?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Авария плавучего дока ПД-50
bmpd




Веб-портал газеты «Известия» опубликовал материал Ильи Крамника «Упустили док: почему «Адмирал Кузнецов» едва не утонул. В результате аварии на судоремонтном заводе едва не был потерян единственный российский авианосец», в котором говорится, что в ночь на 30 октября 2018 года в Мурманске произошла авария на плавучем доке ПД-50 судоремонтного завода СРЗ-82, в котором в этот момент находился тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В результате происшествия док затонул, пострадали несколько человек. Детали и точные масштабы ущерба пока устанавливаются. «Известия» разбирались в обстоятельствах и причинах произошедшего.


ПД50

Тонущий в результате аварии плавучий док ПД-50 проекта 7454 в акватории АО "82 судоремонтный завод". На переднем плане меньший по размерам плавучий док ПД-92. Росляково (Мурманск), 30.10.2018 (с) Reuters



Что произошло

В настоящий момент наиболее упоминаемая версия событий гласит, что авария произошла в ходе планового вывода «Кузнецова» из дока и была вызвана сбоем в электроснабжении, что привело к остановке насосов, откачивающих воду из цистерн, и, как следствие, к затоплению дока. Похожую трактовку событий выдвигает и президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. Он подчеркнул, что работа систем балластирования пошла нештатно при выводе из дока. «Ввиду, как говорят наши коллеги, внезапного отключения электроэнергии с берега. Это привело к неконтролируемому погружению одной из башен дока, что привело к существенному крену», — рассказал он.

В то же время «Россети» заявили «Известиям» об отсутствии отключений на судоремонтном заводе в Мурманске. По данным компании, «с 12:00 29 октября по 11:30 30 октября отключений в сетях филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго», питающих 82-й судоремонтный завод в Росляково, не было». При этом в компании заметили, что накануне в результате налипания мокрого снега и образования наледи на проводах произошли обрывы на линиях электропередачи. Это привело к перебоям в электроснабжении в областном центре.

Авианосец, как сообщается, не пострадал, хотя ему на палубу упал один из установленных на доке подъемных кранов, и ремонт корабля продолжится по графику.

В ходе аварии никто не погиб, хотя четыре человека из числа доковой команды упали в воду и пострадали от переохлаждения, а еще один получил травмы. Пострадавшим оказывается медицинская помощь.

Что произошло на самом деле

По информации корреспондента «Известий» из источников в судоремонтной отрасли, вывод авианосца из дока не планировался и, когда ПД-50 начал погружаться, корабль находился на палубе дока, не будучи готовым к выходу.
Предпосылкой к аварии действительно стали проблемы с энергоснабжением, однако док не перешел на собственное питание, так как моторная команда ПД-50 была сокращена, а горючее для дизель-генераторов не закупалось.

По данным источников, «Кузнецова» спасла слаженная работа остававшейся на борту во время ремонта части экипажа, которая своевременно начала борьбу за живучесть и спасла корабль от затопления, несмотря на поступление воды через открытую забортную арматуру и сделанные в ходе ремонта отверстия. В итоге корабль остался на плаву. Также экипаж «Кузнецова» организовал спасение доковой команды. В итоге авианосец, приняв несколько тысяч тонн воды, был отбуксирован к причалу 35-го судоремонтного завода — к своему обычному месту стоянки.

В ходе затопления док накренился, что привело к падению крана на палубу авианосца. Кроме того, по словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, корабль получил пробоину в надводной части борта площадью около 20 кв. м.

Основные причины

Плавучий док ПД-50 принадлежит судоремонтному заводу СРЗ-82. Завод, долгое время бывший государственным предприятием, в начале 2010-х годов был приватизирован и в настоящее время через компанию «РН-Актив» принадлежит «Роснефти».

Завод был передан «Роснефти» в 2015 году. Предполагалось, что на его основе будет создана база для осуществления шельфовых проектов. Кроме того, считалось, что передача на баланс крупной коммерческой компании позволит сохранить завод как базу судоремонта для ВМФ.

Отдельно стоит отметить, что док ПД-50 грузоподъемностью 80 тыс. т является единственным на севере, способным принять авианосец. Кроме того, док активно использовался для ремонта менее крупных кораблей и подводных лодок, которые ставились туда зачастую по 2–3 единицы одновременно.

Что дальше

Очевидно, ремонт «Кузнецова» затянется — ставить его на севере больше просто некуда. Единственный вариант — бассейн завода «Севмаш», где сейчас проводится ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», но для ввода туда «Кузнецова» необходимо расширить вход в бассейн, который не был рассчитан исходно на пропуск кораблей такой ширины.

Как быстро удастся заменить док, неясно. ПД-50 в свое время был построен по заказу Советского Союза в Швеции. В России подобный заказ сегодня могут технически выполнить несколько заводов, однако цена вопроса и сроки строительства еще никем не обсуждались.

В любом случае очевидно, что неисполнение давно обсуждавшихся планов модернизации «Севмаша» в Северодвинске и отсутствие сухого дока в Кольском заливе ставят под угрозу боеспособность ВМФ.

О том, как скажется ночное происшествие на ремонтных графиках Северного флота, в которых ПД-50 всегда занимал одно из главных мест, пока остается только догадываться.



Со стороны bmpd укажем, что плавучий док ПД-50 проекта 7454 является одним из крупнейших плавучих доков в мире и является единственным в европейской части России судоремонтным сооружением технического флота грузоподъемностью 80 тыс. т. На Тихоокеанском флоте ВМФ России имеется сравнимый по характеристикам большой плавучий док ПД-41 японской постройки.
Док ПД-50 проекта 7454 был построен в единственном экземпляре по заказу ВМФ СССР на верфи Gotaverken Arendal (Арендаль, Швеция) под заводским номером 910 во второй половине 1970-х годов специально для докования советских тяжелых авианесущих крейсеров. Передан заказчику в 1980 году, эксплуатировался Северным флотом.

По состоянию на 2018 год эксплуатантом дока является АО «82 судоремонтный завод» в Росляково (район Мурманска), предприятие контролируется ГК "Роснефть". Номер в Российском речном регистре — 235353.
Технические характеристики ПД-50:

Длина габаритная — 330 м, конструктивная — 300 м;

ширина габаритная — 88 м, конструктивная — 79 м;

осадка — 6,12 м;

дедвейт — 181 тыс. 230 т;

полное водоизмещение — 215 тыс. 860 т;

грузоподъемность — 80 тыс. т;

площадь стапель-палубы — 23 тыс. кв. м.

Док оснащен четырьмя дизельными двигателями, четырьмя электрогенераторами. Оборудован двумя башенными кранами грузоподъемностью 50 т каждый.



45093814_2241948812542267_370336071948435456_n

30-6816357-z6zdwzmtoie

Место полного затопления в результате аварии плавучего дока ПД-50 проекта 7454 в акватории АО "82 судоремонтный завод". Справа виден меньший по размерам плавучий док ПД-92. Росляково (Мурманск), 30.10.2018 (с) кадр из видео Следственного комитета России (via Военный Осведомитель / vk.com/milinfolive )



Видео места полного затопления в результате аварии плавучего дока ПД-50 проекта 7454 в акватории АО "82 судоремонтный завод". Справа виден меньший по размерам плавучий док ПД-92. Росляково (Мурманск), 30.10.2018 :






30-6816793-30-2

Место полного затопления в результате аварии плавучего дока ПД-50 проекта 7454 в акватории АО "82 судоремонтный завод". Хорошо заметно большое нефтяное пятно на месте затопления дока. На переднем плане виден меньший по размерам плавучий док ПД-92. Росляково (Мурманск), 30.10.2018 (с) b-port.com



45055319_10217713572700376_1312674282060382208_n

Рухнувший при аварии плавучего дока ПД-50 на кормовую часть полетной палубы тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" доковый подъемный кран. Крейсер выведен из потерпевшего аварию плавучего дока ПД-50 и ошвартован у причала филиала "35 СРЗ" АО "Центр судоремонта "Звездочка" в Мурманске, 30.10.2018 (с) forums.airbase.ru


d447yhEy5tI

Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", выведенный из потерпевшего аварию плавучего дока ПД-50 и ошвартованный у причала филиала "35 СРЗ" АО "Центр судоремонта "Звездочка" в Мурманске, 30.10.2018 (с) группа в ВК "Большая Игра: Хроники Холодной войны 2.0" / vk.com/bolshayaigra_war



ПД50-1

Плавучий док ПД-50  проекта 7454 на АО "82 судоремонтный завод" в Росляково (Мурманск), снимок 2001 года (с) Андрей Гореловский / ТАСС




30-6816461-adm-kzn

Спутниковый снимок Google Earth тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" во время докования в плавучем доке ПД-50 проекта 7454 на АО "82 судоремонтный завод" в Росляково (Мурманск), снимок 08.11.2015 года (с) Google Earth



Американцы у КНР купили плавдок на 80 тыс тонн за 40 миллионов $, построили и поставили за год.

Отремонтировать, наверно, все же быстрее и дешевле будет.

Вот только шведы с ремонтом помогать не будут, из-за санкций. Да и доку 38 лет уже, стоит ли?

(Deleted comment)

Малоприятная, конечно, ситуация... Хорошо хоть без жертв. Но сроки и деньги...


Писали что один из работяг "пропал без вести", т.е. видимо не успел выбраться из внутренних помещений дока.

> Ввиду, как говорят наши коллеги, внезапного отключения электроэнергии с берега

Ну охренеть. Аварийного дизель генератора наготове не стояло? В ручном режиме задвижки двигать никто не был готов?

Вы полностью читать не пробовали?

-однако док не перешел на собственное питание, так как моторная команда ПД-50 была сокращена, а горючее для дизель-генераторов не закупалось.

(Deleted comment)
Изначально говорилось об одном пропавшем без вести и опровержения на глаза так и не попалось.
Ещё из интересного, как говорят по идее должны быть механизмы аварийного закрытия кингстонов, срабатывающие при отключении электричества.
ЗЫю Оптимизаторы надеюсь отгребут, бо средства парирования нештатных ситуаций были убраны по их инициативе.

Я думюаю все веселее. В нормальном состоянии вообще все эти кингстоны у дока закрыты, на фиг ему не нужно питание, корабль и есть корабль. Но если после докования авианосца что-то не закрылось, а эффективные менеджеры вместо посылки команды _отремонтировать_ решили что _фигня дело, насосы откачают_ то тогда при пропадании питания (а могло что угодно быть, кабель и есть кабель) оно все и потонуло.

MBA-хуэмбиэй...

...док не перешел на собственное питание, так как моторная команда ПД-50 была сокращена, а горючее для дизель-генераторов не закупалось.

Походу и тут "магистры делового администрирования" отличились, гг)

Ага. Теперь надзорные органы станут изгаляться. Запрещать не строить.

весело. степень рукожопости в последнее время просто зашкаливает везде и вся

С одной стороны - раздолбайство, а с другой - слаженная работа команды по спасению корабля в экстренной ситуации.

"Дефективные манагеры" с их любимой "оптимизацией расходов" в ущерб безопасности - это абсолютное ЗЛО!

Если раньше иногда возникала такая мысль, что у Сталина была какая-то паранойя насчёт вредителей, диверсантов, саботажников и врагов народа, что они ему мерещились повсюду. А теперь всё чаще убеждаюсь - нет, не мерещились. И не паранойя была вовсе, а хорошая осведомлённость о реальном положении дел.

Что раньше-то? Доки не топили? Или сталинские рационализаторы не показывали малахольным, что строили им заводы, как на самом деле можно экономить и как упростить проект?

Когда же вы вымрете уже.

Учитывая что док конструктивно предназначен для почти полного затопления - поднимать и возвращать в строй. Параллельно во избежание заказать у китайцев аналог.

(Deleted comment)
Американцы сейчас плачутся что их энергоинфраструктура уязвима для рашн хакирс т.к. на разных подстанциях нет дублирующих трансформаторов, автоматики и т.д. на всякий пожарный в отличии от советского наследия. Я так понимаю что энергоснабжение проектировали уже по высочайшим международным стандартам.

Да не, его просто оптимизировали.

Вот что значит без молитвы. Вот Полтавченко придет, помолится и больше аварий не будет. Работы, правда, тоже.

А ведь и двух лет не прошло с того дружного надрывного хихиканья над "недоразвитыми индусами", которые фрегат в доке опрокинули...

а сколько он СССР стоил, по ценам 70-х?

Как только прочитал, что док передан Роснефти - все стало понятно.
Работаю с этой конторой. Если не все, то минимум 99,9% там пропито, сделано подешевле и кое-как втридорога, и половина не работает в целях "экономии".
Это только цветочки.

Думаю, долго вы с этой конторой не поработайте.
С другой к сожалению тоже.

Минутка черного юмора.

А может быть зря авианосец не утонул. А то сейчас все голову ломают, строить новые авианосцы, не строить? Ну вроде бы нельзя не строить, а то школа морской авиации пропадет. А с другой стороны может и не нужен нам авианосец вовсе? А если всё-таки строить, то где, и когда, и на какие шиши, и сколько, и по какому проекту? А если начать стройку, а она затянется, то что делать?
А так бы утонул - ну значит и судьба такая, деньги зато пенсионерам отдадим:)

По идее, по крайней мере теоретически, под рукой есть опция купить готовый авик(и) у Китая. Как и УДК. И цены там должны быть адекватные и косяки советских проектов они уже прощупали, с адаптацией кораблей под современные реалии. И штампуют они их как сосиски на конвейере. Там же можно купить и самолёты, по максимуму оснастив всё это дело отечественным оборудованием и вооружением.

https://m.youtube.com/watch?v=pJboXAjtQEs

Илья Крамник, кстати, присутствует в ЖЖ много лет: ilya_kramnik


Присутствует давно, но много лет уже не пишет. А жаль.