bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Category:

Некоторые данные по программе разработки двигателя НК-93


В уже упоминавшемся ранее отчете Счетной палаты России, также имеются данные по финансированию программы разработки двигателя НК-93. Информация об этом приводится ниже.

[...]
Примером потерь вследствие задержки реализации инновационных проектов является программа создания авиадвигателя НК-93.

В отношении ОАО «Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова» (далее - ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова»), разработчика авиадвигателя НК-93, установлено следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 года № 519 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года № 728» программное мероприятие по созданию турбореактивного двухконтурного двигателя НК-93 тягой 18 т было исключено из ФЦП «Развитие ГАТ»

Минпромторг России осуществляет финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках ФЦП «Развитие ГАТ» по созданию перспективного двигателя для гражданских самолетов тягой от 9 до 18 тонн. Для этого в 2008-2011 годах между Минпромторгом России и ОАО «УК «ОДК» заключены 7 государственных контрактов, общая цена которых составляет 20157,0 млн. рублей. Головной разработчик перспективного двигателя - ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь). Согласно кассовому плану Минпромторга России кассовое исполнение в 2008-2011 годах по данным 7 государственным контрактам должно составить 16812,0 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.


В проект по созданию турбореактивного двухконтурного двигателя НК-93 были безвозвратно вложены существенные собственные финансовые ресурсы ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова». На созданный образец технологического демонстратора авиационного двигателя НК-93, летные испытания которого прекращены в 2008 году, в 2002-2006 годах была потрачена сумма 670,5 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета по ФЦП «Развитие ГАТ» - 290,8 млн. рублей.

Прекращение реализации «гражданской» программы по НК-93 привело к ликвидации ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» путем присоединения его к ОАО «Кузнецов». ОАО «Кузнецов» играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности России, являясь основным производителем авиадвигателей для стратегической авиации и выполняя капитальный ремонт этих изделий в интересах ВВС России.

Подгруппой мероприятий ФЦП «Развитие ГАТ» по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства, было определено мероприятие «завершение этапа летных испытаний двигателя НК-93 в качестве технологического демонстратора» с объемом финансирования 94,0 млн. рублей, предусмотренным только в 2008 году.

Между Минпромторгом России и ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» по результатам открытого конкурса был заключен государственный контракт от 10 декабря 2008 года № 8411.1003800.18.415 на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по теме «Завершение первого этапа летных испытаний двигателя НК-93 в качестве технологического демонстратора», шифр «НК-93». В опубликованной конкурсной документации было указано, что научно-технический задел, полученный в ходе работ, может быть использован при разработке перспективных дозвуковых двигателей, в частности, двигателя для самолета МС-21.

В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 «Цели и задачи НИОКР» технического задания на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу «Завершение первого этапа летных испытаний двигателя НК-93 в качестве технологического демонстратора», шифр «НК-93» (далее - техническое задание на НИОКР) определено, что целью работы по проведению I этапа летных испытаний двигателя НК-93 на летающей лаборатории Ил-76 являлось определение параметров винтовентиляторного двигателя со сверхвысокой степенью двухконтурности для подтверждения перспективности данной схемы двигателя.

По условиям государственного контракта от 10 декабря 2008 года № 8411.1003800.18.415 предусмотренный техническим заданием на НИОКР объем работ необходимо было выполнить за 5 дней - с 10 по 15 декабря 2008 года. Установленные государственным контрактом сроки выполнения требуемого объема работ по летным испытаниям опытного образца двигателя НК-93 являются заведомо невыполнимыми.

Так, в соответствии с техническим заданием на НИОКР I этапом выполнения работы предусмотрены выполнение форм периодического технического обслуживания и подготовка самолета к выполнению полетов. Опыт эксплуатации самолетов Ил-76 показал, что форма периодического обслуживания с наименьшим объемом работ Ф-1 выполняется не менее 3 дней. При этом за 2 дня выполнить и проанализировать 25 испытательных полетов (50 летных часов) технологического демонстратора, мировых аналогов которому не было, не представляется возможным.

В нарушение положений части 3 статьи 29 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ государственный контракт от 10 декабря 2008 года № 8411.1003800.18.415 был заключен на условиях, отличных от условий, указанных в поданной ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.

Так, в проекте контракта опубликованной конкурсной документации был предусмотрен 71 пункт, а в заключенном контракте - 59 пунктов.

Поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванова от 4 февраля 2009 года № СИ-П7-540 Минпромторгу России, Минэкономразвития России и Минфину России было поручено рассмотреть совместно сложившуюся ситуацию с обеспечением проведения испытаний двигателя НК-93 и принять необходимые меры для их скорейшего завершения.

В ответ на поручение от 4 февраля 2009 года № СИ-П7-540 письмом от 12 марта 2009 года № ДМ-2087/18 в Правительство Российской Федерации Минпромторг России посчитал нецелесообразным продолжать летные испытания НК-93 по следующим основаниям:

- по информации ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» не рассматривается возможность установки двигателей НК-93 как на воздушные суда, находящиеся в серийном производстве, так и на перспективные самолеты;

- в 2009 году ФЦП «Развитие ГАТ» финансирование работ по НК-93 не предусматривается;

- созданный при разработке двигателя научно-технический и технологический задел может быть использован при решении задач, являющихся предметом объявленного 27 февраля 2009 года в рамках ФЦП «Развитие ГАТ» конкурса на выполнение работ в области разработки перспективных технологий авиационного двигателестроения.

Приказом начальника института ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» от 3 апреля 2009 года демонстратор НК-93 был демонтирован с летающей лаборатории к 14 мая 2009 года.

ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» составило заключение о состоянии работ по двигателю НК-93, которое утверждено генеральным директором ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» 15 апреля 2009 года. Согласно данному заключению двигатель в существующей компоновке не может быть сертифицирован. Цели летных испытаний, состоящие в демонстрации новых технических решений (регулируемый биротативный винтовентилятор с реверсом тяги, редуктор, система управления ВВ и др.) и выявлении реальных тягово-экономических характеристик силовой установки сверхбольшой степени двухконтурности в обеспечение создания научно-технического задела для перспективных авиационных двигателей, не достигнуты.

При этом, учитывая, что ОАО «ОАК» не планирует применение двигателя НК-93 на разрабатываемых и эксплуатируемых воздушных судах, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» посчитало нецелесообразным выделение средств федерального бюджета на проведение ОКР и сертификацию двигателя.

Однако целью выполнения работы по государственному контракту от 10 декабря 2008 года № 8411.1003800.18.415 являлось определение параметров винтовентиляторного двигателя со сверхвысокой степенью двухконтурности для подтверждения перспективности данной схемы двигателя, а не создание и сертификация двигателя НК-93. Работы, предусмотренные контрактом, являются работами по созданию научно-технического задела и проводятся до разработки технических заданий на разработку технических предложений (аванпроектов).




Tags: Россия, авиация, двигатели
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments