?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Вопрос финансирования строительства атомных ледоколов типа «Лидер»
bmpd




Как пишет газета «Коммерсантъ» в материале «Банки выстроились за «Лидером». ВТБ и Сбербанк могут дать деньги на атомные ледоколы», «Росатом» начал собирать финансирование на строительство нового ледокольного флота, подписав меморандумы со Сбербанком и ВТБ. Прежде всего речь идет о наиболее мощных ледоколах «Лидер» стоимостью около 100 млрд руб. каждый, которые, по замыслу компании, должны обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути. По мнению экспертов, факт переговоров с банками подтверждает экономическую целесообразность проекта, но собеседники “Ъ” в отрасли до сих пор сомневаются в перспективах и реальных возможностях «Лидера».


755090137851711

Презентационное изображение большого линейного атомного ледокола проекта 10510 (ЛК-110Я, шифр «Лидер») (с) ГК «Росатом»



ВТБ готов присоединиться к финансированию строительства ледокола «Лидер», который должен стать самым мощным и дорогим в истории. Банк подписал с «Росатомом» меморандум о финансировании строительства ледокольного флота. Речь идет о предоставлении лизингового финансирования, кредитования, банковских гарантий и других финансовых инструментов. Зампред правления ВТБ Валерий Лукьяненко уточнил, что банк ведет переговоры по финансированию строительства новых атомных ледоколов «Лидер» и двух новых универсальных атомных ледоколов ЛК-60. В ВТБ уточнили “Ъ”, что ФГУП «Атомфлот» (оператор атомного ледокольного флота) рассматривает возможность строительства двух серийных ледоколов ЛК-60 (стоимость около 50 млрд руб. каждый), а также трех ледоколов «Лидер» (стоимость 70–100 млрд руб. каждый). Говорить об условиях финансирования преждевременно, добавили в банке.

Рассматривает возможность участи в проекте и Сбербанк, сообщили там “Ъ” — соответствующий меморандум с «Росатомом» был подписан на ПМЭФ-2018.

«Лидер» мощностью 120 МВт должен стать единственным ледоколом в мире для круглогодичной проводки судов по Севморпути при толщине льда свыше 4 м, прокладывая коридор до 50 м шириной и проводя караваны со скоростью 10–12 узлов. Сейчас планируется построить головное судно с закладкой не позднее 2020 года, чтобы сдать его в 2027 году. Как уточнили “Ъ” в Минпромторге, возможность строительства еще двух серийных «Лидеров» будет проработана позднее. В сентябре вице-премьер Юрий Борисов говорил, что по решению президента РФ «Лидеры» будут строиться на верфи «Звезда» на Дальнем Востоке.

Основная проблема при обсуждении этого проекта заключалась в высокой стоимости судна и отсутствии денег на него в бюджете в полном объеме. Из одобренного проекта федерального бюджета следует, что на строительство двух ледоколов «Лидер» в 2023 году будет выделено 33,3 млрд руб.

При этом источники “Ъ” в отрасли неоднократно выражали скепсис относительно перспектив и реальных возможностей «Лидера». Технический проект судна до сих пор не готов, экономический эффект не просчитан, и нет никаких гарантий, что ледокол будет действительно способен обеспечить круглогодичную навигацию, отмечали собеседники “Ъ”, добавляя, что компетенций по строительству атомных ледоколов у «Звезды» нет, да и сама верфь еще не построена.

Привлечение банковского финансирования говорит о том, что «Росатом» сделал оценку экономической целесообразности инвестиций, приняв во внимание, что основная задача новых ледоколов — обеспечение проектов НОВАТЭКа, говорит глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. Планируемая круглогодичная навигация ориентирована в основном на проводку крупнотоннажных и ширококорпусных газовозов ледового класса Arc7, иные потребители круглогодичных услуг не просматриваются, так как судов этого класса крайне мало, поясняет господин Григорьев. Он предполагает, что схема финансирования новых ледоколов будет похожа на договор о ледокольной проводке судов проекта «Портофлот» для «Ямал СПГ» — долгосрочный контракт, под который финансируется строительство судов. Но, отмечает эксперт, трех «Лидеров» может оказаться недостаточно: НОВАТЭК планирует привозить на перевалочный терминал на Камчатке 20 млн тонн СПГ в год, это означает более 500 рейсов газовозов (с учетом возвращения в балласте), две трети которых потребуют ледокольной проводки.



Атомфлот


Концепция развития Арктического ледокольного флота России (с) слайд из презентации ГК "Ростатом" от февраля 2018 г.


Видео:




  • 1
Да хрен его знает. Подозреваю что пока там движуха не станет регулярной и массовой - о цене рассуждать вообще бессмысленно. С какого-нибудь контейнеровоза Маерска вообще могут ничего не взять заманивая его в качестве рекламной акции, а с норильских сухогрузов или газпромовских газовозов рубят "за себя и за того парня" ибо государство их постоянно напрягает вкладываться в инфраструктуру и социалку.

Ну я вот грубо прикинул, один рейс Панамакса из Китая в Европу стоит около 12 млн долларов, включая стоимость фрахта, топливо и т.п. Допустим, за проводку они отдадут из этой суммы 1 млн (примерно столько стоит пройти Суэцкий канал в этом классе).

Это несколько сотен рейсов в год нужно обслуживать, чтобы окупить один ледокол. Найдут ли столько желающих?

Ну с одной стороны это же не коммерческое предприятие а госкомпания. У государства на первом месте стоит оборона и вообще контроль огромных северных территорий которые прибыль будут приносить веками. Нельзя в таком деле подходить с меркой манагера-однодневки.

С другой стороны от создания СМП государство может сильно непрямую прибыль поиметь создавая новый, не контролируемый пиндосами путь из Европы в Азию.

А с третьей... Мало ли что может с Суэцким каналом случиться в обозримом будущем, там ведь кругом столько горячих парней ненавидящих друг друга, а у некоторых (поговаривают) даже ядрён батон есть :)

Госкомпания, как и любая другая должна приносить прибыль, а не убытки. Поэтому деньги считать нужно, без вариантов. На 300 млрд можно много чего полезного построить, поэтому сравнивать обязательно нужно.

Насчет неконтролируемости, для американцев не составит труда при необходимости контролировать Берингов пролив, а вместе с ним и весь СМП как путь из Европы в Азию.

> для американцев не составит труда при необходимости контролировать Берингов пролив, а вместе с ним и весь СМП как путь из Европы в Азию.

Интересно как. У американцев с ледоколами что-то очень не очень.

Зато с островами достаточно неплохо.

С островами на севморпути? Нечто новенькое. Альтернативная география?

В Беринговом проливе, разумеется. Без него СМП не имеет смысла.

Эммм... И они помешают как-то плавать российским кораблям у российских берегов? Вопрос, как они вообще будут туда добираться, так и остался.

Короче, чем дальше, тем больше ты соотвествуешь своему нику. Смысла в дальнейшем продолжении беседы я больше не вижу.

Сверхскоростные жд магистрали, аэродромы, мосты, порты тоже практически нигде не окупились сами по себе. Они окупились потому что позволили целым секторам экономики вообще возникнуть и заработать.

Я с вами абсолютно согласен, с одной оговоркой. Нужно сравнивать эффект, достигаемый через реализацию таких проектов и эффект, который дают другие проекты. Здесь я вижу, как заработает Росатом и вероятно Роснефть в лице верфи Звезда. А профинансируют это полугосударственные Сбер и ВТБ.

В нашей экономике, имеющей и так перекос в сторону госсектора такие проекты сложно назвать эффективными и однозначно полезными. Какие сектора вокруг этого возникнут? С таким же успехом можно озеленять Луну или строить мост из хрусталя.

"Новатэк" заработает. Куча всяких проектов по освоению Арктики становится рентабельной.
Ну и да - чтоб из фабрики по производству швейных машинок сделать автопроизводителя, японское правительство "Тойоту" заказами тридцать лет кормило.

  • 1