bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Category:

Очередная пресс-конференция Александра Сухорукова


Первый заместитель Министра обороны России Александр Сухоруков дал 8 августа 2012 года в Министерстве обороны очередную пресс-конференцию, на которой огласил некоторые финансовые показатели гособоронзаказа на текущий и будущий год, госпрограммы вооружений ГПВ-2020. Заместитель министра также сообщил о ходе государственных испытаний ряд систем и комплексов вооружений и ответил на вопросы о взаимоотношениях оборонного ведомства и промышленности. Отвечая на вопрос директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова о том, с каким из предприятий ОПК у Министерства обороны нет конфликтов по вопросам цен, качества продукции и своевременности поставок, Сухоруков сказал, что претензии такого рода есть ко всем производителям авиапрома от вертолетов до самолетов, корабелам и производителям сухопутных вооружений. После некоторых размышлений он вспомнил единственного "отличника" российского ОПК - концерн "РТИ-системы", который качественно, в срок и с соблюдением контрактных цен строит для СПРН новые РЛС ВЗГ типа "Воронеж".

Сухоруков подчеркнул, что общая стоимость ГПВ-2020 составляет 19 трлн. руб, а не 20 трлн. руб., как сообщают многие СМИ. По его словам, 20 трлн. руб - это стоимость закупок и разработк вооружений до 2020 года для всех силовых ведомств. Из этих 19 трлн руб, согласно ГПВ-2020, до 2015 года включительно должно быть израсходовано 30% (или примерно 5,7 трлн руб), а оставшиеся 70% - в период с 2016 по 2020 годы. При этом, как следут из слов Сухорукова, в этот период (2016-2020 одыг) придутся и платежи по кредитам госбанков ОПК для выполнения заданий ГОЗ до 2015 года, и эта сумма составит, исходя из ранее объявленных бюджетных проектировок и уже понесенных расходов такого рода, не менее 0,8 трлн руб.

По словам Сухорукова, на 1 августа 2012 года заключены контракты на 95,2% заданий по ГОЗ-2012 и перечислено предприятиям 82,4%, или 518 млрд руб., от средств по ГОЗ-2012.



В рамках всей ГПВ-2020 заключены долгосрочные контракты по 52,2% (в финансовом выражении) по поставкам вооружений для СЯС, 37% - для ВКО и 25% - по морским силам общего назначения. В числе наиболее важных долгосрочных контрактов Сухоруков назвал:
с ОАО «ПО «Севмаш» до 2020 года на поставку ракетных подводных лодок стратегического назначения проектов 955 и 955А;
с ОАО «МИТ» до 2020 года на поставку межконтинентальных баллистических ракет «Булава»;
с ОАО «Красмаш» до 2015 года на поставку межконтинентальных баллистических ракет «Синева»;
с ФГУП «ЦНИИ «Комета» до 2020 года на поставку космических аппаратов ЕКС;
с «Концерном ПВО «Алмаз-Антей» до 2015 года на поставку ЗРС С-400;
с ФГУП «КБМ» до 2017 года на поставку бригадных комплектов ракетных комплексов Сухопутных войск «Искандер-М»;
с ОАО «Роствертол» до 2018 года на поставку вертолетов Ми-28Н.

В рамках ГОЗ 2012 года не заключены контракты лишь по системам, чьи государственные испытания не завершены, но должны завершиться до конца года. Это корабельные ракетные комплексы "Оникс" и "Калибр". Кроме того, до конца этого года или в начале будущего года ожидается завершение государственных испытаний ЗРК "Бук-М2" и "Тор-М2", вертолетов Ми и Ка (вероятно, очередных этапов Ми-28 и Ка-52?), истребителей Су-30СМ (до конца года будет подписан дополнительный контракт на поставку еще одной партии этих машин) и Су-35С, а также РСЗО "Торнадо-Г". Дополнительный контракт по предложению КБМ может быть подписан и на поставку комплексов "Искандер", при этом Сухоруков заявил, что крылатая ракета для этого комплекса уже серийно производится. Кроме того, в этом году прошли два успешных испытания стратегической крылатой ракеты и ожидается первое испытание перспективной гиперзвуковой ракеты.

Сухоруков заявил, что абсолютные расходы на НИОКР в рамках ГПВ-2020 будут только расти, поскольку растет сам гособоронзаказ - за последние годы эта доля колебалась в размере 18-20% от общего ГОЗ и не будет снижаться ниже этого показателя. В этом году расходы на НИОКР составляют 128 млрд руб, а в 2013 году составят 173 млрд руб.
По словам Сухорукова, боевая машина десанта БМД-4М не будет приниматься на вооружение, поскольку не соответствует требованиям Министерства обороны по защищенности от стрелкового оружия и мин, а усиление бронирования машины привело к росту ее веса почти на две тонны. При этом конфликт с Курганмашзаводом по поводу отказа Мининстерства обороны принять партию БМП-3 в количестве почти 100 машин скоро может быть разрешен, если завод устранит замечания военной приемки. Если завод на следующей неделе успешно предъявит Министерству обороны исправленные машины, военное ведомство доначислит КМЗ задержанный платеж в размере последних 20% от стоимости заказа.



Справка Министерства обороны России к пресс-конференции первого заместителя Министра обороны России Александра Сухорукова:

Оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – ВС РФ) современными образцами вооружения, военной
и специальной техники (далее – ВВСТ) является неотъемлемой частью военно-технической политики, реализуемой органами государственной власти Российской Федерации в целях военно-технического обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности Российской Федерации.

Напомню, что в декабре 2010 года Президентом Российской Федерации утверждена Государственная программа вооружения на 2011-2020 годы (далее – ГПВ-2020) с объемом финансирования мероприятий около 20 трлн. рублей, в том числе более 19 трлн. рублей, реализуемых по линии Минобороны России.

При этом в первые пять лет предусмотрено финансирование мероприятий в объеме 30 % от предусмотренных ассигнований, а во второй «пятилетке» - 70 %.

Основной целью мероприятий ГПВ-2020 является комплексное развитие системы вооружения, исходя из потребностей нового облика ВС РФ и требований нормативных документов, на основе комплектных поставок новых отечественных современных и конкурентоспособных ВВСТ с учетом возможностей оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) Российской Федерации по реализации этих потребностей.

Для достижения указанной цели, исходя из военных угроз, состояния системы вооружения, нового облика ВС РФ, оснащенности войск (сил) и технического состояния ВВСТ, а также финансово-экономических возможностей государства, основные усилия и ресурсы направлены на:

приоритетное оснащение современными и перспективными образцами ВВСТ стратегических сил сдерживания, соединений
и воинских частей постоянной готовности;
существенное обновление парка ВВСТ современными и перспективными образцами и обеспечение его поддержания
в боеготовом состоянии;
создание базовых информационно-управляющих систем, обеспечивающих применение высокоточного оружия;
создание научно-технического и технологического заделов для реализации базовых и крити­ческих военных технологий в целях разработки новейших систем, комплексов и образцов вооружения.

Эти приоритеты в целом соответствуют общемировым тенденциям развития средств вооруженной борьбы и явились основой для распределения ресурсов по направлениям техники при разработке и реализации ГПВ-2020.

Хочу подчеркнуть, что задачи, поставленные руководством страны по перевооружению ВС РФ, весьма масштабны и в результате выполнения программных мероприятий ГПВ-2020 доля современных образцов ВВСТ в войсках должна составить к 2016 году – 30%, а в 2020 году –70%.

В июне - июле сего года под руководством Президента Российской Федерации проведен ряд совещаний, где подробно рассматривались вопросы, связанные с перспективами развития военной авиации, Сухопутных и Воздушно-десантных войск, СЯС и ВКО, а также Военно-Морского Флота в соответствии с ГПВ-2020 и реализацией намеченных планов в рамках государственного оборонного заказа. В указанных совещаниях приняли участие руководители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ВПК при Правительстве Российской Федерации, а также ведущих предприятий и организаций ОПК. На совещаниях детально рассматривались вопросы, в том числе:

текущее состояние с оснащенностью современными образцами ВВСТ видов (родов) войск (сил);
результаты выполнения плановых заданий ГОЗ-2011;
ход контрактования заданий ГОЗ-2012;
проблемные вопросы при реализации мероприятий, предусмотренных ГПВ-2020 в рамках выполнения заданий ГОЗ-2011
и ГОЗ-2012.

По результатам совещаний выработаны исчерпывающие меры и даны соответствующие поручения участникам, направленные на строгое соблюдение темпов переоснащения ВС РФ новой техникой.

Теперь несколько слов о размещении заданий ГОЗ-2012.
Как и ГОЗ-2011, заказ текущего года для Минобороны России сформирован в строгом соответствии с параметрами ГПВ-2020.Следует отметить, что наиболее значимые и крупные задания ГОЗ-2012 законтрактованы, а размещение заданий находится на завершающей стадии.

В целом, по состоянию на 1 августа 2012 г. заключено государственных контрактов в объеме 95,3 % от средств ГОЗ-2012, также выплачено предприятиям-головным работ исполнителям – 82,4% от предусмотренных средств.

При этом по наиболее значимым заданиям заключаются многолетние контракты со сроком исполнения от 3 до 9 лет.
Примерами таких контрактов являются контракты:
с ОАО «ПО «Севмаш» до 2020 г. на поставку ракетных подводных лодок стратегического назначения проектов 955 и 955а;
с ОАО «МИТ» до 2020 г. на поставку межконтинентальных баллистических ракет «Булава»;
с ОАО «Красмаш» до 2015 г. на поставку межконтинентальных баллистических ракет «Синева»;
с ФГУП «ЦНИИ «Комета» до 2020 г. на поставку космических аппаратов ЕКС;
с «Концерном ПВО «Алмаз-Антей» до 2015 г. на поставку ЗРС
С-400;
с ФГУП «КБМ» до 2017 г. на поставку бригад ракетных комплексов Сухопутных войск «Искандер-М»;
с ОАО «Роствертол» до 2018 г. на поставку вертолетов Ми-28Н
и др.

Применение такого подхода при контрактовании уже в 2012 году обеспечило размещение заданий по приоритетным направлениям, в том числе:

по поддержанию и развитию СЯС - в объеме 52,2 % от объема, предусмотренного на эти цели ГПВ-2020;
на поддержание и развитие ВВСТ Войск воздушно-космической обороны - в объеме 36,4 % от объема, предусмотренного на эти цели ГПВ-2020;
на поддержание и развитие морских сил общего назначения –  объеме 25 % от объема, предусмотренного на эти цели ГПВ-2020.

Как уже сказано, Минобороны России практически завершило договорную компанию 2012 г.
При ее проведении мы столкнулись с теми же проблемами, что и в прошлом году. Прежде всего, это касается ценообразования, а точнее несовершенства системы ценообразования в целом.
В соответствии с решением Президента Российской Федерации
от 25 ноября 2010 г. № Пр-3443 Минобороны реализует подход
к ценообразованию, исключающий «накручивание» прибыли головных исполнителей на затраты сторонних организаций. Это позволяет сократить стоимость отдельных образцов на 15-20%. Такой подход требует детального анализа исходных расчетно-калькуляционных материалов по ценам, которые своевременно запрашивались
от предприятий.

Вместе с тем, учитывая масштаб кооперации предприятий, участвующих в создании высокотехнологичных образцов ВВСТ
с длительным циклом производства, а это - атомные подводные лодки, ракеты, самолеты и вертолеты, радиолокационные станции и другие сложные образцы, получить «прозрачность» цен в полном объеме удается не всегда.
Несмотря на заблаговременно организованную работу Минобороны России по запросу РКМ, неспособность ряда предприятий ОПК представить расчеты, обосновывающие заявленные ими цены, являются главной причиной несвоевременного размещения заданий ГОЗ-2011 и ГОЗ-2012.

Примером тому является ситуация с заключением контрактов на поставку практически всех типов авиационной техники в 2011 г. Предконтрактная работа затянулась до августа месяца, что в свою очередь отодвинуло заключение основных многомиллиардных контрактов на поставку самолетов и вертолетов. Поэтому, с учетом технологического цикла изготовления образцов (12-14 месяцев самолеты, 9-10 месяцев вертолеты), в ходе уточнения ГОЗ-2011 Минобороны по согласованию с ВПК установило сроки сдачи продукции в 2012 году при 100 % авансировании поставок.

Теперь, что касается проблем выполнения заданий ГОЗ.
В части характерных нарушений, допускаемых предприятиями-изготовителями – это, в первую очередь, невыполнение взятых на себя контрактных обязательств по срокам и объемам, а также поставка некачественной продукции, по которой выставляются рекламации из войск.

Причины такого положения дел неоднократно обсуждались на различных уровнях. К основным из них относятся:

слабая организация работ головными исполнителями государственных контрактов;
низкий уровень технологической оснащенности производств;
нереализованная потребность в квалифицированном персонале;
значительное количество претензий к качеству поставляемых образцов ВВСТ при проведении испытаний и приемке.
Отмечу, что количество предъявляемых рекламаций не снижается.

Справочно:
За 2011 год выставлена 2271 рекламация, а за первое полугодие 2012 года - уже подготовлено 994 рекламации, при том, что поставка техники в войска в соответствии с условиями гос.конрактов намечена на 4 квартал.

Кроме того наблюдается рост приостановок приемки финальных образцов ВВСТ.

Справочно:
в 2011 году приемка финальных образцов приостанавливалась 336 раз, а в первом полугодии 2012 г. - уже 188 раз.

Отмечу, что несмотря на это, Минобороны России предпринимает все необходимые меры по выполнению установленных темпов переоснащения Вооруженных Сил современными вооружениями.
При этом основные усилия направлены на оперативную проработку дополнительных поставок современного вооружения
в войска с учетом технологической готовности предприятий по их производству с сохранением общего количества закупаемой техники в рамках программного периода.
Кроме того, в обеспечение выполнения плановых заданий ГПВ-2020 Минпромторгом России реализуется ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации
на 2011-2020 годы», основной задачей которой является технологическое оснащение предприятий, осуществляющих разработку и производство приоритетных образцов ВВСТ.
Что касается предконтрактной работы по размещению заданий ГОЗ-2013 г.
В настоящее время организован сбор расчетно-калькуляционных материалов с выдачей заключений по ценам. Для единственных поставщиков продукции надлежащим образом регистрируются цены в ФСТ. Совместно с Рособоронпоставкой готовятся конкурсная документация и проекты государственных контрактов.


Tags: ГОЗ, Россия, армия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments