?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Проблемы атомного подводного кораблестроения в России
bmpd




Газета «Военно-промышленный курьер» опубликовала очередную статью Максима Климова «Что спросить у «Ясеня». Атомные подлодки держат флот на голодном пайке» о проблемах атомного подводного кораблестроения в России.


05-02_1

Головной атомный подводный крейсер К-561 «Казань» модифицированного проекта 08851 (885М; шифр «Ясень-М») в спусковом плавучем доке "Сухона" перед спуском на воду на АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», Северодвинск, апрель 2017 года (с) кадр из телепередачи "Военная приемка" телеканала "Звезда"


25 сентября вышла в море на заводские ходовые испытания головная атомная подлодка проекта 885М «Казань». Это событие не прошло незамеченным не только нашими, но и зарубежными СМИ. С учетом того, что на атомный подводный флот идет львиная доля средств, выделяемых ВМФ, есть смыл разобраться в реальной эффективности трат.

Мегапроектом новейшей истории является программа «Борей» – «Булава». О ее целесообразность сломано много копий. По факту имеем, что через шесть лет после завершения госиспытаний головной лодки и через три года после передислокации первого серийного корабля на ТОФ ни одной стрельбы БРПЛ «Булава» с Тихого океана ни с «Александра Невского», ни с «Владимира Мономаха» выполнено не было. Головная ПЛАРБ «Юрий Долгорукий», по информации СМИ, боекомплекта не несет и, видимо, используется как плавучий стенд для отработки и доводки «Булавы».

Сдержанное сдерживание

Здесь нужно поклониться генеральному конструктору ЦКБ «Рубин» Сергею Ковалеву за сохранение группировки ПЛАРБ проекта 667БДРМ и БДР, фактически и решающих сегодня задачи ядерного сдерживания.

При нынешнем положении дел возникают вопросы по целесообразности для России иметь морскую составляющую СЯС. Проблема в том, что все средства «триады» имеют свои недостатки и достоинства, и надежность сдерживания обеспечивается перекрытием минусов одних плюсами других. В масштабе всей системы для сдерживания нам достаточно иметь даже одну, но гарантированно неотслеживаемую ПЛАРБ. Хотя это, безусловно, требует их определенного числа в составе флота. При этом фундамент стратегического сдерживания – не дальность полета и количество боеголовок ракет, а неотвратимость ответного удара, основой чего является боевая устойчивость морских СЯС.

С неядерными средствами сдерживания, крылатыми ракетами и их носителями аналогичная проблема.

С учетом провала модернизации лодок третьего поколения ставка сделана на группировку новых атомоходов проекта 885(М). Вроде бы логично – ведь ракетный залп лодок проекта 885 превосходит американские «Вирджинии» да и западные СМИ кричат о «новой русской угрозе». Проблема только в том, что ракет на лодках проекта 885 недостаточно для эффективного сдерживания, а сам носитель слишком дорогой и малосерийный. Если называть вещи своими именами, создание эффективной системы неядерного сдерживания на основе атомоходов проекта 885М находится далеко за пределами экономических возможностей государства. Кроме того, до точки залпа нужно еще дойти. Именно здесь начинаются главные проблемы.

В бою не устоять

Традиционно главным качеством подлодки называют малошумность. Что мы имеем фактически? Известен зарубежный сравнительный график снижения шумности подлодок СССР (РФ) и США. При сопоставлении этого графика с данными по шумности подлодок первого – четвертого поколений становится очевидным отставание заданных уровней по нашему четвертому поколению от многоцелевых ПЛА ВМС США не менее чем на 10 децибел.

Проект 885 «Ясень» – единственный современный многоцелевой атомоход, сохранивший гребной винт, все остальные перешли на водометы. Причина – требования значительного повышения малошумной скорости хода, вплоть до 20 узлов. Однако как показывают исследования, при одинаковом уровне шумности скорости «Северодвинска» и «Казани», очевидно, много меньше, чем у американских «Вирджиний» и «Сивульфов». И это крайне серьезный тактический недостаток, последствия которого нами не вполне осознанны.

Тем более что сейчас «партнеры» вовсю отрабатывают новые способы обнаружения подлодок. Офицеры-подводники из Североморска наложили траекторию полета американского разведывательного самолета «Орион» на карту расположения наших АПЛ в ходе учений. И все десять точек поворота его маршрута приходились аккурат на места расположения наших лодок. То есть он их даже не искал, а направлялся к конкретной точке. «Орион» выходил без каких-либо галсов точно на нашу ПЛ, сбрасывал буй и шел к следующей.

Масштаб угрозы от самолетов противника нами не осознается в том числе и потому, что отечественная противолодочная авиация катастрофически отстала от зарубежного уровня. Идеология даже новейших российских авиационных поисково-прицельных систем осталась в 70-х годах. «Новелла» («Ленинец»), как было официально заявлено, обеспечивает «увеличение эффективности Ил-38 в четыре раза». Проблема в том, что у Ил-38 возможности по малошумным подлодкам были близки к нулю.

Уклоняющиеся от испытаний

Как еще в 2010 году писал контр-адмирал Анатолий Луцкий, лодки проектов «Ясень» и «Борей» предлагалось оснастить системами противоторпедной защиты, технические задания на разработку которых составлялись еще в 80-х годах. При этом результаты исследований эффективности этих средств против современных торпед свидетельствуют об исключительно низкой вероятности уклоняющейся ПЛ избежать поражения.

С тех пор сменилось два поколения торпедного оружия, и сегодня говорить о возможности эффективного применения для противоторпедной защиты дрейфующих средств типа «Вист» или крайне дорогого «Удара» заведомо не приходится. Ситуация имеет только одно решение – проведение объективных испытаний совместно с новыми образцами торпед. Однако последствия для ряда из них заведомо разгромны, поэтому испытаний просто никто не допустит.

Что делать

Мы не просто вкладываем огромные деньги в боевые средства сомнительной эффективности, но и отрываем их от образования, науки, перевооружения сухопутных сил, где до сих пор тяжелая ситуация с боеприпасами. В ВМФ ставка на подлодки держит на голодном пайке надводное кораблестроение. Это же привело к стагнации морской авиации.

При разработке предложений в «Основные направления развития ВВСТ до 2030 года» автором ставился вопрос проведения упреждающих НИР по оружию и средствам противодействия, предназначенных для подлодок пятого поколения. Это исключительно важно, поскольку есть ряд принципиальных моментов, касающихся облика оружия, который прямо влияет на конструкцию подлодок. Делать «под старое» – закладывать нарастающее отставание нашего подводного флота.

Для разрешения острых проблем подводных сил ВМФ необходимо в первую очередь проведение специальных испытаний и исследовательских учений. До их завершения темпы строительства атомоходов могут быть значительно снижены для перераспределения ограниченных финансовых средств на более приоритетные и критические направления оборонного строительства – надводные корабли, авиацию.



А тот негодяй про которого Климов прошлую статью писал так и не ответил?

и не ответит. Ибо нечего отвечать. "Продолжение следует

-

Головная ПЛАРБ «Юрий Долгорукий», по информации СМИ, боекомплекта не несет и

Ну как же так? Пан майор и ссылается на СМИ.

Проблема только в том, что ракет на лодках проекта 885 недостаточно для эффективного сдерживания,

То бишь щас неэффективное сдерживание и враги отжали северные моря и тихоокеанское побережье. Жаль какая то бадла зарубила такой флотоводческий талант пана Климова.

Edited at 2018-10-26 01:48 am (UTC)

зайка смотри мультик про "Ясень-М"

зайка смотри мультик про "Ясень-М"
и кЮшай макароны - их там очень много

иходник (без редакторской правки)

25 сентября 2018 года вышла в море на заводские ходовые испытания головная атомная подлодка проекта 885М «Казань».
Это событие не прошло незамеченным не только нашими, но и зарубежными СМИ.
Примечание - ранее вопросы проекта 885 поднимались в ряде публикаций ВПК – Подводные камни «Северодвинска» https://vpk-news.ru/articles/21481
С учетом того что на атомный подплав идет львиная доля средств ВМФ (и МО РФ) есть большой смыл разобраться в их реальной эффективности.
1. Стратегическое ядерное сдерживание.
Мега-проектом ОПК РФ по величине затрат в новейшей истории является программа «Борей»-«Булава». О целесообразности ее «копий сломано» немало. Что в «сухом остатке»? По факту имеем то что через 6 лет после завершения Госиспытаний головной лодки и через 3 года после передислокации первой серийной лодки на ТОФ, ни одной стрельбы БРПЛ «Булава» с Тихого океана с двух первых серийных ПЛАРБ «Борей» выполнено не было. Головная ПЛАРБ «Юрий Долгорукий», по информации СМИ боекомплекта не несет и (видимо) используется как плавучий стенд для отработки и доводки «Булавы».
И здесь нужно поклониться Великому Кораблестроителю, Генеральному конструктору ЦКБ «Рубин» Ковалеву Сергею Никитичу, за сохранение группировки ПЛАРБ проекта 667БДРМ и БДР, фактически и решающих сегодня задачи ядерного сдерживания.
Возникают вопросы по целесообразности для России иметь морскую составляющую СЯС (МСЯС). Все средства «триады» имеют свои недостатки и достоинства, и надежность сдерживания обеспечивается перекрытием недостатков одних, достоинствами других. В масштабе всей СЯС для сдерживания нам достаточно иметь одну, но гарантированно неотслеживаемую ПЛАРБ (что безусловно требует их определенного числа в составе ВМФ). При этом «фундаментом» стратегического сдерживания является отнюдь не «дальность полета и количество боеголовок БРПЛ», а неотвратимость ответного удара, основой чего является боевая устойчивость МСЯС. А вот с этим вопросом необходимо разбираться жестко и честно. Например мнение контр-адмирал Дудко: «Охотском море …. С точки зрения Генерального штаба, это был защищённый район, т.к. казалось, что позволял развернуть силы ПЛО в кратчайший срок, но с точки зрения скрытности РПК СН от обнаружения лодками противника, это открытый и весьма благоприятный район, позволяющий вести длительное и скрытное слежение на больших дистанциях».
2. Неядерное сдерживание (крылатые ракет по наземным целям).
С учетом провала модернизации лодок 3 поколения ставка сделана на группировку новых атомоходов проекта 885(М). Вроде бы «логично»… ведь ракетный залп 885 проекта превосходит американские «Вирджинии», да и западные СМИ кричат о «новой русской угрозе». Однако ракет на 885 слишком мало для эффективного сдерживания, а сам носитель слишком дорог и малосериен. Т.е. возможность создание эффективной системы неядерного сдерживания на основе атомоходов проекта 885М находится далеко за пределами экономических возможностей государства. Кроме того – до точки ракетного залпа нужно еще и «доехать» (выжив при этом), и именно здесь начинаются главные проблемы.
3. Боевая устойчивость наших атомоходов не обеспечена
Традиционно главным качеством подлодки называют малошумность. Что мы имеем фактически? Известен зарубежный сравнительный график снижения шумности подлодок СССР (РФ) и США При сопоставлении этого графика с данными по шумности подлодок 1-4 поколений («Морская радиоэлектроника» №2 2006г.) становится очевидно отставание заданных уровней по нашему 4 поколения от многоцелевых ПЛА ВМС США не менее чем на 10дБ!

Да все просто - денег и научно-технического потенциала для поддержки и развития морской составляющей СЯС нет, но пиариться и пилить бюджеты надо, поэтому пускают пыль в глаза. Никакие статьи в интернетах этого не изменят.

Сравнивать шумность ПЛАРБ с чем угодно - это смешно. Ещё можно сравнить ЭПР (видимость на радарах) Ту-160 и F-35, смысла примерно столько же.
Что до Булавы, то давно пора расстрелять тех, кто передал её разработку в МИТ. Не в претензии к МИТовцам, там нормальные люди, просто они никогда этим не занимались. Потеря 5-10 лет на набивание шишек как-бы была ожидаема.

смысл в том что отставали и отстаем

не смотря на все лживые заявления "малахитов"

Строят и строят Вирджинии. И не плачут. Хотя по сути удешевленный Сивульф. Допиливают разве что потихоньку ГАК. За отставание скажем спасибо святым 90ым. Насчёт Булавы абсолютно не согласен, было бы большой глупостью создавать Барк, ибо пришлось бы завязаться на каклов для кучи, а сама ракета была стотонным говном. Вообще при наличии значительного количества грунтовых комплексов, ПЛАРБ не сильно критичны, может действительно силы на многоцелевые кинуть.

404 к Барку (в последней его инкарнации)

отношения не имела

а отказ от Барка - безусловная ошибка, т.к. сорвалась модернизация 941 (которая потянула за собой бы все 3 поколение) + Барк имеет ряд решающих преимуществ перед Булавой

>И все десять точек поворота его маршрута приходились аккурат на места расположения наших лодок. То есть он их даже не искал, а направлялся к конкретной точке. «Орион» выходил без каких-либо галсов точно на нашу ПЛ, сбрасывал буй и шел к следующей.<

Т. е. вражина знал, где подлодка, еще до вылета с базы.
Ну такие проблемы решаются не снижением шумности, а расстрелами.

Да все куда проще - на дне раскидана сеть датчиков которые оповещают о всех передвижениях лодок с момента выхода с базы. В Атлантике такую сеть положили еще в 60-70, у наших берегов накидывать начали в 80.
И полет Ориона был откровенной демонстраций - мол мы все знаем. Чего они не ожидали, что понадобится "особо умный офицер" чтобы это понять, видимо думали что это очевидно.

Ну сейчас раскрутится гонка вооружений и РФ повторит судьбу СССР.

Не раскрутится. Военный бюджет режут в реале.

"с Атлантики и из Антарктики тоже не пуляли, так что однозначное барахло булава эта и пл к ней

З.Ы. С Азова тоже не пуляли и с Арала не пуляли, столько денег угробили" (c)

"вопрос - откуда господину Климову известен уровень шума "Ясеня"? Он, вроде как к этой теме не допущен? А если допущен, то какого хра распинается в прессе? Почему еще не на киче?

Перед проектированием, очевидно, были согласованы ТТХ, и если лодка принята - вероятно, разработчики добились нужных результатов, не используя модный водомёт.

Зачем пускать из Тихого? Что, МИТ наврал насчет дальности? И господину Климову и об этом рассказали? Мля, какой осведомленный тип!

И может, господин Климов подкинет десятка два ГЭУ для 22350, чтобы, наконец, строительство основы флота сдвинулось с места?"(с)

Edited at 2018-10-26 04:43 am (UTC)

Пуски с ТОФ как бы подтверждают, что ракеты в лодках есть и они работают. А так с этим ясности нет. И не надо про секретность, в СЯС всё наоборот.

А DesPeka Expand
>> По факту имеем, что через шесть лет после завершения госиспытаний головной лодки и через три года после передислокации первого серийного корабля на ТОФ ни одной стрельбы БРПЛ «Булава» с Тихого океана ни с «Александра Невского», ни с «Владимира Мономаха» выполнено не было.

Ага ...



Двадцать восьмой пуск 26 июня 2017 года. Ракетный подводный крейсер Северного флота проекта 955 «Юрий Долгорукий» произвёл успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из Баренцева моря, успешно поразив заданные цели на полигоне Кура на Камчатке.

Двадцать девятый, тридцатый, тридцать первый и тридцать второй пуски 22 мая 2018 года. РПКСН К-535 "Юрий Долгорукий" успешно провел залповый пуск четырех ракет "Булава" из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Пуск проводился из подводного положения.

Кажется, товарищ гидромайор кому-то 3.14здит.

Если драка неизбежна, надо бить первыми (с)

Чего собственно мы ждём? Пока пиндосы обложат нас районами ПРО, блокируют наши моря авиацией и эсминцами УРО, так что ни одна ПЛАРБ не сможет выйти и отработать по целям? А сейчас ещё и Першинги в Европе поставят с минимальным подлетным временем. Судя по всему, они готовятся нанести по нам удар в ближайшие годы. Пока есть возможность - нужно их сокрушить. И пусть весь мир в труху, зачем он нужен, если в нём не будет России?

(Deleted comment)
А какое отношение гидромайор имеет к строительству атомарин?

Тому що вин умный. Думкой богатеет.

Есть мнение что от морской компоненты сяс придется отказаться, из за слабости надводного и авиации пло. Бастионы пло нынешнеми силами не построишь, а грунтовые комплексы дешевле.


отказываться нельзя, а вот разобраться

объективно необходимо

Максим, добрый день.
Да поздно уже, как говорят,пить нарзан. В РФ нет единой концепции применения сил флота..Как лодок, так и "Кузнецова". Просто дорогие игрушки и распил. Как в свое время Туполев перекрыл создание А-40. "Альбатрос".
Ловить "Огайо", еще к-492 Дудко и К-305 Бондаренко показали-напрасный труд. Свои бы РПКСН сберечь.
Решается все не в океане, а в кабинете. Не я придумал...
«Россия почти открыто признает, что не в состоянии заниматься стратегическим анализом и, тем более, - стратегическим планированием. Околовластные научные элиты даже пытаются это обосновать тем, что в нынешнем мире стратегии стали невозможны как таковые: «...сегодня лидеров не стоит оценивать с точки зрения их стратегического мышления. Ведь оно почти невозможно. Единственный критерий -способность правильно реагировать на постоянно возникающие текущие вызовы, держа в голове хотя бы минимальную дистанцию вперед».

кстати вопрос "Коллизия" реально была

или это только идея/замыслел?