?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Данные о трудозатратах при производстве истребителя F-35
bmpd



Дружественный ресурс "Перископ.2разместил на своем сайте перевод статьи Tyler Rogoway «It Takes 41,500 Hours Of Labor To Build A Single F-35A According To New Report»,  опубликованной на сайте The Drive. В статье говорится, что Счетная палата США (U.S. Government Accountability Office - GAO) выпустила новый отчет о статусе программы истребителя пятого поколения F-35. Один из самых интересных моментов в отчете – данные о количестве необходимых человеко-часов для производства каждого типа истребителей Lockheed Martin F-35 и динамика изменения данного показателя.




Производство истребителей Lockheed Martin F-35 на предприятии в Форт-Ворт (c) Lockheed Martin




В приведенной ниже таблице показано, сколько в среднем часов рабочего времени выливается в постройку каждого варианта F-35. Самолет F-35A, что неудивительно, имеет самый низкий показатель — 41541 час в 2017 году, более сложная версия F-35В — 57152 часа, а версия F-35C требует 60121 часов.


Показатель 2012 2016 2017
Общее число поставленных самолетов 29 46 66
Среднее кол-во человеко-часов для пр-ва F-35A 108355 47269 41541
Среднее кол-во человеко-часов для пр-ва F-35B 107998 61928 57152
Среднее кол-во человеко-часов для пр-ва F-35C в 2012 г. планеры не поставлялись 65187 60121
Среднее кол-во человеко-часов для демонтажа, переделки и ремонта одного самолета 20125 7797 6237



Эти данные средние и могут различаться даже в рамках производства одного типа F-35. Но наиболее интригующим является то, насколько эти показатели со временем уменьшились, подчеркнув, что в последние годы Lockheed значительно повысила эффективность производственной линии F-35.

За пять лет продолжительность сборки одного F-35A, упала на 62%. Данные немного искажены из-за количества планеров, заказанных в 2012 году по сравнению с 2017 годом, но только с 2016 по 2017 год этот показатель снизился на 12%. Это значительное изменение всего за один год и говорит о зрелости программы F-35 по сравнению с 2012 годом.

В докладе Счетной палаты говорится: «Улучшение эффективности производства планера свидетельствует о том, что производственные процессы стабилизируются и находятся под контролем, а производственные возможности улучшаются. Lockheed Martin передала минобороны и зарубежным партнерам 266 самолетов. По состоянию на январь 2018 года в мире производилось 170 самолетов, что на 20 процентов больше, чем в январе 2017 года. Поскольку Lockheed Martin набирается опыта, среднее время производства самолета уменьшилось, как показано на графике. Линия наилучшего соответствия, показанная ниже, рассчитывается, чтобы визуализировать тренд».


labor-hour

Время, необходимое для производства и ремонта самолетов по-прежнему остается серьезной проблемой, но она решается – видно уменьшение на 70% процентов в период между 2012 и 2017 годами и на 20% между 2016-2017 годами. Стоить отметить, что до сих пор требуются колоссальные 6 237 человеко-часов, чтобы исправить производственные ошибки в каждом новом самолете. Во многих случаях это означает, что эти самолеты возвращаются на завод, где за большие деньги ошибки исправляются, но, по крайней мере виден тренд на снижение человеко-часов.

В докладе отмечается, что данный тренд играет положительную роль. При этом Счетная палата отмечает, что важно учитывать другую надвигающуюся проблему, которая может кардинально повлиять на эти показатели:

«Как заявляет Lockheed Martin, количество дефектов, обнаруженных на каждом поставленном самолете, снизилось на 21% с 2016 по 2017 год. Однако этот показатель, вероятно, изменится в следующем году из-за недавнего обнаружения ошибок в производственном процессе. В частности, согласно официальным данным Агентства по управлению оборонными контрактами (Defense Contract Management Agency), в сентябре 2017 года Lockheed Martin прекратил поставки самолетов после того, как ВВС обнаружили коррозию между обшивкой самолета и планером, поскольку Lockheed Martin не применял грунтовку. Агентство по управлению оборонными контрактами, Lockheed Martin и эксперты программного офиса исследуют проблему с самолетами без грунтовки и считают, что ремонт каждого самолета может занять 30-40 дней, стоимость еще не определена. По состоянию на февраль 2018 года было обнаружено более 270 самолетов, не имеющих необходимой грунтовки. Согласно программному офису, ответственность за расходы, связанные с этим вопросом, не обсуждалась. Между тем, поставка самолетов возобновились в октябре 2017 года».

F-35 летает более 11 лет и с ним постоянно происходят задержки и ослабления требований, но цифры указывают на то, что производственный процесс наконец становится зрелым. Это также отражается на снижении цен на единицу продукции, что тоже хорошо. Но в то же время это также подчеркивает, насколько планы и финансовые цели Lockheed Martin были оторваны от реальности.

Что касается сравнения человеко-часов производства F-35 с другими самолетами, то на данный вопрос ответить непросто, учитывая недостаток свежих данных. При этом, согласно архивам, в 1984 году производство F-16A занимало 29 000 человеко-часов, а более сложный и относительно новый F-16C требовал 45 000 человеко-часов в 1989 году. Тот же источник отмечал, что лишь центральная секция фюзеляжа F-22 требовала 60 000 человеко-часов, когда программа была в состоянии подготовки производства в конце 1990-х годов. Это было главным образом из-за 60 000 крепежных элементов, которые использовались на этой секции фюзеляжа, и крепление каждого из них занимало от 30 минут до часа.

Таким образом, только с учетом этих показателей, программа F-35, похоже, не требует астрономических трудозатрат, особенно учитывая малозаметную конструкцию самолета, которая исторически является очень дорогой в производстве. Суть заключается в том, что на строительство любого самолета необходимо много времени. Даже во время Второй мировой войны, когда судьба Британии стояла на кону, потребовалось целых 13 тысяч человеко-часов, чтобы построить один Spitfire Мк. V. Немцам, напротив, потребовалось четыре тысячи часов, чтобы построить Me 109G.

Мы нашли нижеследующую таблицу на форумах WW2Aircraft.net, ее точность мы подтвердить не может, но, похоже, это хороший сравнительный срез того времени с точки зрения временных затрат на строительство других самолетов Второй мировой войны. Вы можете наблюдать серьезные изменения в эффективности только за один год военных действий для всех указанных типов самолетов:
Самолет Компания Январь 1943 Январь 1944
B-17 Boeing (Сиэтл) 35400 18600
B-24 Consolidated Vultee (Сан-Диего) 24800 14500
B-25 NorthAmerican (Инглвуд) 14800 10700
C-46 Curtiss (Буффало) 113000 49500
C-54 Douglas (Санта-Моника) 142100 62600
P-38 Lockheed (Бербанк) 14800 9600
P-47 Republic (Фармингдейл) 22200 9100



Реальный вопрос заключается в том, сколько человеко-часов требуется для создания конкурентоспособного современного истребителя, в частности, F/A-18 Super Hornet.
Однако в докладе Счетной палаты не только хорошие новости. В программе F-35 по-прежнему имеется огромное количество вопросов, и нет никаких намеков на то, что они будут решены до того, как будет принято решение о начале полномасштабного производства.

В документе отмечается:

Чтобы завершить программу разработки F-35 без дальнейших задержек, программный офис планирует отложить устранение части известных недостатков на следующий этап. Во время тестирования о проблемах, связанные с эксплуатацией самолета, сообщается в офис программы как о недостатках, которые затем классифицируются в зависимости от того, насколько сильно этот недостаток влияет на производительность воздушного судна;

Недостатками категории 1 являются те, которые могут поставить под угрозу безопасность, сохранность критически важные требования. Недостатками категории 2 являются те, которые могут препятствовать или ограничивать успешное выполнение миссии.

По состоянию на январь 2018 г. в программе F-35 было выявлено 966 недостатков — 111 категории 1 и 855 категории 2. По меньшей мере 25 недостатков категории 1 и 165 недостатков категории 2 не будут устранены до начала крупносерийного производства (см. таблицу ниже).

По словам сотрудников программы, пришло время завершить этап разработки, поскольку все возможности соответствуют пороговым требованиям. Они отметили, что разумно было бы продолжить устранять недостатки уже во время производства. Данный подход находится на рассмотрении и пока не одобрен.

Однако в инструкции Министерства обороны США говорится, что критические недостатки, выявленные во время проведения испытаний, должны быть устранены, прежде чем выходить за рамки начального мелкосерийного производства или ограниченного развертывания, за исключением случаев, специально одобренных руководством программы. Согласно этому доходу, выявление и исправление недостатков является менее дорогостоящим на раннем этапе, чем в процессе закупки.

Недостатки программы F-35 категории 1, планируемые к устранению после начала крупносерийного производства:
Система Количество недостатков
Летательный аппарат 6
Авионика 12
Вооружение 4
Программное обеспечение 2
Силовая установка 1
Всего 25



В докладе обсуждались различные вопросы и темы, в том числе подводные камни предложенных усовершенствований для модификации F-35 Block 4; тот факт, что практически не были улучшены надежность и ремонтопригодность F-35, а также то, что самолет, скорее всего, не достигнет ряда пороговых требований в данных аспектах прежде, чем будет принято решение о начале крупносерийного производства.

В итоге Счетная палата рекомендовала следующее:

Дать указания руководству программы F-35 по устранению всех критических недостатков, прежде чем принимать решение о начале крупносерийного производства;

Дать указания руководству программы F-35 по определению шагов необходимых для обеспечения соответствия требованиям надежности и ремонтопригодности до того, как каждая модификация достигнет зрелости, а также обновить программу повышения надежности и работоспособности (Reliability and Maintainability Improvement Program);

Нам придется подождать и посмотреть, будет ли Пентагон в конечном итоге поддерживать F-35 в стадии начального мелкосерийного производства до тех пор, пока не будет устранено множество критических проблем.





  • 1
С военными двигателями Вы совсем остаете.Особенно по ресурсу.И на сирийском плацдарме , еще раз Вы в этом убедились.

Дорогой мой безмозглый ослолюб. В Сирии действует крайне незначительное количество машин каждого типа, соответственно при низкой надежности или ресурсах (хотя как ты ушатаешь там даже движок с 1к часов ресурса - это 500 вылетов, а то и больше надо сделать. Год спокойно работать.) они бы регулярно оказывались небоеспособными. Такие проблемы можно скрыть, когда у тебя целый полк, который совершает дюжину самолетовылетов в сутки, тогда если кто-то сломался, всегда есть замена и можно работать даже если одномоментно треть небоеспособна. А когда у тебя 4-6 машин, отказ 1-2 уже становится критичным. Тем не менее, они летают, а значит поломки там крайне редки и боеготовность может превышать даже 90%.

-Дорогой мой безмозглый ослолюб. В Сирии действует крайне незначительное количество машин каждого типа-

Ваши машины без элементов искусственного интеллекта.Напрасно пытаетесь наводить тень на плетень.На срийский плацдарм собрали все самое боеготовое, живое и железное, со всех округов и флотов РФ.Судя по тому, что погибли пилоты ( командир Кореневского полка полковник, майор Романов замкомэска,подполковник Пешков старший пилот инструктор Липецкого топгана) не самые последние,это последнее напряжение силенок.При встрече с противником, типа Польши или Румынии, потери пилотов и машин возрастут на порядок.Как минимум.При имеющихся ресурсам год спокойно работать не получается.Двигатели и авиаоника подводит.Особенно РЛС и прицелы.

-а значит поломки там крайне редки -

Посчтитайте небоевые потери.Вы забыли про художества авиагруппы ТАКР Кузнецов.Вы забыли про АН-12,командир экимпажа не лейтенант пилот 3 класса).

Я понимаю, что клинический идиот, но даже первая самонаводящаяся ракета, или даже комплекс из радиолокатора самолета и ракеты, обладает примитивным искусственным интеллектом, т. к. решает поставленную задачу самостоятельно. Ну а какие-то Су-35, которые в реальном времени селектируют десятки целей, автоматически выдавая рекомендации на атаку наиболее угрожаемых, уже близки к роботам.

В условиях небольших конфликтов лейтенантов в бой никто посылать не будет, поэтому часто летают майоры и подподполковники, впрочем, на Ка-52 разбившемся вторым пилотом был вчерашний курсант. На самом деле, лейтеху с учебки даже в треню воздушного боя в мирное время не допустят, пока не достигнет опред. уровня, а то знаешь ли, разбиться не хрен делать.

А что там кого подводит, ну так отчетность тебе, ишаку, никто не предоставляет.

-Су-35, которые в реальном времени селектируют десятки целей-

На выставках, для высокопоставленных лошар.Или на тренажерах перед инспекторами из ГШ ВС РФ.Но тольео не на сирийском плацдарме.Особенно 24.11.15.

-, уже близки к роботам.-

На импортной элементной базе, по конской цене,с самым минимальным ресурсом.

-поэтому часто летают майоры и подподполковники-

Как показывает сирийское небо, их высокие должности и воинские звания не ссовсем отражают уровень боевой подготовки.

- был вчерашний курсант-

Таких должностей нет ни в одних ВВС мира.

А что 24.11.2015 Су-35 вообще был в Сирии? Они туда в начале 2016-го прилетели, как раз после завершения испытаний.

Про элементную базу просто не пизди, у нас импорт нужно согласовывать едва ли не с президентом.

Сирийское небо показало запредельную надежность и крайне низкую аварийность. Так что закрой пасть, жЫвотнАе.

Дело не в наличии инстребителей,а в ротозействе командования -космонавтов-.Были несколько экипажей Су-30СМ,но не смотря на многократные постоянные угрозы турецкого МИД и МО,о намерении сбивать ЛА, нарушавших границу, экипажи Су-24М отправляли для ударов без истребительного прикрытьия, без разведывательного обеспечения.Хотя бы старым рушлом А-50У.Один борт там точно размещался на стоянке.Да и недавний случай,когда экипаж Ф-22 подобрался к звену Су-25,американца сопровождающий пилот Су-25СМ не обнаружил,не смотря на перечисленные Вами интимности.Пилоты Су-25 вызывали своего сопровождающего голосом по радио.

Не было там никаких угроз. Были бы, последовали бы и меры. Просто не пизди. Армия не в состоянии реагировать на потенциальные, но невнятные угрозы, у нее на это просто ни людей, ни техники не хватит. Впрочем, наличие одного Су-30СМ тоже ничего бы не меняло, этого достаточно для отражения случайных угроз, но спланированного бандитского нападения в котором можно задействовать не 1 F-16, а вплоть до эскадрильи.

Про разведку не ослу судить.

Причем тут F-22 и Су-25, который даже радара не имеет, я не догоняю. При этом F-22 всё равно обоссался атаковать цель на которой стоит опознавательный знак ВВС РФ. Потому что потом пизды прилетит по аэродрому базирования.

-Армия не в состоянии реагировать на потенциальные, но невнятные угрозы-

Армия сама себе задачи не ставит.На угрозу реагируют политики, ставя перед военнослужащими задачи, по решению проблем с угрозами, с которыми не справлись дипломаты.Как говорят в пустыне-, Хвост шакалом не командует.Почитайтк какой-нибудь ликбез тематический.Например Устав Внуттренней службы ВС РФ.Если Вы живете на территории РФ.

- Впрочем, наличие одного Су-30СМ -

На месте уничтожения Су-24М , не было поставленной разведки и оперативного планирования, в первую очередь.И было раздолбайство.Снизу тоже.Ведомый подполковника Пешкова узнал, что его ведущего уничтожили, после приземления на Хмеймиме.У экипажа Пешкова не был включен -Карат-.К тому неисправный.

- но спланированного бандитского нападения -

Это для лошар детсадовского возраста.Экипаж Пешкова не на вокзал за пивом послали.Отправлять военнослужащих на задание, не обеспечив их информационно , занчит предавать их.Не выполнять указания командования, если они были, быть преступником.Ночью, из-за угла, вероломно,без предупреждения нападают на гражданских простофиль.

-Причем тут F-22 и Су-25, который даже радара не имеет, я не догоняю-

При том,что экипаж обеспечивающего Су-35С проворонил американский борт, среагировава только уже на крики о помощи экипажей Су-25.

-При этом F-22 всё равно обоссался атаковать цель -

Проявил доброрартнерское снисхождение к жертвам сердюковской реформы.

Откуда тебе, тупому ослолюбу, вообще знать, что там было включено у Пешкова?

Откуда командиру авиагруппы знать, что на уме у турецких истребителей, которые ничего не нарушая, летают над своей территорией и никого не трогают, особенно за 40 минут до прилета в район Су-24? Это реальность напряженных ситуаций, когда длительное время друг на друга смотрят в прицел, но огня не открывают.

И с чего ты взял, что Су-35 вообще находился рядом с Су-25, МО утверждает, что его туда направили после прилета F-22, который стал мешаться. Подлететь к зоне он может за считанные минуты, пройдя при этом расстояние превышающее дальность обнаружения каких-либо воздушных целей. У меня тут вопросов нет, абсолютно все вылеты в условиях отсутствия явной угрозы со стороны вражеской авиации, истребители прикрывать не будут.

Ты реально, хотя бы не пиздел, делая утверждения о том, что знать физически не можешь.

-что там было включено у Пешкова?-

Читайте материалы блога,и новости из газеты Красная звезда.Вскоре после 24.11.15 , эти факты детально и бурно обсуждались комментаторами.

-Откуда командиру авиагруппы знать, что на уме у турецких истребителей-

Это забота его командования, КП базы, начальника разведки соединения.Как минимум.Перечисленные должностные лица в то время спали под шапкой.

-летают над своей территорией и никого не трогают-

Для этого существуют российские радиотехнические посты,дежурный комплекс ДРЛО И у.

-когда длительное время друг на друга смотрят в прицел, но огня не открывают.-

Экипаж Пешкова не смотрел в прицел, когда турецкий боеприпас наводился на его машину.При этом о приборах РЭБ никто не думал.

- который стал мешаться-

Мешается халат между ног.Истребитель Ф-22 сближался, незаметно для экипажа Су-35С, которого направили для избежания таких вот неожиданностей.

- Не было там никаких угроз. Были бы, последовали бы и меры.

Соотв ноты нашему МИДу со стороны Турции были. Наши не среагировали не дипломатически не на военном уровне.

- При этом F-22 всё равно обоссался атаковать цель на которой стоит опознавательный знак ВВС РФ.

А должен был?

-В условиях небольших конфликтов лейтенантов в бой -

Этот -небольшой -конфликт тянется более двух лет.Против противников, не располагающими даже зачатками организованной ПВО, и не располагающим истребительной авиацией.Разве что иногда соклы Хель Хавир окажут маленькую поддержку бородатой молодежи, персов клюнуть немногжко.

-Тем не менее, они летают, а значит поломки там крайне редки и боеготовность может превышать даже 90%.-

Прямо таки!Назначили ГК ВВС РФ пехотного генерала Суровикина,как раз низкую боеготовность ВВС РФ разгребать на сирийском плацдарме.

  • 1