bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Categories:

О состоянии учебной базы по подготовке авиационных специалистов в РФ и воздушного парка

Счетная палата Российской Федерации в своем июльском бюллетене опубликовала "Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»"

Ряд интересных фактов и выводов аудиторов С.Н. Рябузина А.А. Пискунова, М.В. Одинцова в выдержках приводятся ниже.

[...]
Начиная с 2009 года, в учебных заведениях гражданской авиации увеличивалось количество принимаемых студентов (курсантов) для подготовки пилотов. Так, в учебные заведения гражданской авиации по специальности «Летная эксплуатация воздушных судов» в 2011 году принято 1016 человек, что на 40,5 % больше, чем в 2008 году (2008 год - 723 человека, 2009 год - 823 человека, 2010 год - 1017 человек).

Начиная с 2009 года, в учебных заведениях гражданской авиации увеличи-валось количество принимаемых студентов (курсантов) для подготовки пило-тов. Так, в учебные заведения гражданской авиации по специальности «Летная эксплуатация воздушных судов» в 2011 году принято 1016 человек, что на 40,5 % больше, чем в 2008 году (2008 год - 723 человека, 2009 год - 823 челове-ка, 2010 год - 1017 человек).

Укомплектованность по летным учебным заведениям гражданской авиации на конец I полугодия 2011 года профессорско-преподавательским составом составляла 1587 человек при потребности 1868 человек (85 %), летно-инструк-торским составом - 277 человек при потребности 456 человек (60 %), инженерно-техническим - 1240 человек при потребности 1884 человека (66 процентов).





Имеющиеся тренажеры и парк воздушных судов учебных заведений гражданской авиации не позволяют в полном объеме обеспечить выполнение учебно-летных планов. При этом до 2010 года на покупку воздушных судов для учебных заведений практически не выделялись средства федерального бюджета, что привело к нехватке воздушных судов для выпускной практики при переходе в соответствии с федеральными авиационными правилами на 150-часовую программу летной подготовки курсантов (вместо 60-часовой программы).

Так, в Бугурусланском летном училище гражданской авиации (филиал ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации») в 2011 году при плановом выпуске 90 пилотов выпуск составил 30 пилотов.

В 2011 году учебные заведения гражданской авиации, подведомственные Росавиации, располагали 27 тренажерами, из них 8 тренажеров (29,6 %) не имели разрешения на эксплуатацию. Парк воздушных судов летных учебных заведений гражданской авиации представлен вертолетами Ми-8Т, Ми-171 и самолетами Ан-2, Як-18Т, Як18Т(36с), М-101, Як-40, Л-410, DA-42, С-172SP.

По состоянию на сентябрь 2011 года учебные заведения гражданской авиа-ции располагали 311 единицами воздушных судов, что на 10 % больше, чем в 2009 году (280 единиц). При этом сертификат летной годности имели 148 воздушных судов (47,6 %), из них 105 воздушных судов находятся в исправном состоянии, или 33,8 % общего количества воздушных судов учебных заведений.

К 2012 году планируемое количество выпускников-пилотов учебных заве-дений гражданской авиации должно составить 481 человек, что на 85 % больше, чем в 2008 году, при этом предполагается увеличение выпуска пилотов с высшим образованием на 49,5 %, а со средним - на 111 процентов.

По специальности «Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства» выпуск студентов в 2011 году должен составить 202 человека, что на 18,8 % больше, чем в 2010 году (170 человек). К 2013 году количество выпускников по указанной специальности должно увеличиться по сравнению с 2011 годом на 51 % и составить 305 человек.

На 2011 год в рамках подпрограммы «Гражданская авиация» ФЦП «РТС» запланированы поставки 25 воздушных судов и заключены государственные контракты на поставку 21 тренажера. В 2010 году для учебных заведений гражданской авиации осуществлены поставки 5 воздушных судов (DA-42) и 14 тренажеров.

Кассовое исполнение по 7 государственным контрактам на поставку тренажеров для учебных заведений составило 1043,1 млн. рублей (86,6 % окончательных лимитов бюджетных обязательств и 100 % стоимости заключенных государственных контрактов).

Государственный контракт с ЗАО «Транзас» от 21 октября 2010 года № SBR1009160234-00034503-01 на 100,0 млн. рублей действовал в течение 1 месяца (с 21 октября по 22 ноября 2010 года) и был расторгнут. При этом не обеспечена поставка 2 комплексных тренажеров экипажа вертолета Ми-8МТВ для ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»

Так, на сентябрь 2011 года в государственном реестре Российской Федерации зарегистрированы 7442 воздушных судна различного назначения, из них: 1442 - зарегистрированы для использования в авиации общего назначения, 2578 - в коммерческой авиации. Кроме того, российскими коммерческими авиаперевозчиками эксплуатировались 504 самолета, зарегистрированных в реестрах иностранных государств.

В государственном реестре Бермуд (зависимая от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии территория) зарегистрировано 439 самолетов: 1 А-310, 48 А-319, 77 А-320, 21 А-321, 15 А-330, 14 ATR-42, 11 ATR-72, 138 В-737, 27 В-747, 18 В-757, 16 В-767, 38 CL-600-2В19, 3 MD-11, 4 Saab 2000, 1 Вае-125-800, 5 Saab 340, 3 ЕМВ-120.

В государственном реестре Ирландии зарегистрировано 65 самолетов: 8 А-320, 22 В-737, 7 В-747, 4 В-757, 16 В-767, 8 В-777.

Крупнейшая по объемам пассажирских перевозок российская авиакомпания ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» эксплуатирует более 110 самолетов, из них в российском реестре зарегистрировано 9 Ил-96 и 3 RRJ-95.

Согласно международным стандартам гражданской авиации государство регистрации несет ответственность за техническую эксплуатацию воздушного судна. При этом сертификаты летной годности на самолеты, которые эксплуатируются российскими авиакомпаниями и зарегистрированы в реестрах Бермуд и Ирландии, выдают авиационные ведомства Бермуд и Ирландии.

Таким образом, сложились условия, при которых российские уполномоченные органы в области летной годности гражданских воздушных судов не несут ответственности за поддержание летной годности 504 самолетов российских авиакомпаний, которые зарегистрированы в иностранных реестрах и выполняют основной объем транспортной работы на регулярных авиалиниях. Гражданская авиация является резервом обороны. Вместе с тем указанные воздушные суда, зарегистрированные в иностранных реестрах, не смогут быть на законных основаниях переданы Минобороны России в период мобилизации и в военное время.



Tags: Россия, авиация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments