни сплошные мины так как почти все комплектующие импортные?

Да.

- А мы в принципе сможем сами?

При существующей экономической политике - нет.


  • 1