?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Новые российские учебно-тренировочные самолеты - зарубежный взгляд
bmpd


В журнале «Air International» за октябрь 2017 года была опубликована статья «Russia’s new primary trainer», наш блог приводит ее перевод.

Як-152 является новым учебным самолетом для ВКС России. Два Як-152 были показаны на авиасалоне МАКС-2017 – самолет с бортовым номером «01», выкрашенный в серый цвет, принимал участие в летной программе, и самолет номером «02», в красно-бело-желтой раскраске демонстрировался на статической экспозиции и не поднимался в воздух до конца салона. Еще некоторое число самолетов находится в производстве. В соответствии с контрактом ВКС России на проведение НИОКР по теме «Птичка-ВВС», Иркутский авиационный завод выпустит два прототипа Як-152 для летных испытаний и два для усталостных и статических испытаний. В сентябре 2015 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов объявил о том, что ВКС намерены приобрести 150 Як-152, разработанный в ОКБ Яковлева для первоначального обучения летчиков. Производство самолетов будет осуществлять Иркутский авиационный завод, причем он и ОКБ Яковлева входят в состав АО «Корпорация «Иркут».


RIAN_03154666.HR_.ru_

Первый летный опытный образец учебно-тренировочного самолета Як-152 (серийный номер 0001, бортовой номер "01 белый"/"201") в демонстрационном полете во время авиасалона МАКС-2017. Жуковский, июль 2017 года (с) Евгений Одиноков / РИА Новости



Главный конструктор ОКБ Яковлева Дмитрий Драч удовлетворен самолетом, по его словам, «впервые за 30 лет мы разработали самолет для авиации общего назначения». Первый Як-152 с бортовым номером «01» поднялся в воздух 29 сентября 2016 года. На МАКС-2017 Драч объявил о том, что Як-152 приступит к государственным испытаниям осенью 2017 года.

ОКБ Яковлева разработало Як-152 с простым и прочным планером, а также небольшим числом элементов, включая капот двигателя, кок винта и законцовки крыла, сделанные из композиционных материалов. В ходе прочностных испытаний планер выдержал нагрузку в 13,5g, которая равняется эксплуатационной перегрузке в 9g ( с коэффициентом 1,5). Крыло имеет современный профиль и создает значительную подъемную силу и препятствует вхождению в штопор. По сравнению с Як-52 разработки 1974 года, который все еще используется для обучения летчиков, Як-152 обладает намного большей энерговооруженностью. В результате, Драч сообщил, что скороподъемность самолета достигла 12-13 м/с, а скорость повысилась с 280 до 380 км/ч.
Шасси создано АО «Авиаагрегат» и в нем используются крепкие стойки шасси и шины низкого давления. Курсант (на переднем кресле) и инструктор сидят друг за другом под единым фонарем в катапультируемых креслах Звезда СКС-94М2-152.

Рядом с Як-152 демонстрировался двигатель A03T V12, который производится компанией RED Aircraft GmbH (Аденау, Германия), основанной эмигрантом из России Владимиром Райхлином.

В России двигатели собираются и обслуживаются компанией «Руссо-Балт», совладельцем которой является Райхлин. Дизельный шестицилиндровый двигатель А03Т имеет европейский, российский и американский сертификаты. Его взлетная мощность достигает 500 л.с., он вращает трехлопастный винт МТВ-9-Е-С. По словам Драча, двигатель уже доработан для полетов при отрицательных перегрузках.

Винтовой Як-152 и реактивный Як-130 являются частью общей системы обучения. Для обеспечения плавного перехода с одного самолета на другой, ВКС России заказали в Як-152 оборудование кабины, аналогичное Як-130.

Як-152 для гражданского рынка будет оснащаться упрощенным оборудованием пилотской кабины без военной системы навигации, системы госпознавания и связи.

Другой претендент

Рекламируемый своим производителем как кандидат на роль учебного самолета для ВКС России, с надписью «ВВС России» на киле, реактивный самолет СР-10 принимал участие в летной программе МАКС-2017. СР-10 разрабатывался частным российским КБ САТ с 2007 года. Первый полет самолет совершил 25 декабря 2015 года, и он проходит испытания с аэродрома Кубинка.

Его отличием является умеренная (10°) обратная стреловидность крыла. Планер создан из композиционных материалов. Прототип СР-10 оснащен двигателем АИ-25ТЛ тягой 16,87 кН, заимствованным у учебно-боевого самолета L-39С. Серийные самолеты будут оснащаться двигателями аналогичной тяги, например, АЛ-55, СМ-100 или РД-2500.

В 2014 году проект СР-10 был передан Министерству обороны России в качестве участника тендера на новый учебно-тренировочный самолет для начального и основного этапов подготовки Несмотря на неудачу, КБ САТ все еще предлагает самолет ВКС России в качестве переходного самолета в нише между Як-152 и Як-130. Однако заказ ВКС России на СР-10 представляется маловероятным, так как необходимость вводить новый тип самолета между Як-152 и Як-130 отсутствует. А частные владельцы, которым нравится необычный и привлекательный внешний вил СР-10, могут дать ему шанс получить заказы.





  • 1
Ну, программу такую явно не делали, но технических препятствий нет, кроме того, что двухдвиг будет прикидываться однодвигом. Любой каприз за ваши деньги. Если найдётся сумасшедший заказчик - сделают. 130 - это летающий симулятор.

Как???
Какие параметры в системе управления надо менять?
Простой пример: угловая скорость крена на МиГ-21 не имеет аналогов. Как достичь её на самолете с меньшей угловой скоростью?
Отсюда выходит невозможность имитировать сложное пространственное вращение по двум осям(продольной и поперечной). И так по всем параметрам динамики полета.
И так, ради интереса - покажите в кабине кнопки(АЗС, переключатели) для репрограммирования самолета. Вот в Су-27 есть рукоятка Кш, которая меняет характеристики управляемости.
И вдогонку, про репрограммирование
slide
Цитата:
Сообщение от Harriman Посмотреть сообщение
Дублирующей нет. Есть резервные каналы СДУ. И вообще КСУ Як-130 достаточно замутная. Он же настраивается на определенные типы самолетов(Су-27, МиГ-29, F-15, Mirage и там еще несколько типов) исходя из их характеристик устойчивости и управляемости. А отказывает она не вся сразу. Это ведь комплекс устройств и агрегатов. Основным которого является СДУ. От нее и надо плясать.
Справедливости ради ни на одном современном самолете с КСУ нету дублирующей системы. На СУ-35 джойстик, на Т-50 джойстик, на Ф22 джойстик, на Ф35 джойстик, Рафаль, Еврофайтер и т.д. Жесткой связи больше нет, а следовательно все зависит от электроники и выход ее из строя приводит к авариям.
Но это не означает, что все так плохо, все системы четырехкратно резервированы
по электронике, по датчикам и т.д. Вопрос в отработке кворуммирования и тестировании системы.
Режима репрограммирования на ЯК-130 раньше вообще не было, не был реализован. Самолет-то летал хреново… какое уж там репрограммирование.
Сейчас реализован, но ни о каких СУ-27,МИГ-29,Ф-15 и т.д. речи не идет.
Репрогаммирование реализовано в соответствии с надписью на щитке включения репрограммирования(кстати, с самого зарождения самолета так и задумывалось) во втором кабинете
ВАРИАНТ Репрограммирования - Маневренный
ВАРИАНТ Репрограммирования - Легкий
ВАРИАНТ Репрограммирования - Тяжелый

Все остальное про репрограммирование – это реклама.
http://forums.airforce.ru/matchast/printfriendly3230-7/

Edited at 2018-01-23 10:04 am (UTC)

Вы дурак. 130 физически не может в тот же пилотаж, да и не нужно никому, курсанту по жопе дадут. На нём летать учатся.

Это, типа, карт, но с интерфейсом Формулы 1.

Переход на личности означает поражение в споре.
Учатся летать на самолете со стабильными характеристиками. Это основа методики летного обучения - многократные повторения одних и тех же действий. Изменение характеристик устойчивости и управляемости на этапе летного обучения категорически противопоказанно.
Выше я уже дал ссыль про три режима репрограммирования.
Никаких Су-27 или F-16 нет, даже, и близко.

Если Вам надо победить в споре, спорьте со своей жопой, правда, будет обидно, когда проиграете.

А фантазировать не надо.

Вот, опять психологический проигрыш.
А я еще, даже, козырей по КСУ не выложил :-)

А надо? На МиГ-21 еще готовят?

А надо? На МиГ-21 еще готовят?

Re: А надо? На МиГ-21 еще готовят?

Ладно, МиГ-31.

130 даже в пилотаж МиГа-31 сможет.

с русским, какие-то, проблеммы...

Re: А надо? На МиГ-21 еще готовят?

Как летчик, вы должны неплохо понимать, что для допуска к конкретному типу необходимо пройти переучивание именно на нём.
Смысл Як-130 не в, как пишут журнализды, "копировании характеристик заданного типа", а в том, что он имеет приближенные к нему ЛТХ, современную стекляную кабину и борт, обеспечивающий применение различных авиационных средств поражения (АСП), включая
управляемые.
То есть, сокращает до минимума дистанцию между УТС, и современным истребителем.

Re: А надо? На МиГ-21 еще готовят?

Не капли не спорю.
Тем более, все нагрузки и градиенты нарастания перегрузок, граничные угловые скорости и прочие качественные и количественные характеристики управления нормированы ОТТ ВВС. Поэтому самолеты одного поколения управляются, примерно, одинаково.
Скопировать в корпусе одного самолета другой невозможно физически. Можно, только, загрублять характеристики управляемости и увеличивать характеристики устойчивости за счет этого. Вот и получается "тяжелый" самолет. Как я говорил раньше, на Т-10 для этого есть реостат Кш. На Яке АЗС - "тяжело".
Такая же система управления реализованна на МиГ-29 в автомате регулировке управления (АРУ). Там два положения "тяжело-легко", которые меняют передаточные отношения от РУС к стабилизатору. По умолчанию АРУ работает автоматически по сигналу от скоростного напора.
Так, что - никаких новшеств. Все придуманно до нас, но реализованно на другом технологическом уровне.

Re: А надо? На МиГ-21 еще готовят?

АРУ-3В еще на МиГ-21 кажется стоял? Военную кафедру вспомнил )))
Только там вроде фишка в том была, что при разной высоте и скорости менять передаточные соотношения для единообразного пилотирования (ну при одинаковой даче РУСа разное перемещение элеронов/стабилизатора на разной высоте/скорости, для одинакового маневрирования).

  • 1