?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
О развитии китайского авианосного флота и палубной авиации
bmpd
С учетом нынешних темпов военно-морского строительства, к 2030-м годам Китай, по-видимому, будет второй страной (помимо США) с наибольшим потенциалом проецирования силы, пишет старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований (IISS) Ник Чайлдс в статье «China’s carrier-aviation developments: making a difference».


1920px-Aircraft_Carrier_Liaoning_CV-16

Первый авианосец военно-морских сил КНР "Ляонин" (бортовой номер "16", бывший советский тяжелый авианесущий крейсер "Варяг" проекта 11436) (с) Baycrest




Первый китайский авианосец собственной постройки (второй в целом) только что завершил начальный этап морских испытаний. Вероятно, потребуется еще около двух лет на его ввод в строй, а потенциал его применения может быть намного ниже, чем у авианосцев ВМС США. Тем не менее, его первый выход в море, наряду с общей военно-морской активностью Китая, подчеркивает серьезный настрой Пекина на развитие авианесущих возможностей, а также значительный прогресс ВМС НОАК.

Новый авианосец ВМС НОАК, по-прежнему не имевший названия (по крайней мере, официального), когда он впервые вышел в море, является близкой, но слегка измененной копией аналогичного советского корабля «Ляонин», который находится в строю с 2012 года . Первый цикл испытаний нового корабля, длившийся около недели, был явно урезан.

Как и в случае с «Ляонин», относительно ограниченное полное водоизмещение (около 65 тыс. тонн [на самом деле полное водоизмещение кораблей серии 11435/11436 не превышает 60 тыс. тонн - bmpd]), а также неядерная энергетическая установка и взлетный трамплин (вместо катапульты) нового корабля ограничивают его возможности по сравнению с кораблями ВМС США, включая новейшие 100000-тонные авианосцы типа Nimitz и Gerald R. Ford.

Развитие авианесущего флота Китая

К началу 2020-х годов Китай планирует иметь в строю два авианосца. Третий корабль, который, как ожидается, будет иметь увеличенные размерения, а будет также оснащен катапультой и аэрофинишером, по сообщениям, находится в стадии строительства. Ожидается также, что за третьим авианосцем последуют и другие. Действительно, учитывая скорость китайского военно-морского строительства в последнее время, пять или шесть авианосцев к 2030-м годам не кажется нереалистичной цифрой.

Этот сценарий позволил бы Китаю иметь больший потенциал проецирования военной силы, чем у любой другой страны (кроме США) в течение последних десятилетий. В избранном клубе стран, имеющих на вооружении авианосцы, только Индия и Великобритания (кроме, опять же, США), вероятно, будут эксплуатировать более одного такого корабля до конца 2020-х годов.

Поскольку ВМС НОАК планируют развивать свои авианесущие возможности, влияние этих изменений на расчеты других стран, как соседей, так и тех, кто находится дальше, вероятно, будет значительным. Несмотря на то, что китайские корабли не являются в полной мере «ударными» авианосцами, в понимании США, первые авианесущие корабли ВМС НОАК будут обладать большей способностью действовать независимо на дальних расстояниях, чем, например, [бывшие] 20000-тонные авианосцы ВМС Великобритании типа Invincible; - и ведь эти корабли позволили Великобритании проецировать военную силу во всем мире.

«Ляонин», первоначально планировавшийся к использованию исключительно в учебных целях, теперь рассматривается как имеющий реальный потенциал военного применения. Его постоянная авиагруппа, состоящая не более чем из восьми палубных самолетов J-15, могла бы обеспечить лишь рудиментарные боевые возможности - не более чем ограниченную самооборону против слабого противника. Но корабль мог бы разместить больше самолетов. Он также недавно провел «боевые учения» с потенциальной авианосной группой из кораблей сопровождения. Кроме того, с появлением нового эскадренного миноносца проекта 055 ВМС НОАК еще в большей степени повышают свои возможности по созданию такой авианосной группы.

Развитие палубной авиации

Очевидно, что «Ляонин» является важной платформой для обучения военно-морской авиации - ВМС НОАК используют на нем и самолеты, и вертолеты корабельного базирования. Первый истребитель J-15 (по сути, нелицензионная копия российского Су-33) взлетел с «Ляонина» в 2012 году, а двухместный вариант этого самолета (который также мог бы стать основой для многоцелевого истребителя) сейчас завершает летные испытания. Прототипы учебно-боевого самолета J-15S и J-15D (как нам представляется, самолет РЭБ) также взлетали с авианосца. Однако стадия готовности J-15S неясна.

Считается, что завод в Шеньяне первоначально построил 24 одноместных J-15, хотя некоторые из них были потеряны в авиационных происшествиях. В мае 2018 года китайские государственные СМИ впервые показали, как J-15 взлетали в ночных условиях, что является сложной задачей для палубной авиации.

В отличие от Су-33, который первоначально предназначался только для воздушного боя и прикрытия кораблей, J-15, видимо, сразу же получили возможность применения и управляемого ракетного оружия класса "воздух-поверхность". В 2016 году китайские СМИ показали взлет J-15 с противокорабельной ракетой YJ-83K. Самолет чаще встречается с учебными вариантами ракет PL-8 и PL-12. Дальнейшим совершенствованием возможностей J-15 в области воздушного боя могло бы стать использование ракет PL-15, которые еще не приняты на вооружение, но имеют большую дальность, чем PL-12.

Наряду с приобретением опыта с самолетной палубной авиацией, «Ляонин» также был замечен в учениях с противолодочными вертолетами Z-18F и вертолетами ДРЛО Z-18J, в то время как более легкий вертолет Z-9 мог использоваться в качестве вертолета поисково-спасательного обеспечения. Z-18F и Z-9 также могут использовать противокорабельные ракеты. Также был замечен макет турбовинтового самолета ДРЛО и управления, хотя этот проект, вероятно, предназначен для запуска с катапульты.

В целом, несмотря на очевидные проблемы, возможности китайских авианосцев в ближайшие годы будут активно развиваться, особенно когда второй корабль войдет в состав военно-морских сил. Учитывая деятельность ВМС НОАК в последнее время, Пекин в будущем будет готов использовать свои авианосцы.


  • 1

Угроза КТОФ.

Развитие не самое динамичное,но уверенное.На соседнем КТОФ ничего отдаленно подобного развития в ближайшие 30 лет не планируется.Во всяком случае не видно явных признаков простаивания новостроев авианосцев НОАК у заводских стенок , или у отстойных причалов.Что замечательно, сильных перекосов не е видно.Одновременно с развитием авианосцев, строятся вспомогактельные суда и корабли будущих ударных и поисковых противолодочных групп.

гунявый когда уже тебя забанят то? 1 фаворит в 2 залпа уничтожит полный сет авика непоймавни одной ПРР в итоге. как вариант пара звеньев миг31 сделает тоже самое.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
гдето тут должен быть камент про разукраинивание одесы ака скрипали

Ага, 8 самолётов. Аналитег такой аналитег...


Поясните чайнику, при таком количестве техники на палубе куда потом садиться?

Китай, стремится разрешить тайваньский вопрос. Проамериканский тайваньский режим должен быть уничтожен.

Посмотрите по карте расстояние между материком и Тайванем. Авианосец там пригодится разве что в качестве моста - корма в Китае, нос в Тайване.

Проецируют силу авианосцы очень слабенько. Что мы последний раз о них слышали? Американский АВ зашёл с помпой в Средиземноморье и грозно направился к Сирии. Дальше? Ничего. Меньше эффекта, чем от пресловутых 72 КР по одному зданию.

Конечно, амеры хиреют на глазах, а вот поход Кузи в Средиземное море увенчался аж 30 вылетами с палубы и 2 утопленными кривыми руками самолета. У Совдепии их меньше чем у китаезов, а уж про порядок службы лучше и не говорить

(Deleted comment)
Ну и чем их не устраивает трамплин, если самолёты с него взлетают в том числе и с противокорабельными ракетами? А после взлёта с катапульты ф-18е сразу же дозаправляются в воздухе. В чем разница? Только не говорите мне про пропеллерные АВАКСы. Они не жильцы, поймите это уже наконец. Пентагон отказывается от замены E-8 Joint Stars по той же причине -- не жильцы в современной войне. Я говорил об этом сто раз. Только интеграция информации со всех носителей в воздухе. Носителей, хотя бы в минимальной степени маневренных. То есть, истребителей с реактивными двигателями. Которым не обязательны катапульты.

1. С трамплина невозможно одновременное проведение взлетных и посадочных операций.
2. Невозможно базирование турбовинтовых самолетов ДРЛО.
3. Повышенный износ двигателей при взлете.
4. Самолеты с ПКР или полной боевой нагрузкой могут взлетать только с кормовых позиций, что сильно ограничивает палубное пространство.

Не увидел комента Гуни про авианосцы героических жидов, у которых как всем давно известно самый боеспособные ВМС в параллельном мире:)

назвать Нимиц новейшим нескромно

Edited at 2018-06-07 09:21 pm (UTC)

Я тоже в этом месте вздрогнул и пошёл смотреть оригинал :) Неточный перевод в данном случае, там "as the latest Nimitz class and the USS Gerald R. Ford."

То есть, "как последние корабли типа "Нимиц" и корабль "Джеральд Р. Форд"".

А последние два "Нимица" введены в строй в 2003 и 2009 годах. И от головного корабля отличались достаточно сильно.

по тоннажу и составе авиакрыла

Достаточно спорное утверждение. Эти авианосцы собираются действовать недалено от береговой инфраструктуры, значит не необходимости в очень многих кластерах авиации, котрые штатовские авианосцы вынуждены иметь, находясь на значительном удалении от метрополии. Это вполне прогматично.

Re: по тоннажу и составе авиакрыла

-Эти авианосцы собираются действовать недалено от береговой инфраструктуры-

В текущее время, учитывая низкую организацию авианосной группы НОАК и отсутствие опыта командования НОАК по управлению такими силами.По мере проведения учений разного уровня и командно-штабных военных игр, наращивания разведывательного и тылового обесечения , начнут учиться действовать подальше от своего побережья и баз.Учитывая зависимость экономики КНР от морских коммуникаций.Командованию КТОФ, учитывая деградацию морской авиации, соеединений надводных кораблей и подводных лодок, элементов морской инфраструктуры приходится ограничиватьмя прибрежной оперативной деятельностью.

-значительном удалении от метрополии-

Для АУГ США это не критично.Учитывая наличие баз на территории своих тихоокеанских вассалов,и их флоты.Кроме того америкаснкое военно-морское командование располагает значительным вспомогательным флотом, не считая возможностью фрахтовать суда любого класса у иностранных судовладельцев.

привздёте на паре твердотопливных ускор\ителей всё будет коршерно а если их 4 независимых при дстаточных 2 то на полный износ всей авиагруппы будет 0 октазов ускорителей

Китайское соревнование с Вандербильдихой нам только на пользу.

Гражданин Украины gunnerminer особенно активен в флотских темах. Это похоже на ревность.

Их тут трое уже пасётся.

Китайцы уверенно развивают свою авианосную компоненту, после принятия в состав второго авианосца они будут превосходить ВМФ РФ в этом аспекте.

Один батон нивелирует угрозу всех авианосцев мира вместе взятых. Даже ещё часть БК останется:)

  • 1