?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Авария на старте пилотируемого космического корабля «Союз МС-10»
bmpd




Как пишет газета «Коммерсантъ» в материале Ивана Сафронова «Распад «Союза». Впервые с 1983 года запуск пилотируемого корабля сорвался из-за проблем с ракетой-носителем», в четверг 11 октября 2018 года потерпела крушение ракета-носитель «Союз-ФГ», которая должна была отправить к Международной космической станции пилотируемый корабль «Союз МС-10» с космонавтом «Роскосмоса» Алексеем Овчининым и астронавтом NASA Ником Хейгом. Избежать жертв помогла система аварийного спасения, вовремя отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем. Причиной аварии, по данным “Ъ”, стало неотделение одного из четырех боковых блоков первой ступени «Союза-ФГ». Уже созданная специальная комиссия расследует причины аварии и определит степень виновности должностных лиц. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту происшествия, в Белом доме по итогам «разбора полетов» не исключают и кадровых решений.


KMO_088198_62781_2_t222_225126

Спускаемый аппарат пилотируемого космического корабля «Союз МС-10» после аварийной посадки в результате неудачного запуска ракеты-носителя «Союз-ФГ» с космодрома Байконур 11.10.2018 (с) Министерство обороны России (via AP)



Запуск космического корабля «Союз МС-10» со стартовой площадки №1 («Гагаринский старт») космодрома Байконур при помощи ракеты «Союз-ФГ» состоялся в 11:40 по московскому времени. Проблем с предстартовой подготовкой носителя не возникло: специалисты ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» (разработчик корабля) штатно выполнили общую сборку. Впоследствии ракета была вывезена на площадку и заправлена. За запуском на Байконуре наблюдали гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин и руководитель NASA Джим Брайденстайн, он был посвящен 100-летию завода экспериментального машиностроения РКК «Энергия».

Начало не предвещало проблем: ракета штатно ушла со старта, показатели работы систем и агрегатов находились в допустимых пределах, о чем своевременно оповещал диктор по общей трансляции на Байконуре. Ситуация кардинально поменялась после 117-й секунды полета. В этот момент, согласно циклограмме, должно было произойти отделение первой ступени (четырех боковых блоков) носителя. В этот момент произошла некая нештатная ситуация, повлекшая на 123-й секунде полета срабатывание системы аварийного спасения. Спускаемый аппарат отделился от ракеты и начал баллистический спуск по аварийной программе. Он приземлился примерно в 25 км к востоку от казахстанского города Джезказган. Связь с экипажем была установлена практически сразу. Спустя 41 минуту после аварии спасательная поисковая группа десантировалась с самолета Ан-12 на парашютах и взяла корабль под охрану. В течение часа в район приземления прибыла наземная группа спасателей на вездеходах и четыре вертолета Ми-8.

Космонавт Овчинин и астронавт Хейг были извлечены из капсулы и отправлены на обследование в одну из больниц Джезказгана. В четверг они уже перелетели на Байконур, откуда в пятницу утром должны прибыть на подмосковный аэродром Чкаловский. Их состояние оценивается как удовлетворительное, травм они не получили: перегрузка составила допустимые 6g (во время старта ракеты этот показатель достигает 7g). И Дмитрий Рогозин, и вице-премьер Юрий Борисов отметили высокую надежность системы аварийного спасения, благодаря которой экипажу удалось сохранить жизнь. Это первое за 35 лет чрезвычайное происшествие с носителями, используемыми в пилотируемой программе. 26 сентября 1983 года экипаж «Союза Т-10» в составе Владимира Титова и Геннадия Стрекалова столкнулся с пожаром ракеты на старте и выжил только благодаря системе аварийного спасения. Испытанная ими перегрузка при спуске доходила до 18g. А за восемь лет до этого, 5 апреля 1975 года, экипаж «Союза-18» (Василий Лазарев и Олег Макаров) эвакуировался спустя 21,27 минуты полета из-за аналогичных проблем с отделением второй ступени ракеты. Тогда спускаемый аппарат приземлился на Алтае.

По сведениям “Ъ”, в четверг Дмитрий Рогозин поручил заместителю генерального директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения Олегу Скоробогатову определить состав комиссии, которой предстоит выяснить причины ЧП. В первую очередь специалисты приступят к расшифровке телеметрической информации, изучению записей Go-Pro видеокамер, установленных на ракете, а также матчасти (обломки ракеты были обнаружены поисковой группой в четверг поздно вечером).

Впрочем, по словам двух источников “Ъ”, причастных к расследованию, причина аварии связана с тем, что один из четырех боковых блоков первой ступени не отделился. Произойти это могло по одной из трех причин, каждую из которых внимательно изучит комиссия.

Первая связана с отказом работы пирозамка бокового блока, вторая — с механическим повреждением его крепления. Третья теоретически может быть связана с автоматикой, не давшей команду на отстрел «боковушки», но она маловероятна, говорит один из собеседников. Для подтверждения или опровержения этой версии специалисты также поднимут документацию в ракетно-космическом центре «Прогресс» (Самара), где в апреле 2016 года был изготовлен рухнувший «Союз-ФГ». Сроки работы комиссии пока не оглашались, однако, по сведениям “Ъ”, специалистам на «разбор полетов» будет отведен примерно месяц.

До конца расследования в целях безопасности будет введен запрет на пуски ракет данного типа: так, по данным “Ъ”, ближайший пуск «Союза-ФГ» с космическим грузовиком «Прогресс МС-10» перенесен с 31 октября на первую половину декабря.

Все данные, полученные «Роскосмосом», будут направляться в NASA. «Мы не будем скрывать (данные.— “Ъ”) о причинах (аварии.— “Ъ”), это не принято в такой ситуации»,— подчеркнул вице-премьер Борисов. При этом он не исключил кадровых мер в отношении виновных в аварии, но призвал дождаться окончания работы комиссии. В СКР, в свою очередь, сообщили о возбуждении уголовного дела по ст. 216 УК РФ («нарушение правил безопасности строительных работ, повлекшее причинение крупного ущерба»).

«Союз-ФГ» считается одной из самых надежных ракет: с 20 мая 2001 года по 6 июня 2018 года было совершено 64 пуска, причем все из них были успешными. При этом именно эта модификация «Союза» была единственной, которую «Роскосмос» использовал для реализации пилотируемой программы. По состоянию на июль 2019 года на ответственном хранении РКЦ «Прогресс» находилось семь ракет: с учетом аварии в четверг и выделения одного носителя для запуска грузовика «Прогресс МС-10» у госкорпорации остается пять таких ракет. Как ожидается, все они будут использованы до конца 2019 года. А уже потом запуски пилотируемых кораблей будут переведены на носитель «Союз-2.1а», который используется для отправки грузов к МКС. Сейчас РКЦ «Прогресс» уже приступил к изготовлению первых трех ракет, первая из которых должна доставить экипаж «Союза МС-16» на орбиту весной 2020 года.

С финансовой точки зрения «Роскосмос» затрат понести не должен: ракета «Союз-ФГ» и корабль «Союз МС-10» были застрахованы на сумму до 4,66 млрд руб. И если данная авария будет признана страховым случаем, то, как заявила журналистам гендиректор страховой компании «Согласие» Майя Тихонова, «выплата по нему, возможно, станет одной из самых крупных за последние десятилетия».

SOUZ

(с) "Коммерсантъ"


ну что за бред про"С финансовой точки зрения «Роскосмос» затрат понести не должен" ? После такой неудачи ставка страховки существенно вырастет - и в следующих полетах придется платить повышенную страховую премию (как это происходит с Протонами)

Кстати, Протоны, меж тем, уже три года без аварий летают себе.

Главное что космонавты живы, благодаря уникальной спасательной системе, которой так не хватало Шатллу.

Будь у шаттла хотя бы система спасения экипажа как у Бурана, жертв наверняка было бы меньше.

Честно говоря, мне никогда особенно не нравилась "элегантная" схема разведения боковушек на семёрке. Носы морковок отклоняются вовнутрь в сторону блока 2й ступени, выглядит это как-то рискованно в плане возможного столкновения. Но более вероятно всё же не срабатывание чертовой пиротехники. На РН всё неважно с дублированием, его там практически нет, если не ошибаюсь. Судьба многомиллионной машины зависит от грошового пиропатрона.

Наоборот, это наиболее элегантная и безотказная система разделения их всех существующих и возможных. Там гравитация и ускорение всю работу делают.

Edited at 2018-10-11 10:30 pm (UTC)

> не исключают и кадровых решений

Брайденстайна уволят?

Мутко наш кандидат.

Первый, в истории, американец, выживший после аварии ракетоносителя, а 14-ть астронавтов, его соотечественников, разорвало "на молекулы".



Edited at 2018-10-11 10:23 pm (UTC)

Первая причина данного ЧП- сам Рогозин.

Следствие причин.

(Deleted comment)
Не могу поручиться за точность цифр, но похоже вполне реально:

"Зарплата инженеров в НАСА — $11.000 в месяц.
Зарплата гендиректора НАСА — $14.500 в месяц.

Зарплата инженеров в Роскосмосе — $350 месяц
Зарплата гендиректора Роскосмоса — $96.000 в месяц"

Я считаю, что на предприятиях Роскосмоса действует диверсионная группа, а ее резидент похоже не последний человек в корпорации. Там для ФСБ море работы.

Edited at 2018-10-11 10:19 pm (UTC)

ФСБ в море это Береговая охрана.
Там Инквизиция нужна. И не только там.

Поздняя андроповщина в действии.
Манёвр "перевертон" в прыжке, с последующим Фобосом-в-грунт.
Самолёт упал, генерал на красной площади опозорился, военразведку полоскают, скрепы закручивают в странном направлении, космос на распутье между компрадорами и доверенными лицами. Горбачёв в starting-blocks.
Все прямо по мануалу.
;)

Ну а если просто, то хорошо сработали системы спасения.


Вообще, спасение, в такой ситуации, на гигантских скоростях, кажется фантастическим.

Такая себе катапульта. Космическая и на несколько рыл.

интересно какую отговорку рогозин придумает на этот раз.

Edited at 2018-10-11 10:43 pm (UTC)

> какую отговорку рогозин придумает на этот раз.

Вредители насыпали дрелей в ракету.

Помню когда Протоны начали падать, огорчился но решил что рынок, экономия и все дела. И подумал еще - вот если Союзы падать начнут, значит действительно финиш.

Союзы уже давно падают. В 16ом году Прогресс на Союз-У упал, у которого третья ступень по сути та же, что и у пилотируемых ракет.

С учетом постоянной деградации отрасли подобная авария была лишь вопросом времени, увы. Жаль что еще хотя бы год не протянули без ЧП, теперь непонятно что с экипажем на МКС будет. Там общий ресурс у пристыкованного Союза чуть более двухста дней, так что к концу года возможно придется принимать решение покинуть станцию.

Edited at 2018-10-12 02:56 am (UTC)

Бог как бы намекает нашему правительству.

что намекает ?...Роскосмосу сменить поставщика ракет?...

Системы спасения уникальные в своем роде. Именно человека, а не железяки для экономии денег.
Но все равно империя Зла.
А вот у светлоликих никаких систем спасения в космосе вообще отродясь не было.
Но есть система спасения железяки.

Знание этих фактов заставляет задуматься, а не ясновидящий ли был Оруэлл

> у светлоликих никаких систем спасения в космосе вообще отродясь не было.

Да-да, конечно.

Матчасть тут, неуч:
https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/19720017278.pdf
https://history.nasa.gov/astp/documents/Astp-recoveryreq.pdf