Previous Entry Share Next Entry
Данные о трудозатратах при производстве истребителя F-35
bmpd



Дружественный ресурс "Перископ.2разместил на своем сайте перевод статьи Tyler Rogoway «It Takes 41,500 Hours Of Labor To Build A Single F-35A According To New Report»,  опубликованной на сайте The Drive. В статье говорится, что Счетная палата США (U.S. Government Accountability Office - GAO) выпустила новый отчет о статусе программы истребителя пятого поколения F-35. Один из самых интересных моментов в отчете – данные о количестве необходимых человеко-часов для производства каждого типа истребителей Lockheed Martin F-35 и динамика изменения данного показателя.




Производство истребителей Lockheed Martin F-35 на предприятии в Форт-Ворт (c) Lockheed Martin




В приведенной ниже таблице показано, сколько в среднем часов рабочего времени выливается в постройку каждого варианта F-35. Самолет F-35A, что неудивительно, имеет самый низкий показатель — 41541 час в 2017 году, более сложная версия F-35В — 57152 часа, а версия F-35C требует 60121 часов.


Показатель 2012 2016 2017
Общее число поставленных самолетов 29 46 66
Среднее кол-во человеко-часов для пр-ва F-35A 108355 47269 41541
Среднее кол-во человеко-часов для пр-ва F-35B 107998 61928 57152
Среднее кол-во человеко-часов для пр-ва F-35C в 2012 г. планеры не поставлялись 65187 60121
Среднее кол-во человеко-часов для демонтажа, переделки и ремонта одного самолета 20125 7797 6237



Эти данные средние и могут различаться даже в рамках производства одного типа F-35. Но наиболее интригующим является то, насколько эти показатели со временем уменьшились, подчеркнув, что в последние годы Lockheed значительно повысила эффективность производственной линии F-35.

За пять лет продолжительность сборки одного F-35A, упала на 62%. Данные немного искажены из-за количества планеров, заказанных в 2012 году по сравнению с 2017 годом, но только с 2016 по 2017 год этот показатель снизился на 12%. Это значительное изменение всего за один год и говорит о зрелости программы F-35 по сравнению с 2012 годом.

В докладе Счетной палаты говорится: «Улучшение эффективности производства планера свидетельствует о том, что производственные процессы стабилизируются и находятся под контролем, а производственные возможности улучшаются. Lockheed Martin передала минобороны и зарубежным партнерам 266 самолетов. По состоянию на январь 2018 года в мире производилось 170 самолетов, что на 20 процентов больше, чем в январе 2017 года. Поскольку Lockheed Martin набирается опыта, среднее время производства самолета уменьшилось, как показано на графике. Линия наилучшего соответствия, показанная ниже, рассчитывается, чтобы визуализировать тренд».


labor-hour

Время, необходимое для производства и ремонта самолетов по-прежнему остается серьезной проблемой, но она решается – видно уменьшение на 70% процентов в период между 2012 и 2017 годами и на 20% между 2016-2017 годами. Стоить отметить, что до сих пор требуются колоссальные 6 237 человеко-часов, чтобы исправить производственные ошибки в каждом новом самолете. Во многих случаях это означает, что эти самолеты возвращаются на завод, где за большие деньги ошибки исправляются, но, по крайней мере виден тренд на снижение человеко-часов.

В докладе отмечается, что данный тренд играет положительную роль. При этом Счетная палата отмечает, что важно учитывать другую надвигающуюся проблему, которая может кардинально повлиять на эти показатели:

«Как заявляет Lockheed Martin, количество дефектов, обнаруженных на каждом поставленном самолете, снизилось на 21% с 2016 по 2017 год. Однако этот показатель, вероятно, изменится в следующем году из-за недавнего обнаружения ошибок в производственном процессе. В частности, согласно официальным данным Агентства по управлению оборонными контрактами (Defense Contract Management Agency), в сентябре 2017 года Lockheed Martin прекратил поставки самолетов после того, как ВВС обнаружили коррозию между обшивкой самолета и планером, поскольку Lockheed Martin не применял грунтовку. Агентство по управлению оборонными контрактами, Lockheed Martin и эксперты программного офиса исследуют проблему с самолетами без грунтовки и считают, что ремонт каждого самолета может занять 30-40 дней, стоимость еще не определена. По состоянию на февраль 2018 года было обнаружено более 270 самолетов, не имеющих необходимой грунтовки. Согласно программному офису, ответственность за расходы, связанные с этим вопросом, не обсуждалась. Между тем, поставка самолетов возобновились в октябре 2017 года».

F-35 летает более 11 лет и с ним постоянно происходят задержки и ослабления требований, но цифры указывают на то, что производственный процесс наконец становится зрелым. Это также отражается на снижении цен на единицу продукции, что тоже хорошо. Но в то же время это также подчеркивает, насколько планы и финансовые цели Lockheed Martin были оторваны от реальности.

Что касается сравнения человеко-часов производства F-35 с другими самолетами, то на данный вопрос ответить непросто, учитывая недостаток свежих данных. При этом, согласно архивам, в 1984 году производство F-16A занимало 29 000 человеко-часов, а более сложный и относительно новый F-16C требовал 45 000 человеко-часов в 1989 году. Тот же источник отмечал, что лишь центральная секция фюзеляжа F-22 требовала 60 000 человеко-часов, когда программа была в состоянии подготовки производства в конце 1990-х годов. Это было главным образом из-за 60 000 крепежных элементов, которые использовались на этой секции фюзеляжа, и крепление каждого из них занимало от 30 минут до часа.

Таким образом, только с учетом этих показателей, программа F-35, похоже, не требует астрономических трудозатрат, особенно учитывая малозаметную конструкцию самолета, которая исторически является очень дорогой в производстве. Суть заключается в том, что на строительство любого самолета необходимо много времени. Даже во время Второй мировой войны, когда судьба Британии стояла на кону, потребовалось целых 13 тысяч человеко-часов, чтобы построить один Spitfire Мк. V. Немцам, напротив, потребовалось четыре тысячи часов, чтобы построить Me 109G.

Мы нашли нижеследующую таблицу на форумах WW2Aircraft.net, ее точность мы подтвердить не может, но, похоже, это хороший сравнительный срез того времени с точки зрения временных затрат на строительство других самолетов Второй мировой войны. Вы можете наблюдать серьезные изменения в эффективности только за один год военных действий для всех указанных типов самолетов:
Самолет Компания Январь 1943 Январь 1944
B-17 Boeing (Сиэтл) 35400 18600
B-24 Consolidated Vultee (Сан-Диего) 24800 14500
B-25 NorthAmerican (Инглвуд) 14800 10700
C-46 Curtiss (Буффало) 113000 49500
C-54 Douglas (Санта-Моника) 142100 62600
P-38 Lockheed (Бербанк) 14800 9600
P-47 Republic (Фармингдейл) 22200 9100



Реальный вопрос заключается в том, сколько человеко-часов требуется для создания конкурентоспособного современного истребителя, в частности, F/A-18 Super Hornet.
Однако в докладе Счетной палаты не только хорошие новости. В программе F-35 по-прежнему имеется огромное количество вопросов, и нет никаких намеков на то, что они будут решены до того, как будет принято решение о начале полномасштабного производства.

В документе отмечается:

Чтобы завершить программу разработки F-35 без дальнейших задержек, программный офис планирует отложить устранение части известных недостатков на следующий этап. Во время тестирования о проблемах, связанные с эксплуатацией самолета, сообщается в офис программы как о недостатках, которые затем классифицируются в зависимости от того, насколько сильно этот недостаток влияет на производительность воздушного судна;

Недостатками категории 1 являются те, которые могут поставить под угрозу безопасность, сохранность критически важные требования. Недостатками категории 2 являются те, которые могут препятствовать или ограничивать успешное выполнение миссии.

По состоянию на январь 2018 г. в программе F-35 было выявлено 966 недостатков — 111 категории 1 и 855 категории 2. По меньшей мере 25 недостатков категории 1 и 165 недостатков категории 2 не будут устранены до начала крупносерийного производства (см. таблицу ниже).

По словам сотрудников программы, пришло время завершить этап разработки, поскольку все возможности соответствуют пороговым требованиям. Они отметили, что разумно было бы продолжить устранять недостатки уже во время производства. Данный подход находится на рассмотрении и пока не одобрен.

Однако в инструкции Министерства обороны США говорится, что критические недостатки, выявленные во время проведения испытаний, должны быть устранены, прежде чем выходить за рамки начального мелкосерийного производства или ограниченного развертывания, за исключением случаев, специально одобренных руководством программы. Согласно этому доходу, выявление и исправление недостатков является менее дорогостоящим на раннем этапе, чем в процессе закупки.

Недостатки программы F-35 категории 1, планируемые к устранению после начала крупносерийного производства:
Система Количество недостатков
Летательный аппарат 6
Авионика 12
Вооружение 4
Программное обеспечение 2
Силовая установка 1
Всего 25



В докладе обсуждались различные вопросы и темы, в том числе подводные камни предложенных усовершенствований для модификации F-35 Block 4; тот факт, что практически не были улучшены надежность и ремонтопригодность F-35, а также то, что самолет, скорее всего, не достигнет ряда пороговых требований в данных аспектах прежде, чем будет принято решение о начале крупносерийного производства.

В итоге Счетная палата рекомендовала следующее:

Дать указания руководству программы F-35 по устранению всех критических недостатков, прежде чем принимать решение о начале крупносерийного производства;

Дать указания руководству программы F-35 по определению шагов необходимых для обеспечения соответствия требованиям надежности и ремонтопригодности до того, как каждая модификация достигнет зрелости, а также обновить программу повышения надежности и работоспособности (Reliability and Maintainability Improvement Program);

Нам придется подождать и посмотреть, будет ли Пентагон в конечном итоге поддерживать F-35 в стадии начального мелкосерийного производства до тех пор, пока не будет устранено множество критических проблем.




лучше бы они написали сколько человекочасов в год уходит на их ремонт и профилактику )

Скорее всего просто мухлюют они с часами (как в Афгане и Ираке с потерями мухлевали). Ф-35 же пиарили как самолет "который весь мир делает", раскидали на аутсорс по разным иностранным производителям отдельные детальки а часы считают только на окончательную сборку у себя в цеху.

Трудоёмкость уже на 10% меньше, чем у Ф16 на 15 году производства... Расходы на оплату труда около 1% стоимости машины. В общем ниочём.

Срочно читать "Капитал".

Нормальная картина. Переход к автоматизированному изготовлению деталей вместо штучного, рост квалификации рабочих, устаканивание и формализация технологических цепочек отдельных сборочных операций, увольнение неумех и набор новых работников. Ну то есть если мы будем говорить об организации производства безотносительно к изделию - то в данном случае мы видим как раз нормально организованный процесс. Если бы эти люди производили не истребители, а футболки - рынок был бы уже завален.

Только с них бы облетал рисунок.

а есть цифры нашей промышленности?
Было бы интересно сравнить.

Даже фотографию сборки макета Т-50 в цеху, не покажут.

Ржавый прямо с конвейера. Так даже на Украине не умеют :)

По сердцу и мозгам Ф-35 мало замечаний.

По силовой установке Ф-35 меньше всего недостатков.По авиаонике

недоработке поможет Judische Kopf.По Т-50 до публичной публикации попдобной таблицы как до Луны на ишаке.Особенно по двигателю.Традиционный упор в мотор.

Edited at 2018-06-09 10:01 pm (UTC)

Ослоеб, ты реально утомил тиражировать свои высеры из темы в тему. Завали свой ослинный рот.

К сведению некоторых пендософилов, утверждавших о боеготовности пИнгвина. На один пингвинячий боевой вылет есть 855 причин, по которым боевую задачу он не выполнит, более того, еще и 111 причин, что он просто ёбнется а то и убьёт пилота. Простите речь.


Израиль уже применил их в боевых действиях, вот в посте недавнем писалось что был перелёт в Британию - и как то все живы, и самолёты целы. Так что у вас просто словоблудие.

В принципе описан нормальный процесс отработки технологии и подготовки к производству в больших количествах. Учитывая как идёт развитие, испытания в боевых условиях и будущие доходы от продаж в мире думаю что производство на поток наладят.

Интересно, чем ответят соперники?

Не нормальный - самолет с дефектами и не прошедший еще официальных испытаний выпущен уже под 300 штук, и сейчас идет эпическая бойня между фирмой и ВВС, кто будет платить за ту же коррозию (ибо "положить" пластик на дюраль и сталь мог только идиот).

А в это время в далёкой-далёкой галактике...
ВМФ США продолжает закупать новые Хорнеты. Наверное тоже статью в the Drive прочитали ))
https://www.gazeta.ru/army/news/2018/06/09/11640145.shtml

...Да еще в "Топ ган" решили взять F-18, а не "пингвинов". Почему-то.

По данным статистики, средняя зарплата американского рабочего на заводе составляет 12.6 $ в час. Как не трудно подсчитать, за каждый созданный самолет стоимостью 85 млн. долларов, американские рабочие получают 523 тысячи долларов. Понятно, что рабочим необходимы средства производства, а для организации труда необходимы менеджеры, но все равно данная сумма довольно незначительна на фоне общей стоимости самолета. Так что 41.500 часов требуется не на создание, а только на конечную сборку на заводах Lockheed Martin. Для производства самолета с самого нуля (начиная от добычи руды и прочих ресурсов), потребуется раз в 10-20 больше.

правда что ли 12,6$ в час получает рабочий на заводе по сборке F-35??? Вериться с трудом. Ибо дочка когда по Work&Travel работала в магазине одежды во Флориде получала те же 12$ в час.

а что это у него за тёмные полосы на фюзеляже, как будто из другого материала?

Зелёный фломастер кончился.

Запускать на конвеер недоделку это из традиций 50х. И интересно послушать тех петушков кои кудахтали о сроках серийного производства Су-57. Отож по ихнему выходит нужно было срочно начинать клепать сырую еле летающую фекалину как Пингвин.

Ме-210 как бы намекает, что традиция сия несколько древнее.

Негрунтоааннве детали ? Збс, это вредительство и саботаж американского рабочего класса, с нетерпением ожидающего мировой социалистической революции.

как раз наоборот, стремление обеспечить рабочим локхид большую занятость по причине острой необходимости заказа новых авто планёров

Нда. Нелёгкий выбор. Если начнут массовый выпуск брака, пилоты будут отказываться от сделанных в конце квартала. :)

поправка к статье. 300 выпущенных - это что, не массовый выпуск? ))

А вот я обратил внимание на другое: как только Трамп наорал о завышенной цене Пингвина. так сразу фирма-производитель отчиталась об уменьшении чел./часов - типа, вот, снизили...
Подозреваю, что никакого снижения на несколько десятков процентов не было, просто фирма перестала делать приписки для обоснования калькуляции стоимости.

Кстати, мысль. Типа как на ТО у официалов - зел на 15 минут, а челвекочасов - два, и вот хооооодят по ремзоне, брооодят, часы нагоняют.

?

Log in

No account? Create an account