bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Category:

Санкции США перекрыли поставки материалов для композитного крыла самолета МС-21





Как пишет газета «Коммерсантъ» в материале Ивана Синергиева, Германа Костринского и Владимира Дзагуто «Санкции махнули «черным крылом». Самолет МС-21 может остаться без импортных композитов», санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21. Теперь Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и «Ростех» пытаются найти возможность выпуска аналогов в России, но для этого нужны длительные ОКР и сертификация, что может задержать запуск самолета в серию с 2020 года на несколько лет. Другой вариант — заменить композиты на металл, но в ОАК это рассматривать не хотят и утверждают, что решат вопрос. Эксперты согласны, что отказ от «черного крыла» лишает смысла проект, стоимость которого оценивалась Счетной палатой в 438 млрд руб.


МС212

Завершенный постройкой третий летный опытный образец пассажирского самолета МС-21-300 (серийный номер 21003) в цеху окончательной сборки Иркутского авиационного завода - филиала ПАО "Корпорация "Иркут". Иркутск, декабрь 2018 года (с) ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация"

Санкции США в отношении АО «Аэрокомпозит» (входит в ОАК) и АО «ОНПП "Технология" имени Ромашина» («Ростех») поставили под угрозу создание композитного «черного крыла» для текущего ключевого перспективного проекта в российском гражданском авиапроме — самолета МС-21. О сложностях с поставками импортных композитов “Ъ” рассказали два топ-менеджера отрасли и подтвердил высокопоставленный чиновник в аппарате правительства. По их словам, ряд компонентов для композитов, использовавшихся для крыла и части киля, шли из США и Японии, но недавно под давлением Вашингтона отгрузка прекратилась. Речь идет о компонентах производства американской Hexcel и японской Toray Industries.

МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло — одним из его конкурентных преимуществ. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Сейчас готовы три опытных образца МС-21-300 с «американской» нитью, четвертый самолет в стадии сборки. Весь проект, как писал “Ъ” 5 октября 2018 года, Счетная палата оценивала в 438 млрд руб.

«Оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов, обсуждаются пути решения проблемы»,— уточнил один из собеседников “Ъ”. Вариантов немного, признается другой, с учетом «весьма крепких» американо-японских отношений рассчитывать на возобновление поставок не стоит: «Теперь придется брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее». Теоретически специализацию может освоить Елабужский завод композитных изделий, но придется провести ОКР и найти станочно-производственный парк, подчеркивает он, «а это приведет к сдвигу сроков вправо как минимум до 2025 года».

Второй вариант — подключение к импортозамещению структур «Росатома», «они уже обещали рассмотреть варианты оказания помощи». По данным “Ъ”, проблема обсуждалась на совещании с участием чиновников правительства, структур ОАК и «Ростеха», а также «Росатома». По итогам «композитный дивизион» «Росатома» (Umatex) согласился участвовать в проекте разработки и тестировании материалов для МС-21, заказчиком работ станет «Аэрокомпозит». Но, как заметил один из собеседников “Ъ”, сейчас в РФ нет предприятий, производящих такие авиакомпоненты, и прогнозировать сроки для ОКР крайне сложно.

Третий вариант — самый радикальный: по сведениям “Ъ”, ЦАГИ и НИЦ им. Жуковского предложили избавиться от композитов в МС-21 и перепроектировать крыло и киль в металле. Это сократит сроки задержки программы, но «убьет композиты, которые подавались как одно из основных преимуществ лайнера», говорит собеседник “Ъ”. Также, по мнению источников “Ъ”, замена материала чревата сложностями с сертификацией МС-21: необходим повторный цикл испытаний, что скажется и на сроках.

В «Росатоме» не стали комментировать ситуацию.

В «Ростехе» называют проблему «надуманной»: «Есть надежные зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки. Без необходимых материалов авиастроение в любом случае не останется, отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается». Отвечая на вопрос о том, правда ли, что японская компания под давлением США перестала поставлять в РФ композиты, которые использовались в крыле МС-21, в аппарате вице-премьера Юрия Борисова заявили “Ъ”: «В правительстве в деталях знакомы со всем, что происходит с МС-21. Проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует».

В ОАК связывают санкции в отношении «Аэрокомпозита» с конкуренцией в нише высокомаржинальных среднемагистральных самолетов. «Эта гражданская компания никак не связана с ОПК, после включения "Аэрокомпозита" в санкционные списки мы начали процедуру обжалования»,— подчеркивают в корпорации. В РФ есть мощности, компетенции и поставщики, необходимые для создания полимеров, при финансовой и организационной поддержке Минпромторга осваивается цепочка производства, заверяют в ОАК.

«Замена материала не влечет конструктивных изменений и может быть оформлена дополнением к сертификату типа без изменения сроков сертификации»,— утверждают в корпорации, обещая выдержать сроки поставок МС-21 «Аэрофлоту», которые запланированы на 2020 год. В Минпромторге «присоединились» к комментарию ОАК, в «Аэрофлоте» и Росавиации отказались обсуждать ситуацию.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что создание МС-21 без композитного крыла не имеет смысла, поскольку «есть готовый Ту-204 с металлическим крылом без санкционных рисков», незначительное перепроектирование под двигатель ПД-14 позволит повысить его эффективность. Но это не приведет к созданию лайнера, «конкурентоспособного в сравнении с новейшими Boeing и Airbus». Эксперт полагает, что авиапрому важно получить компетенции в производстве «черного крыла»: тогда перед самолетом откроется не только российский, но и другие рынки, в том числе иранский. Эти технологии важны и для кооперации с Китаем по дальнемагистральному CR929, добавляет Олег Пантелеев, так как «без крыла участие России в совместном проекте будет выглядеть довольно бледно».


Tags: МС-21, Россия, США, Япония, авиация, гражданская авиация, композиты, санкции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 388 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Re:Эксперт полагает, что авиапрому важно получить компетенции в производстве «черного крыла»

"Эксперт" наверно не знает что у Су-57 композитное ("черное") крыло которое делает "Химкомпозит" из российских материалов.
У крыльев МС-21 и Су-57, наверное, всё одинаковое --- и эксплуатационные перегрузки, и удельное давление, и габариты, и, соответственно, технологии выкладки и выклейки, да и сами композиты... или нет?

roland_petrov

2 months ago

iv_an_ru

2 months ago

iura139

2 months ago

tvsexycop

2 months ago

iura139

2 months ago

tvsexycop

2 months ago

iura139

2 months ago

tvsexycop

2 months ago

iura139

2 months ago

tvsexycop

2 months ago

l_dv

2 months ago

dadrov

2 months ago

tvsexycop

2 months ago

dadrov

2 months ago

polotsk1979

2 months ago

gunnerminer

2 months ago

polotsk1979

2 months ago

gunnerminer

2 months ago

polotsk1979

2 months ago

polotsk1979

2 months ago

dadrov

2 months ago

tvsexycop

2 months ago

dadrov

2 months ago

tvsexycop

2 months ago

winwars

2 months ago

kalininandrej

2 months ago

winwars

2 months ago

kalininandrej

2 months ago

iura139

2 months ago

Deleted comment

iura139

2 months ago

dadrov

2 months ago

il_lungo

2 months ago

Deleted comment

iura139

2 months ago

dadrov

2 months ago

e_maksimov

2 months ago

ожидаемо... удивляет другое - почему 4 года они не шевелились.
кто не шевелился? кто вводил санкции или кто всё это время рассчитывал на "в китае купим чего не хватает"

apocalapse

2 months ago

craswerc

2 months ago

apocalapse

2 months ago

craswerc

2 months ago

apocalapse

2 months ago

dadrov

2 months ago

apocalapse

2 months ago

dadrov

2 months ago

apocalapse

2 months ago

dadrov

2 months ago

craswerc

2 months ago

apocalapse

2 months ago

craswerc

2 months ago

chuzhoi772

2 months ago

kir_kutepov

2 months ago

roland_petrov

2 months ago

ryadovoy_k2

2 months ago

gur64

2 months ago

polotsk1979

2 months ago

gur64

2 months ago

polotsk1979

2 months ago

gur64

2 months ago

polotsk1979

2 months ago

ryadovoy_k2

2 months ago

senecarus

2 months ago

gunnerminer

2 months ago

zn_org

2 months ago

apocalapse

2 months ago

Норм. Давно пора. Раньше начнут, раньше сделают.
Сделают, конечно. Аврал, когда приспичило --- наша национальная забава, это мы умеем. Только по итогам аврала всегда немножко жалко денег и людей.

roland_petrov

2 months ago

iv_an_ru

2 months ago

umgezogen

2 months ago

iv_an_ru

2 months ago

kir_kutepov

2 months ago

Не понял. А говорили, что санкции только на пользу нам. И вредят лишь самим санкционерам.
Тебе на пользу?

diablov37

2 months ago

schadribicus

2 months ago

budabezpeshta

2 months ago

schadribicus

2 months ago

budabezpeshta

2 months ago

Tanasis Rakhman

2 months ago

jjcooler

2 months ago

jjcooler

2 months ago

pavel_ladikov

January 10 2019, 04:59:40 UTC 2 months ago Edited:  January 10 2019, 05:00:19 UTC

Я так понимаю, что наших господ нанотехнологов из сколкова пора приговаривать за саботаж и воровство?
Ну, оксиал (выросший под крылом РОСНАНО в мирового лидера, 90% рынка) вполне крут, правда чуть в другой области - "ширпотребовских" нанотрубок для аккумуляторов автомобилей. Японцы уже жаловались как-то, что умеют лучше, но по цена-качество наши их бьют просто наповал.

pavel_ladikov

2 months ago

Gugr G

2 months ago

pavel_ladikov

2 months ago

roland_petrov

2 months ago

pavel_ladikov

2 months ago

keleg

2 months ago

gunnerminer

2 months ago

Коган Евгений

2 months ago

sclaven

2 months ago

pavel_ladikov

2 months ago

sclaven

2 months ago

roland_petrov

2 months ago

keleg

2 months ago

gunnerminer

2 months ago

keleg

2 months ago

gunnerminer

2 months ago

ext_3731313

2 months ago

gunnerminer

2 months ago

gunnerminer

2 months ago

pavel_ladikov

2 months ago

dadrov

2 months ago

gunnerminer

2 months ago

dadrov

2 months ago

keleg

2 months ago

dadrov

2 months ago

keleg

2 months ago

dadrov

2 months ago

keleg

2 months ago

dadrov

2 months ago

keleg

2 months ago

dadrov

2 months ago

veryeager

2 months ago

dadrov

2 months ago

veryeager

2 months ago

jjcooler

2 months ago

Ну прекратить отпуск титана в США - пусть сами, все сами...
Проблема в том, что их потери не компенсируют наши, боинги нехилые деньги нам платят, и деньги эти очень ценны сейчас. Мы ж не Украина, чтоб делать подлянки за свой счет.

spellinger

2 months ago

knopkodavskii

2 months ago

tvsexycop

2 months ago

keleg

2 months ago

tvsexycop

2 months ago

dadrov

2 months ago

nirvank0

2 months ago

dadrov

2 months ago

nirvank0

2 months ago

gunnerminer

2 months ago

russki_petuh

2 months ago

tvsexycop

2 months ago

Tanasis Rakhman

2 months ago

Пиф-паф.

bmpd

2 months ago

maz537

2 months ago

dadrov

2 months ago

12.10.2018 Россия столкнулась с нехваткой достаточно надежного материала для разработки гиперзвуковой ракеты «Авангард», утверждает телеканал CNBC.......В Москве рассчитывают, что компоненты из углеволокна будут произведены в течение 12 месяцев, добавил собеседник телеканала.​«Очевидно, что попытки России разработать высокотехнологичное оружие — это то, за чем мы следим. Впрочем, пока что мы видели больше громких заявлений об успехах, чем доказательств»

https://www.rbc.ru/politics/12/10/2018/5bc0fa129a7947699ac292b0

Через 2 месяца:"Первый полк "Авангарда" заступит на боевое дежурство в Домбаровской дивизии"
https://ria.ru/20181218/1548207887.html



Напоминает истерику про "просранные полимеры", лет десять назад ))

Похожее изображение
Банальная эрудиция подсказывала что это было очевидно. Даже без всяких санкций пиндосы бы этот контракт сорвали -конкуренты им не нужны.
>Банальная эрудиция подсказывала что это было очевидно. Даже без всяких санкций пиндосы бы этот контракт сорвали -конкуренты им не нужны.

А как-же свобода, демократия и общечеловеческие рыночные ценности?
Все обман?
Да ладно, как будто не работали с композитами ещё во времена СССР. Су-47 например уже тогда имел композитное крыло, имея большие перегрузки. Заказывали за бугром по простой причине, нет своего крупного производства, могут только в небольшие партии. Придется разворачивать. Тем самым американцы сделают сами себе медвежью услугу, снизив себестоимость производства тех же углепластиковых Су-57 и ракет. Умнее было бы держать на крючке импорта по сути. Про "не могут" это к совестливым геям на парашу.

ИМХО ключевое слово "сертификация" просто склеить крыло лишь половина дела, потому и предпочитали покупать.

tvsexycop

2 months ago

burned_hrum

2 months ago

А почему Россия продоожает поставлять титан Боингу? Взять, и отменить!

За деньги

senecarus

2 months ago

если разработчик разработал такую штуку, где требуются иностранные материалы, предлагаю этого разработчика привлекать как за измену родины... а крылья мы и чугунные поставим
Разработчик все правильно сделал. В свое время заставили технологов поработать по титану. В итоге до сих пор лидеры в титановых конструкциях. Да и Су-57 не на ровном месте вырос. Технологии есть, мощности слабые, ниппонцы их имеют как поставщики для Боинга.

tnenergy

2 months ago

Тоже мне проблема! Белорусские креветки же поставляются, турбины Сименс в Крым идут, так и композит откуда-нибудь достанут. Те же китайцы перепродадут.

Нафига китайские, если есть уже свои на ракетах?
Ох уж эти сказочники)))
Сто раз говорили, что жизнь меняется, обстоятельства меняются.
Америка не в состоянии конкурировать иначе, чем бандитским топором. Ну, ладно.. Благо, горбачевские и эльцынские времена прошли, когда специалисты по аэрокосмическим композитам стали эпоксидкой на развес торговать и моторные лодки по гаражам клеить..
Сейчас Россия в состоянии (с напряжением, разумеется), обойтись без международной кооперации. Ну что ж, тем хуже для этой самой кооперации.
А так то "путинслил", да)))
Увы, но не в состоянии, даже с большим напряжением. Потому и стремимся подружиться с Китаем, Японией и Германией. Вот тогда будем вполне в состоянии.

etoya1

2 months ago

senecarus

2 months ago

senecarus

2 months ago

senecarus

2 months ago

ext_3731313

2 months ago

tvsexycop

2 months ago

keleg

2 months ago

senecarus

2 months ago

zloblin

2 months ago

senecarus

2 months ago

zloblin

2 months ago

gunnerminer

2 months ago

narkom_cccp

2 months ago

dadrov

2 months ago

narkom_cccp

2 months ago

dadrov

2 months ago

narkom_cccp

2 months ago

dadrov

2 months ago

narkom_cccp

2 months ago

gunnerminer

2 months ago

i699

2 months ago

Поссорились со всем миром и вот результат :(
сложнее находить баланс

senecarus

2 months ago

keleg

2 months ago

senecarus

2 months ago

gunnerminer

2 months ago

dadrov

2 months ago

keleg

2 months ago

dadrov

2 months ago

Deleted comment

dadrov

2 months ago

senecarus

2 months ago

ха ха

raznos4ikpizzy

2 months ago

Грабли №1 - SSJ100.
Грабли №2 - МС21.

https://www.gazeta.ru/business/2018/09/18/11973637.shtml
ССЖ этот контракт

tvsexycop

2 months ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →