Двигатель - это одна из самых важных составляющих автомобиля, скажу больше, это его сердце. Без него нет движения, а если его нет, то тогда такой автомобиль и не нужен. Исходя из этого, каждый автомобильный завод этому направлению уделяет особое внимание. Поэтому в нашем путешествии по стране КАМАЗ такое производство мы точно не могли обойти стороной, вот и зашли к ним на огонёк.
![40879306985_43f26778e4_b 40879306985_43f26778e4_b](https://ic.pics.livejournal.com/bmpd/38024980/5480963/5480963_original.jpg)
После того, как в мае 1974 года в экспериментальном цехе управления главного конструктора «КАМАЗа» был собран первый двигатель, а с 4 декабря 1975 года наше моторостроение окончательно перешло на новый уровень, ведь был собран новый дизельный двигатель КАМАЗ 740, и началась славная история этого предприятия. Тогда первые двигатели здесь собирались вручную. Все детали и узлы перемещались по территории цеха без использования современных технологий. Да, постепенно жизнь налаживалась, а тут на тебе большое горе. 14 апреля 1993 года на заводе двигателей произошёл сильный пожар, охвативший в считанные минуты всё предприятие. Огонь почти полностью уничтожил не только сам производственный корпус, но и сложнейшее технологическое оборудование. Но это не сломило камазовцев, взяли себя в руки и всё восстановили, уже в декабре 1993 года завод двигателей возобновил выпуск продукции. А сейчас он ещё краше и мощнее.
2.
![IMG_551333](https://farm1.staticflickr.com/967/41061163914_3eb3f10315_b.jpg)
Сегодня Завод Двигателей КАМАЗ - это крупнейшее предприятие, обладающее полным технологическим циклом производства дизельных и газовых двигателей, силовых агрегатов многоцелевого назначения, а также сцеплений, коробок передач и запасных частей к ним.
3.
![IMG_549933](https://farm1.staticflickr.com/963/27909726348_bc008cc70f_b.jpg)
По сути, этот очень мощный производственный комплекс, который насчитывает более 8 000 единиц различного оборудования. Это современные и высокоточные станки и линии Emag, Liebherr, Reshauer, Boehringеr, Mitsubishi. Всё это дополняется своим сварочным, металлорежущим, сборочным и другим оборудованием.
4.
![IMG_551833](https://farm1.staticflickr.com/968/27909723908_2d3aa26e0d_b.jpg)
5.
![IMG_549233](https://farm1.staticflickr.com/906/27909729218_798f2eb716_b.jpg)
Современные двигатели КАМАЗ по своим технико-экономическим показателям соответствуют двигателям ведущих мировых производителей и имеют лучшие массогабаритные параметры. Под маркой КАМАЗ выпускается широкая линейка дизельных и газовых двигателей: V-образные 8 цилиндровые дизельные двигатели объемом 11,76 л, мощностью 200-500 л.с. и V-образные 8 цилиндровые газовые двигатели объемом 11,76 л, мощностью 260-400 л.с., а также Промышленные V-образные 8 цилиндровые двигатели КАМАЗ для изготовления дизель- генераторных и газопоршневых станций. Кроме этого, активно начали осваивать выпуск новых моторов Р6.
6.
![IMG_554233](https://farm1.staticflickr.com/969/41737157672_125c1369df_b.jpg)
7.
![IMG_555533](https://farm1.staticflickr.com/979/41737154732_3a7d09f728_b.jpg)
8. А вот и уже знакомые нам блоки цилиндров, которые были отлиты на Литейном заводе КАМАЗа. Совсем скоро их заполнят коленчатыми и распределительными валами, а также другой начинкой, и постепенно двигатель обретёт свои конечные очертания.
![IMG_546933](https://farm1.staticflickr.com/976/27909735098_74187cb64b_b.jpg)
9. А вот и главный сборочный конвейер.
![IMG_529233](https://farm1.staticflickr.com/972/41737197672_00449d4b3d_b.jpg)
10.
![IMG_536633](https://farm1.staticflickr.com/967/41061209104_4695d5e33b_b.jpg)
На заводе несколько сборочных линий, тут собирают, как классические V-образные «восьмёрки», так и совсем недавно начали собирать новый мотор Р6.
11.
![IMG_529833](https://farm1.staticflickr.com/947/41737197092_0f3fb6e756_b.jpg)
12.
![IMG_531833](https://farm1.staticflickr.com/909/41737194462_03f823583b_b.jpg)
13. Каждую смену здесь собирают порядка 240 двигателей.
![IMG_530533](https://farm1.staticflickr.com/981/41737196442_f44db05b28_b.jpg)
14.
![IMG_532733](https://farm1.staticflickr.com/827/40879276415_414d0f8832_b.jpg)
А вот и новая Линия по обработке головки блока цилиндра Р6. Она состоит из шести обрабатывающих центров, двух моечных машин, двух роботизированных комплексов по запрессовке сёдел, направляющих втулок, заглушек и других комплектующих, а также двух станций испытания на герметичность.
15.
![IMG_544033](https://farm1.staticflickr.com/969/27909742538_51ef4aa9fd_b.jpg)
16.
![IMG_544433](https://farm1.staticflickr.com/869/40879256405_51c3616f2e_b.jpg)
Сам процесс изготовления деталей на новой линии следующий. Отливка, пришедшая с литейного завода, попадает в маркиратор. Здесь ей присваивается индивидуальный номер и QR-код, они считываются сканером и заносятся в компьютер. Затем обрабатывается базовая плоскость и сверлятся отверстия, которые будут использоваться для базировки на следующих операциях. После механической обработки деталь по конвейеру попадает на станцию запрессовки сёдел и направляющих втулок, которые охлаждаются в азоте. Перед этим она проходит через промывочную и моечную камеры, специальный охлаждающий тоннель. Потом деталь отправляется на чистовую обработку и финишную мойку, далее на станцию запрессовки заглушек, после чего проходит проверку на герметичность. Далее всё это отправляется на конвейер окончательной сборки двигателей Р6.
17.
![IMG_542733](https://farm1.staticflickr.com/945/26910147567_4d8c1f4931_b.jpg)
Общий вид на линию комплексной сборки двигателей КАМАЗ Р6. Скорость транспортной ленты этого нового конвейера сейчас составляет 4 метра в минуту. На первом этапе производства камазовцы планируется выпускать 12 тысяч новых моторов в год, при этом время сборки каждого мотора составляет чуть больше 14 минут. В перспективе, когда по плану они станут выпускать до 30 тысяч штук в год, новые моторы станут выходить быстрее, каждые пять минут.
18.
![IMG_540233](https://farm1.staticflickr.com/955/27909749658_8a3345b405_b.jpg)
Напомню, проект, который получил название «Тибет», стартовал в 2014 году: «КАМАЗ» и Liebherr тогда подписали договор на разработку нового семейства рядных шестицилиндровых двигателей мощностью от 400 до 700 лошадиных сил класса «Евро-5» и, в перспективе, «Евро-6». За три года на заводе двигателей были построены площадки и смонтировано основное оборудование для производства блоков и головок цилиндров, также были смонтированы линии сборки двигателей, окраски силовых агрегатов Р6. В декабре прошлого года была обработана первая деталь нового двигателя и на линию сборки заложены первые двигатели КАМАЗ 910.10. И вот постепенно начинается производство.
19. А вот так в сборе и выглядит новый дизельный двигатель КАМАЗ Р6 рабочим объёмом 12 л.
![IMG_542133](https://farm1.staticflickr.com/910/41061261494_d6d7d1b42c_b.jpg)
20.
![IMG_556433](https://farm1.staticflickr.com/904/41737151692_3c8737d92c_b.jpg)
21.
![IMG_520133](https://farm1.staticflickr.com/977/40879308835_dc657ecc96_b.jpg)
22.
![IMG_522333](https://farm1.staticflickr.com/870/41061273354_1663760a5f_b.jpg)
23. На этом участке моторы сливаются в объятиях с коробками передач.
![IMG_525933](https://farm1.staticflickr.com/953/27909788198_7618635b57_b.jpg)
24.
![IMG_518433](https://farm1.staticflickr.com/827/41778386161_66afb049bd_b.jpg)
25. Каждые 160 секунд с этого конвейера сходит новый агрегат.
![IMG_526533](https://farm1.staticflickr.com/968/27909785218_cd30a61436_b.jpg)
26. Вот, собственно, и всё, наш мотор готов к труду и обороне. Эй, извозчик, вези меня к машине...
![IMG_528333](https://farm1.staticflickr.com/832/41737199512_0bb3eb03b0_b.jpg)
27. Большое спасибо всей пресс-службе ПАО «КАМАЗ» за организацию такой интересной и познавательной поездки! Продолжение следует...
![IMG_525433](https://farm1.staticflickr.com/958/41778370261_58bd63aa33_b.jpg)
Вся моя КАМАЗовская история:
![Валерий Гергиев на КАМАЗе](https://farm1.staticflickr.com/977/41203756894_fb61936b50_b.jpg)
![Литейный завод КАМАЗ.jpg Литейный завод КАМАЗ.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/911031/160644702.4de/0_1ac83c_df9f30ce_orig.jpg)
![Кузнечный завод КАМАЗ](https://farm1.staticflickr.com/912/39970733160_150d33c84c_b.jpg)
![Прессово-рамный завод КАМАЗ](https://farm1.staticflickr.com/832/26888654827_9f20015244_b.jpg)
![Завод каркасов кабин SFTP](https://farm1.staticflickr.com/982/40002146010_1ec31fe1ab_b.jpg)
![ЦФ КАМА](https://farm1.staticflickr.com/907/41768322022_7644af5fc6_b.jpg)
![Завод Двигателей КАМАЗ](https://farm1.staticflickr.com/956/39972265460_4199c14d38_b.jpg)
![Челныводоканал](https://farm1.staticflickr.com/956/26984964767_d6f39612b8_b.jpg)
![Набережные Челны](https://farm1.staticflickr.com/904/41854377141_dba4cfe189_b.jpg)
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже более 300 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и мои репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html