?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Санкции США перекрыли поставки материалов для композитного крыла самолета МС-21
bmpd




Как пишет газета «Коммерсантъ» в материале Ивана Синергиева, Германа Костринского и Владимира Дзагуто «Санкции махнули «черным крылом». Самолет МС-21 может остаться без импортных композитов», санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21. Теперь Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и «Ростех» пытаются найти возможность выпуска аналогов в России, но для этого нужны длительные ОКР и сертификация, что может задержать запуск самолета в серию с 2020 года на несколько лет. Другой вариант — заменить композиты на металл, но в ОАК это рассматривать не хотят и утверждают, что решат вопрос. Эксперты согласны, что отказ от «черного крыла» лишает смысла проект, стоимость которого оценивалась Счетной палатой в 438 млрд руб.


МС212

Завершенный постройкой третий летный опытный образец пассажирского самолета МС-21-300 (серийный номер 21003) в цеху окончательной сборки Иркутского авиационного завода - филиала ПАО "Корпорация "Иркут". Иркутск, декабрь 2018 года (с) ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация"

Санкции США в отношении АО «Аэрокомпозит» (входит в ОАК) и АО «ОНПП "Технология" имени Ромашина» («Ростех») поставили под угрозу создание композитного «черного крыла» для текущего ключевого перспективного проекта в российском гражданском авиапроме — самолета МС-21. О сложностях с поставками импортных композитов “Ъ” рассказали два топ-менеджера отрасли и подтвердил высокопоставленный чиновник в аппарате правительства. По их словам, ряд компонентов для композитов, использовавшихся для крыла и части киля, шли из США и Японии, но недавно под давлением Вашингтона отгрузка прекратилась. Речь идет о компонентах производства американской Hexcel и японской Toray Industries.

МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло — одним из его конкурентных преимуществ. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Сейчас готовы три опытных образца МС-21-300 с «американской» нитью, четвертый самолет в стадии сборки. Весь проект, как писал “Ъ” 5 октября 2018 года, Счетная палата оценивала в 438 млрд руб.

«Оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов, обсуждаются пути решения проблемы»,— уточнил один из собеседников “Ъ”. Вариантов немного, признается другой, с учетом «весьма крепких» американо-японских отношений рассчитывать на возобновление поставок не стоит: «Теперь придется брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее». Теоретически специализацию может освоить Елабужский завод композитных изделий, но придется провести ОКР и найти станочно-производственный парк, подчеркивает он, «а это приведет к сдвигу сроков вправо как минимум до 2025 года».

Второй вариант — подключение к импортозамещению структур «Росатома», «они уже обещали рассмотреть варианты оказания помощи». По данным “Ъ”, проблема обсуждалась на совещании с участием чиновников правительства, структур ОАК и «Ростеха», а также «Росатома». По итогам «композитный дивизион» «Росатома» (Umatex) согласился участвовать в проекте разработки и тестировании материалов для МС-21, заказчиком работ станет «Аэрокомпозит». Но, как заметил один из собеседников “Ъ”, сейчас в РФ нет предприятий, производящих такие авиакомпоненты, и прогнозировать сроки для ОКР крайне сложно.

Третий вариант — самый радикальный: по сведениям “Ъ”, ЦАГИ и НИЦ им. Жуковского предложили избавиться от композитов в МС-21 и перепроектировать крыло и киль в металле. Это сократит сроки задержки программы, но «убьет композиты, которые подавались как одно из основных преимуществ лайнера», говорит собеседник “Ъ”. Также, по мнению источников “Ъ”, замена материала чревата сложностями с сертификацией МС-21: необходим повторный цикл испытаний, что скажется и на сроках.

В «Росатоме» не стали комментировать ситуацию.

В «Ростехе» называют проблему «надуманной»: «Есть надежные зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки. Без необходимых материалов авиастроение в любом случае не останется, отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается». Отвечая на вопрос о том, правда ли, что японская компания под давлением США перестала поставлять в РФ композиты, которые использовались в крыле МС-21, в аппарате вице-премьера Юрия Борисова заявили “Ъ”: «В правительстве в деталях знакомы со всем, что происходит с МС-21. Проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует».

В ОАК связывают санкции в отношении «Аэрокомпозита» с конкуренцией в нише высокомаржинальных среднемагистральных самолетов. «Эта гражданская компания никак не связана с ОПК, после включения "Аэрокомпозита" в санкционные списки мы начали процедуру обжалования»,— подчеркивают в корпорации. В РФ есть мощности, компетенции и поставщики, необходимые для создания полимеров, при финансовой и организационной поддержке Минпромторга осваивается цепочка производства, заверяют в ОАК.

«Замена материала не влечет конструктивных изменений и может быть оформлена дополнением к сертификату типа без изменения сроков сертификации»,— утверждают в корпорации, обещая выдержать сроки поставок МС-21 «Аэрофлоту», которые запланированы на 2020 год. В Минпромторге «присоединились» к комментарию ОАК, в «Аэрофлоте» и Росавиации отказались обсуждать ситуацию.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что создание МС-21 без композитного крыла не имеет смысла, поскольку «есть готовый Ту-204 с металлическим крылом без санкционных рисков», незначительное перепроектирование под двигатель ПД-14 позволит повысить его эффективность. Но это не приведет к созданию лайнера, «конкурентоспособного в сравнении с новейшими Boeing и Airbus». Эксперт полагает, что авиапрому важно получить компетенции в производстве «черного крыла»: тогда перед самолетом откроется не только российский, но и другие рынки, в том числе иранский. Эти технологии важны и для кооперации с Китаем по дальнемагистральному CR929, добавляет Олег Пантелеев, так как «без крыла участие России в совместном проекте будет выглядеть довольно бледно».




  • 1
Re:или кто всё это время рассчитывал на "в китае купим чего не хватает"

Уже в 2011 году (на самом деле, конечно гораздо раньше) разработчики и производители композитов прекрасно понимали важность этих материалов для военного и гражданского авиастроения:

"Эти технологии в мире очень закрыты. Например, технологией получения хорошего углеродного волокна владеют 2-3 страны мира. И купить ее невозможно. Либо ты должен ее сам развить, либо будешь покупать готовый продукт, там самолет и т.д., но сам уже это делать не сможешь", - говорит генеральный директор ОАО "Московский машиностроительный экспериментальный завод – Композиционные технологии" Валерий Литвинов.
https://www.vesti.ru/doc.html?id=452155



Edited at 2019-01-10 04:09 am (UTC)

Не можете купить - украдите. СВР и ГРУ на что? Или РФ настолько поглупела, что промышленным шпионажем перестала заниматься? Так вряд ли.
Как ни крути, но вопросом надо было озаботится уже в 2015, как самый ранний срок - уже было бы своё.

Проблема не совсем в отсутствии доступных материалов, проблема вот в этом

"нужны длительные ОКР и сертификация"
Т.е. во всех сертификационных документах и протоколах испытаний, судя по всему, прописаны только эти самые Hexcel и Toray Industries.
Аналогичные материалы, возможно, и есть, но комплекс испытаний надо по новой проходить:)

Одного этого вполне достаточно:)

и учитывая что МС-21 - это гражданка - это ещё очень "лёгкий" вариант - если бы военка была - то - хавайся у бульбу - расшевелить на пересертификацию военных - несколько лет - минимум два года - и то если пинок поступит из Кремля - даже пинка в Фрунзенской набережной (или где там Кожугетыч постоянно сидит) не хватит

не, не легкий. Им сертификат ИКАО нужен.

Ну, это уже "бюрократический" сектор проблем. Тут - да... Жесть твориться. И, как грят, только процессы сертификации увеличивают сроки на готовое изделие раза в два. И чем сложнее и многокомпонентнее изделие, тем больше бумаг-сертификатов и длительнее сроки. Потому производят продукты по давно устаревшим технологиям, хотя есть куда как продвинутей новые - но сертифицировано то, на старые...

ГРУ больше по шпилям.

Оно с 1993 лежит на боку.А с изгнанием бездельника Корабельникова в 2008. дело отнюдь не выправилось.Начальника умирали один за одним,что никак не усиливало методичности и тонокости основного вида деятельности.

(Deleted comment)
Это если с нуля и около нуля начинать - Проблема. А так: есть своё, есть свои спецы, есть свои производства, есть научно-тех. база и пр. Но есть проблемные места, которые, как раз, и можно решить за счёт промшпионажа. Что и делается всеми (китайцы впереди всех, как говорят).

Не можете купить - украдите.
Ммммм, как бы это объяснить - производство волокна марки Т-800, Т-1000 - колдунство даже для Toray - которые занимают безоговорочное первое место в мире по продвинутости технологий и по всему остальному по УВ. то есть выпуск Т-800 - частично, а Т-1000 - полностью - является только предположением, и на практике - если например есть сырьё на 1000 кг УВ - то марки Т-500 и ниже - вы можете точно (плюс-минус 1-2%) сказать выход готового материала, то вот по Т-800 - разбежка будет уже в десяток процентов, а по Т-1000 - так вообще - не более 35% (по последним известным мне данным) волокна будет соответствовать всем требованиям к Т-1000 - даже если вы заморочились производством именно и только его

Есть своё производство аналогов Т-800/-1000 или чего-то там такого, что надо? Что-то есть. Есть люди разбирающиеся в теме, есть научно-техническая база, производственная и пр. Но есть какие-то затыки с качеством, с соблюдением жёсткого стандарта/требования и пр. подобное. Вот этим и интересуемся шпионским методом. Ничего нового я тут не придумал - так оно и делается. Просто кое-кто должен озаботится, выдать свою хотелку в ответственный орган власти государства и тот - выдаст спецслужбам ЦУ. И уже те начнут работать с Торей, Дюпоном али ещё с кем.
Кстати, насколько мне известно, российское производство бронеэлементов из композитов (броники, шлемы, элементы на машины) на уровне лидирующей пятёрки в мире. И не только по нитям, но и по уже готовым изделиям.

Есть своё производство аналогов Т-800/-1000 или чего-то там такого, что надо? Что-то есть.
нету на настоящий момент - в том то и дело. а военным и гражданским - нужно производство с гарантированным количеством произведённой продукции определённых марок. да и существующие мощности - масштабировать - дело не одного года
Есть люди разбирающиеся в теме,
есть. правда всем более-менее разбирающимися - уже 70 плюс/минус 5 лет
техническая база,
скорее технолого-методологическая
производственная
очень ограниченная

Но есть какие-то затыки с качеством, с соблюдением жёсткого стандарта/требования и пр. подобное.
я же русским языком написал - даже у японцев - которым уступают и стоящие на втором месте США и Европа/Южная Корея (3 место) - производство УВ предельных марок - почти колдовство и не сильно поддаётся прогнозированию.
Вот этим и интересуемся шпионским методом.
см выше. если что - могу пару адресов дать - Окриджская лаборатория Минэнерго США, заводы Toray и TohoTenax и т.д. :-)
Кстати, насколько мне известно, российское производство бронеэлементов из композитов (броники, шлемы, элементы на машины) на уровне лидирующей пятёрки в мире. И не только по нитям, но и по уже готовым изделиям.
там, мягко скажем - немного другие нити, чем Т-800/Т-1000, и требования к препрегам и готовым композитам немного (а вернее совершенно другие) и часто используется арамид (который кстати не только в России делает, а и в Беларуси)
Просто кое-кто должен озаботится, выдать свою хотелку в ответственный орган власти государства и тот - выдаст спецслужбам ЦУ.
представители соответствующих ведомств регулярно принимают участие в заседания ВТК - 1 формы у меня конечно нет - но таки и результатов (по вышеизложенным причинам) - тоже

  • 1