?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Новые российские учебно-тренировочные самолеты - зарубежный взгляд
bmpd


В журнале «Air International» за октябрь 2017 года была опубликована статья «Russia’s new primary trainer», наш блог приводит ее перевод.

Як-152 является новым учебным самолетом для ВКС России. Два Як-152 были показаны на авиасалоне МАКС-2017 – самолет с бортовым номером «01», выкрашенный в серый цвет, принимал участие в летной программе, и самолет номером «02», в красно-бело-желтой раскраске демонстрировался на статической экспозиции и не поднимался в воздух до конца салона. Еще некоторое число самолетов находится в производстве. В соответствии с контрактом ВКС России на проведение НИОКР по теме «Птичка-ВВС», Иркутский авиационный завод выпустит два прототипа Як-152 для летных испытаний и два для усталостных и статических испытаний. В сентябре 2015 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов объявил о том, что ВКС намерены приобрести 150 Як-152, разработанный в ОКБ Яковлева для первоначального обучения летчиков. Производство самолетов будет осуществлять Иркутский авиационный завод, причем он и ОКБ Яковлева входят в состав АО «Корпорация «Иркут».


RIAN_03154666.HR_.ru_

Первый летный опытный образец учебно-тренировочного самолета Як-152 (серийный номер 0001, бортовой номер "01 белый"/"201") в демонстрационном полете во время авиасалона МАКС-2017. Жуковский, июль 2017 года (с) Евгений Одиноков / РИА Новости



Главный конструктор ОКБ Яковлева Дмитрий Драч удовлетворен самолетом, по его словам, «впервые за 30 лет мы разработали самолет для авиации общего назначения». Первый Як-152 с бортовым номером «01» поднялся в воздух 29 сентября 2016 года. На МАКС-2017 Драч объявил о том, что Як-152 приступит к государственным испытаниям осенью 2017 года.

ОКБ Яковлева разработало Як-152 с простым и прочным планером, а также небольшим числом элементов, включая капот двигателя, кок винта и законцовки крыла, сделанные из композиционных материалов. В ходе прочностных испытаний планер выдержал нагрузку в 13,5g, которая равняется эксплуатационной перегрузке в 9g ( с коэффициентом 1,5). Крыло имеет современный профиль и создает значительную подъемную силу и препятствует вхождению в штопор. По сравнению с Як-52 разработки 1974 года, который все еще используется для обучения летчиков, Як-152 обладает намного большей энерговооруженностью. В результате, Драч сообщил, что скороподъемность самолета достигла 12-13 м/с, а скорость повысилась с 280 до 380 км/ч.
Шасси создано АО «Авиаагрегат» и в нем используются крепкие стойки шасси и шины низкого давления. Курсант (на переднем кресле) и инструктор сидят друг за другом под единым фонарем в катапультируемых креслах Звезда СКС-94М2-152.

Рядом с Як-152 демонстрировался двигатель A03T V12, который производится компанией RED Aircraft GmbH (Аденау, Германия), основанной эмигрантом из России Владимиром Райхлином.

В России двигатели собираются и обслуживаются компанией «Руссо-Балт», совладельцем которой является Райхлин. Дизельный шестицилиндровый двигатель А03Т имеет европейский, российский и американский сертификаты. Его взлетная мощность достигает 500 л.с., он вращает трехлопастный винт МТВ-9-Е-С. По словам Драча, двигатель уже доработан для полетов при отрицательных перегрузках.

Винтовой Як-152 и реактивный Як-130 являются частью общей системы обучения. Для обеспечения плавного перехода с одного самолета на другой, ВКС России заказали в Як-152 оборудование кабины, аналогичное Як-130.

Як-152 для гражданского рынка будет оснащаться упрощенным оборудованием пилотской кабины без военной системы навигации, системы госпознавания и связи.

Другой претендент

Рекламируемый своим производителем как кандидат на роль учебного самолета для ВКС России, с надписью «ВВС России» на киле, реактивный самолет СР-10 принимал участие в летной программе МАКС-2017. СР-10 разрабатывался частным российским КБ САТ с 2007 года. Первый полет самолет совершил 25 декабря 2015 года, и он проходит испытания с аэродрома Кубинка.

Его отличием является умеренная (10°) обратная стреловидность крыла. Планер создан из композиционных материалов. Прототип СР-10 оснащен двигателем АИ-25ТЛ тягой 16,87 кН, заимствованным у учебно-боевого самолета L-39С. Серийные самолеты будут оснащаться двигателями аналогичной тяги, например, АЛ-55, СМ-100 или РД-2500.

В 2014 году проект СР-10 был передан Министерству обороны России в качестве участника тендера на новый учебно-тренировочный самолет для начального и основного этапов подготовки Несмотря на неудачу, КБ САТ все еще предлагает самолет ВКС России в качестве переходного самолета в нише между Як-152 и Як-130. Однако заказ ВКС России на СР-10 представляется маловероятным, так как необходимость вводить новый тип самолета между Як-152 и Як-130 отсутствует. А частные владельцы, которым нравится необычный и привлекательный внешний вил СР-10, могут дать ему шанс получить заказы.





  • 1
>нельзя было без завываний обойтись?

Извините, захотелось набросить на ночь, чтоб завтра было что почитать. Каюсь, грешен. =)

>в общем, вопрос вполне разумный, но хотелось бы его разумно обсудить, а не в отрыве от всех сусликов.

Меня лично в этой части истории с Як-152 задевает предыдущая часть спектакля с Як-130, который изначально разрабатывался как учебно-боевой и в результате получился весьма тяжёлым и значительно более дорогим во многих отношениях, чем его можно было сделать. Но несмотря на всё это, его приняли на вооружение как единственный УТС, в том числе и первоначального обучения. А потом, ВНЕЗАПНО, в стране имеющей коллосальный опыт подготовки лётчиков выясняется, что срочно нужна простая "летающая парта" для начальной подготовки и при этом на ней нужно ТАК экономить, что сделать самолёт чуток больше и лучше оптимизированным для задачи первоначальной подготовки новичков, решительно никак невозможно. Обязательно нужно сэкономить на всём.

Так же хочется вспомнить о факте наличия в стране ещё одного УТС - CР-10, который ИМХО подходит на эту роль гораздо лучше по всем параметрам, включая посадку инструктора.


ну советское наследие это одно. и даже что обжегшись на нем бросились в другую крайность неудивительно.

СР-10, когда мы наконец в него поверим, это второй самолет для обучения, а не первоначальный. он по другую сторону от пилатуса.

ну и вариант "быть готовым ко второму пришествию 90-х" остается, видимо, в головах. за что тоже сложно упрекнуть.

>СР-10, когда мы наконец в него поверим, это второй самолет для обучения, а не первоначальный. он по другую сторону от пилатуса.

Это, простите, с какой такой стати не первоначального ? А прививать первые лётные навыки будущим лётчикам реактивной авиации на поршневой газонокосилке, и потом тяжко всё переучивать при переходе на "свисток" это нормально ? СР-10 с его предельной простотой и низкими взлётно-посадочными скоростями именно под первоначальное обучение лётчиков реактивной авиации как раз и заточен.

Всегда держат в уме то, что боевой пилот потенциально может стать пилотом гражданской авиации, в т.ч. для поршневых тарахтелок а-ля Ан-2.

Всегда слышу со всех сторон истории про то, как гражданская авиация шарахается от пилотов боевой и брать их на работу не хотят.

... но брали и берут в огромных количествах.

Расскажите это Кочемасову (Лётчик Лёха) - он помрёт со смеху.

Лично знаю пятерых уволенных военных, в возрасте 35-40 лет, которые сейчас или учатся, или вводятся в ГА.
Причем, трое в Победе, где летает Кочемасов.

хмм.
пока ттх у СР-10 вижу как у легкого Л-39, который конечно использовался как начальный, но с проблемами.

простота, низкие скорости (пока не увидел низких) и тп - это все хорошо, но когда они будут. пока будем надеяться, что к моменту поставки всех 150-ти яков ср-10 появится в доступности и оправдает ожидания.

про 152 как уб - конечно, это неразумно, я плохо читаю ветки.

Для СР-10 нет двигателя. Все, вопрос закрыт навсегда.

Эээ...

а на чем он сейчас летает?

АИ-25тл, снятый с производства в Запорожье 100 лет назад.
Весьма поганый двигатель.

Двигатель на котором летали Як-40, L-39 "Альбатрос" и который выбрали индусы в качестве базы для разработки двигателя своего учебного самолёта. Двигатели с истекшим ресурсом используют в аэродромных машинах-очистителях ВП полосы. У России есть свой двигатель АЛ-55, более совершенный, но производство которого сдерживает большое наличие запасов украинского АИ-25ТЛ.
Для СР-10 нет проблем с двигателем. Есть только недовольное ворчание противников...

Вроде бы посадочная скорость СР-10 - 180, Як-152 - 145, а Як-130 - 195 км/ч... Чисто арифметически СР-10 в этом плане ближе к Як-130, чем к Як-152 (про Як-52, с его 120 уже и не говорю).

Еще никто не испытывал СР на взлетно-посадочных режимах, во всем диапазоне полетных весов и с максимальными значениями бокового ветра.
При этом все забывают, что у самолета с обратной стреловидностью реакция по крену на боковой ветер будет противоположного знака, по сравнению с прямым и стреловидным крылом.
А это уже недопустимо в процессе первоначального обучения.

  • 1