?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Санкции США перекрыли поставки материалов для композитного крыла самолета МС-21
bmpd




Как пишет газета «Коммерсантъ» в материале Ивана Синергиева, Германа Костринского и Владимира Дзагуто «Санкции махнули «черным крылом». Самолет МС-21 может остаться без импортных композитов», санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21. Теперь Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и «Ростех» пытаются найти возможность выпуска аналогов в России, но для этого нужны длительные ОКР и сертификация, что может задержать запуск самолета в серию с 2020 года на несколько лет. Другой вариант — заменить композиты на металл, но в ОАК это рассматривать не хотят и утверждают, что решат вопрос. Эксперты согласны, что отказ от «черного крыла» лишает смысла проект, стоимость которого оценивалась Счетной палатой в 438 млрд руб.


МС212

Завершенный постройкой третий летный опытный образец пассажирского самолета МС-21-300 (серийный номер 21003) в цеху окончательной сборки Иркутского авиационного завода - филиала ПАО "Корпорация "Иркут". Иркутск, декабрь 2018 года (с) ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация"

Санкции США в отношении АО «Аэрокомпозит» (входит в ОАК) и АО «ОНПП "Технология" имени Ромашина» («Ростех») поставили под угрозу создание композитного «черного крыла» для текущего ключевого перспективного проекта в российском гражданском авиапроме — самолета МС-21. О сложностях с поставками импортных композитов “Ъ” рассказали два топ-менеджера отрасли и подтвердил высокопоставленный чиновник в аппарате правительства. По их словам, ряд компонентов для композитов, использовавшихся для крыла и части киля, шли из США и Японии, но недавно под давлением Вашингтона отгрузка прекратилась. Речь идет о компонентах производства американской Hexcel и японской Toray Industries.

МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло — одним из его конкурентных преимуществ. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Сейчас готовы три опытных образца МС-21-300 с «американской» нитью, четвертый самолет в стадии сборки. Весь проект, как писал “Ъ” 5 октября 2018 года, Счетная палата оценивала в 438 млрд руб.

«Оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов, обсуждаются пути решения проблемы»,— уточнил один из собеседников “Ъ”. Вариантов немного, признается другой, с учетом «весьма крепких» американо-японских отношений рассчитывать на возобновление поставок не стоит: «Теперь придется брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее». Теоретически специализацию может освоить Елабужский завод композитных изделий, но придется провести ОКР и найти станочно-производственный парк, подчеркивает он, «а это приведет к сдвигу сроков вправо как минимум до 2025 года».

Второй вариант — подключение к импортозамещению структур «Росатома», «они уже обещали рассмотреть варианты оказания помощи». По данным “Ъ”, проблема обсуждалась на совещании с участием чиновников правительства, структур ОАК и «Ростеха», а также «Росатома». По итогам «композитный дивизион» «Росатома» (Umatex) согласился участвовать в проекте разработки и тестировании материалов для МС-21, заказчиком работ станет «Аэрокомпозит». Но, как заметил один из собеседников “Ъ”, сейчас в РФ нет предприятий, производящих такие авиакомпоненты, и прогнозировать сроки для ОКР крайне сложно.

Третий вариант — самый радикальный: по сведениям “Ъ”, ЦАГИ и НИЦ им. Жуковского предложили избавиться от композитов в МС-21 и перепроектировать крыло и киль в металле. Это сократит сроки задержки программы, но «убьет композиты, которые подавались как одно из основных преимуществ лайнера», говорит собеседник “Ъ”. Также, по мнению источников “Ъ”, замена материала чревата сложностями с сертификацией МС-21: необходим повторный цикл испытаний, что скажется и на сроках.

В «Росатоме» не стали комментировать ситуацию.

В «Ростехе» называют проблему «надуманной»: «Есть надежные зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки. Без необходимых материалов авиастроение в любом случае не останется, отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается». Отвечая на вопрос о том, правда ли, что японская компания под давлением США перестала поставлять в РФ композиты, которые использовались в крыле МС-21, в аппарате вице-премьера Юрия Борисова заявили “Ъ”: «В правительстве в деталях знакомы со всем, что происходит с МС-21. Проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует».

В ОАК связывают санкции в отношении «Аэрокомпозита» с конкуренцией в нише высокомаржинальных среднемагистральных самолетов. «Эта гражданская компания никак не связана с ОПК, после включения "Аэрокомпозита" в санкционные списки мы начали процедуру обжалования»,— подчеркивают в корпорации. В РФ есть мощности, компетенции и поставщики, необходимые для создания полимеров, при финансовой и организационной поддержке Минпромторга осваивается цепочка производства, заверяют в ОАК.

«Замена материала не влечет конструктивных изменений и может быть оформлена дополнением к сертификату типа без изменения сроков сертификации»,— утверждают в корпорации, обещая выдержать сроки поставок МС-21 «Аэрофлоту», которые запланированы на 2020 год. В Минпромторге «присоединились» к комментарию ОАК, в «Аэрофлоте» и Росавиации отказались обсуждать ситуацию.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что создание МС-21 без композитного крыла не имеет смысла, поскольку «есть готовый Ту-204 с металлическим крылом без санкционных рисков», незначительное перепроектирование под двигатель ПД-14 позволит повысить его эффективность. Но это не приведет к созданию лайнера, «конкурентоспособного в сравнении с новейшими Boeing и Airbus». Эксперт полагает, что авиапрому важно получить компетенции в производстве «черного крыла»: тогда перед самолетом откроется не только российский, но и другие рынки, в том числе иранский. Эти технологии важны и для кооперации с Китаем по дальнемагистральному CR929, добавляет Олег Пантелеев, так как «без крыла участие России в совместном проекте будет выглядеть довольно бледно».




Re:Эксперт полагает, что авиапрому важно получить компетенции в производстве «черного крыла»

"Эксперт" наверно не знает что у Су-57 композитное ("черное") крыло которое делает "Химкомпозит" из российских материалов.

У крыльев МС-21 и Су-57, наверное, всё одинаковое --- и эксплуатационные перегрузки, и удельное давление, и габариты, и, соответственно, технологии выкладки и выклейки, да и сами композиты... или нет?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
ожидаемо... удивляет другое - почему 4 года они не шевелились.

кто не шевелился? кто вводил санкции или кто всё это время рассчитывал на "в китае купим чего не хватает"

(Deleted comment)
Норм. Давно пора. Раньше начнут, раньше сделают.

Сделают, конечно. Аврал, когда приспичило --- наша национальная забава, это мы умеем. Только по итогам аврала всегда немножко жалко денег и людей.

Не понял. А говорили, что санкции только на пользу нам. И вредят лишь самим санкционерам.

Тебе на пользу?

Я так понимаю, что наших господ нанотехнологов из сколкова пора приговаривать за саботаж и воровство?

Edited at 2019-01-10 05:00 am (UTC)

Ну, оксиал (выросший под крылом РОСНАНО в мирового лидера, 90% рынка) вполне крут, правда чуть в другой области - "ширпотребовских" нанотрубок для аккумуляторов автомобилей. Японцы уже жаловались как-то, что умеют лучше, но по цена-качество наши их бьют просто наповал.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Ну прекратить отпуск титана в США - пусть сами, все сами...

Проблема в том, что их потери не компенсируют наши, боинги нехилые деньги нам платят, и деньги эти очень ценны сейчас. Мы ж не Украина, чтоб делать подлянки за свой счет.

(Deleted comment)

Что-то мне это напоминает

12.10.2018 Россия столкнулась с нехваткой достаточно надежного материала для разработки гиперзвуковой ракеты «Авангард», утверждает телеканал CNBC.......В Москве рассчитывают, что компоненты из углеволокна будут произведены в течение 12 месяцев, добавил собеседник телеканала.​«Очевидно, что попытки России разработать высокотехнологичное оружие — это то, за чем мы следим. Впрочем, пока что мы видели больше громких заявлений об успехах, чем доказательств»

https://www.rbc.ru/politics/12/10/2018/5bc0fa129a7947699ac292b0

Через 2 месяца:"Первый полк "Авангарда" заступит на боевое дежурство в Домбаровской дивизии"
https://ria.ru/20181218/1548207887.html




Re: Что-то мне это напоминает

Напоминает истерику про "просранные полимеры", лет десять назад ))

Похожее изображение

Edited at 2019-01-10 05:24 am (UTC)

Банальная эрудиция подсказывала что это было очевидно. Даже без всяких санкций пиндосы бы этот контракт сорвали -конкуренты им не нужны.

>Банальная эрудиция подсказывала что это было очевидно. Даже без всяких санкций пиндосы бы этот контракт сорвали -конкуренты им не нужны.

А как-же свобода, демократия и общечеловеческие рыночные ценности?
Все обман?

Да ладно, как будто не работали с композитами ещё во времена СССР. Су-47 например уже тогда имел композитное крыло, имея большие перегрузки. Заказывали за бугром по простой причине, нет своего крупного производства, могут только в небольшие партии. Придется разворачивать. Тем самым американцы сделают сами себе медвежью услугу, снизив себестоимость производства тех же углепластиковых Су-57 и ракет. Умнее было бы держать на крючке импорта по сути. Про "не могут" это к совестливым геям на парашу.

ИМХО ключевое слово "сертификация" просто склеить крыло лишь половина дела, потому и предпочитали покупать.


А почему Россия продоожает поставлять титан Боингу? Взять, и отменить!


если разработчик разработал такую штуку, где требуются иностранные материалы, предлагаю этого разработчика привлекать как за измену родины... а крылья мы и чугунные поставим

Разработчик все правильно сделал. В свое время заставили технологов поработать по титану. В итоге до сих пор лидеры в титановых конструкциях. Да и Су-57 не на ровном месте вырос. Технологии есть, мощности слабые, ниппонцы их имеют как поставщики для Боинга.

Тоже мне проблема! Белорусские креветки же поставляются, турбины Сименс в Крым идут, так и композит откуда-нибудь достанут. Те же китайцы перепродадут.


Нафига китайские, если есть уже свои на ракетах?

Ох уж эти сказочники)))
Сто раз говорили, что жизнь меняется, обстоятельства меняются.
Америка не в состоянии конкурировать иначе, чем бандитским топором. Ну, ладно.. Благо, горбачевские и эльцынские времена прошли, когда специалисты по аэрокосмическим композитам стали эпоксидкой на развес торговать и моторные лодки по гаражам клеить..
Сейчас Россия в состоянии (с напряжением, разумеется), обойтись без международной кооперации. Ну что ж, тем хуже для этой самой кооперации.
А так то "путинслил", да)))

Увы, но не в состоянии, даже с большим напряжением. Потому и стремимся подружиться с Китаем, Японией и Германией. Вот тогда будем вполне в состоянии.

Поссорились со всем миром и вот результат :(

это не трудно

сложнее находить баланс

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Да- да США закрыли

ССЖ этот контракт