Previous Entry Share Next Entry
Новые подробности о программе российского перспективного боевого вертолета
bmpd


Согласно публикации Piotr Butowski и Antony Angrand «Le nouvelle helicopter d’attaque russe vise les 400 km/h» в журнале "Air&Cosmos", АО «Вертолеты России» ведет работу над новым поколением боевого вертолета, заказанного Министерством обороны России в августе 2017 года. Это подтвердил глава холдинга Андрей Богинский в ходе авиационного салона в Дубае. По его словам, на сегодняшний день имеется пакет связанных между собой контрактов на разработку концепции вертолета и технических требований к нему. В России данный этап разработки называется НИР, и он должен завершиться в конце 2018 года.

Следующий этап, подготовка к которому ведется, станет темой отдельного контракта с Министерством обороны России. В его ходе будет отрабатываться концепция вертолета, создание проекта и испытания, то есть этап ОКР. Согласно графику «Вертолетов России», этот этап займет более четырех лет, а говорит о том, что серийное производство может начаться примерно в 2023 году.


726899_18ee4598cfc3886ab21eb393f555262b

Летающая лаборатория скоростного вертолета, переоборудованная из вертолета Ми-24К на АО "Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля". 02.12.2015 (с) kabuki / aviaforum.ru




Наименованием программы является аббревиатура СБВ (скоростной боевой вертолет). В России его называют вертолетом пятого поколения, хотя сложно насчитать более двух поколений вертолетов в предыдущих вариантах российских боевых вертолетов.

Каждое из КБ – Миля и Камова работает над своим проектом. Камов использует соосную схему, которая является отличительной особенностью марки, а КБ Миля предпочитает классическую схему. Общим между двумя проектами являются только большой размах горизонтального оперения, которое призвано разгрузить несущий винт на высокоскоростном режиме. Отметим, что на имеющихся российских боевых вертолетах небольшие крылья служат для подвески вооружения на пилонах. Их аэродинамические функции носят вторичный характер.

Единственная известная характеристика вертолета – это его скорость, которая должна превышать 400 км/ч. В августе 2017 года заместитель Министра обороны России Юрий Борисов напомнил, что Министерство обороны на протяжении длительного времени требует от «Вертолетов России» создать новую концепцию платформы боевого вертолета, отличающуюся повышенной крейсерской скоростью, примерно на уровне 400 км/ч. Имеющиеся у России боевые вертолеты имеют максимальную скорость 280 км/ч (Ми-28Н) и 300 км/ч (Ка-52 и Ми-35М).

Прототип ЛЛ ПСВ создан на базе модернизированного вертолета Ми-24. У него заужена передняя часть фюзеляжа и имеется только одноместная кабина пилота. Он также оснащен новыми лопастями несущего винта. Он совершил первый полет 29 декабря 2015 года. Машины испытывается без горизонтального оперения, с ним, а также с удлиненными крыльями. По информации «Вертолетов России», осенью 2016 года ЛЛ ПСВ превысил скорость в 405 км/ч. Изначально вертолет был разработан в рамках НИОКР по программе ПСВ (перспективный скоростной вертолет). Программа ПСВ была остановлена в 2014 году по причине «невозможности достичь снижения эксплуатационных расходов по сравнению с достигнутыми характеристиками». Однако летающая лаборатория стала использоваться для других программ. Новые лопасти несущего винта, которые были апробированы на ЛЛ ПСВ, будут применяться на новых вертолетах, а также при модернизации существующих типов. В случае с вертолетом Ми-28 применение новых лопастей повышает максимальную скорость на 10%, а крейсерскую скорость – на 13%.

АО «Климов», расположенное в Санкт-Петербурге, отвечающее за двигательную установку, работает над новым турбовальным двигателем ВК-2500М. По утверждению компании, двигатель ВК-2500М является полностью новым, а не модификацией серийно производимого сейчас ВК-2500. Взлетная мощность нового двигателя составляет 2600 л.с., на чрезвычайном режиме – 2950 л.с. То есть новый двигатель несколько мощнее ВК-2500 (2400 л.с. на взлетном режиме и 2700 л.с. – на чрезвычайном). Новая модификация М будет иметь на 20% меньший вес и на 16% меньшее число деталей. Удельный расход топлива тоже должен сократиться на 7%. Межремонтный ресурс увеличен. Модульная конструкция позволяет также позволяет проводить ремонт в полевых условиях. Двигатель ВК-2500М должен быть сертифицирован в 2023 году, то есть одновременно с вертолетом СБВ. Этот двигатель также будет использоваться на модернизированных вариантах вертолетов Ми-28Н и Ка-52.

СБВ будет оснащен новым БРЭО и новыми системами вооружения, так как имеющиеся российские системы существенно уступают западным аналогам. В мае 2017 года технический директор департамента оборудования вертолетов в «Вертолетах России» Николай Федоров делал презентацию по оценке БРЭО, прицельных систем и вооружения российских вертолетов. Он сделал вывод, что «электронное оборудование российского производства, выпускаемое для вертолетов, неконкурентоспособно». По мнению русских, установленные на вертолетах РЛС, нашлемные системы целеуказания и управляемые ракеты отличаются плохими характеристиками. В этих областях их отставание носит критический характер. Недостатком РЛС является отсутствие возможности индикации цели. В случае с противотанковыми ракетами, их дальность применения весьма невелика, и они не обладают возможностью «пустил и забыл». Российская нашлемная система целеуказания просто не существует, так как ни одна российская разработка так и не дошла до серийного производства. В том же ключе Федоров полагает, что российские система радиосвязи для боевых вертолетов также отстала на десять лет от западных образцов. Уровень интеграции систем и поддержка экипажа в принятии решения оценивается как очень низкий. Системы оповещения о столкновении с землей отсутствуют.

В других областях, таких как бортовой компьютер, система управления полетом и навигационная система, бортовой комплекс обороны, прицел, выведенный на индикатор на лобовом стекле, оптико-электронные датчики, а также неуправляемые ракеты, отставание не столь велико и может быть легко сокращено. Только три системы были оценены Николаем Федоровым как великолепные: система управления полетом, программное обеспечение системы навигации и пушка.

Новая РЛС для нового боевого вертолета сможет определять цели для противотанковых ракет. Гиростабилизированная оптико-электронная обзорная система (ГОЭС) для СБВ будет разработана на базе «опыта, полученного при эксплуатации ГОЭС ОЭС-52». ОЭС-52 разработана компанией НПК СПП на базе французской системы Strix компании Safran. Она монтируется на гиростабилизированной платформе и ею был оснащен прототип вертолета Airbus Helicopters Tiger. ОЭС-52 заменяет тяжелую и устаревшую систему ГОЭС-41 на вертолетах Ка-52Э, поставляемых с Египет с 2017 года.

Новая легкая многофункциональная управляемая ракета (ЛМУР), работающая по принципу «пустил и забыл» будет оснащена многоканальной ГСН. Дальность ее полета составит от 15 до 18 км, по сравнению с 6-8 км у имеющихся ПТУР «Атака» и «Вихрь».

Вертолет будет оснащен системой предупреждения о столкновении с землей, улучшенной обзорной системой и системой синтетического видения для пилотов. Ни одна из этих систем не установлена на российских боевых вертолетах. Новая система обмена данными будет иметь скорость 35 Мбит/с по сравнению с 15 Кбит/с в настоящее время.

Этот длинны список показывает, что уровень инновационности перспективного российского боевого вертолета будет высок. Кроме нового двигателя, трансмиссии и несущего винта, русским надо разработать новую авионику и новое вооружение. Размах поставленных задач заставляет предположить, что серийное производство через пять лет представляется маловероятным, несмотря на сделанные заявления. Или же вертолет булет оснащен переходными системами.



(Deleted comment)
про Ка-52 и Ми-28Н сегодня вслух уже не говорят?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Четвёртый тип ударного вертолёта на вооружении будет очень кстати. =)

Кстати да. Там работы еще по модернизации до хорошего уровня столько, что о новом вертолете до 2030 года лучше и не заикаться.

Не меньше 30 лет займет, Чемезовский конторы только бюджет осваивать умеют.
Не в состоянии Вертолеты России что-то разработать, максимум модернизировать советское.

(Deleted comment)
>Гиростабилизированная оптико-электронная обзорная система (ГОЭС) для СБВ будет разработана на базе «опыта, полученного при эксплуатации ГОЭС ОЭС-52. ОЭС-52 разработана компанией НПК СПП на базе французской системы Strix компании Safran.

Хотелось бы понять сколько там в этой "ГОЭС ОЭС-52" от НПК СПП и сколько и чего от Safran ? А то есть подозрения, что все потроха у ней полностью производства и разработки Safran'а и решительно непонятно, каким образом поможет в разработке собственной станции "опыт эксплуатации ГОЭС ОЭС-52", если своей элементной базы и соответствующего опыта разработки для неё тупо нет.

Edited at 2017-12-04 09:34 pm (UTC)

(Deleted comment)
Какая-то конченная каша.
Если у вертолета проблемы с электроникой, то надо электронику дорабатывать, а не новый вертолет делать.
Для вертолета скорость в 400+ км/ч очень проблемна технически, достигли ее на экспериментальных машинах давно, но дальше 300-350 никто особо не лезет. Овчинка просто выделки не стоит. С чего авторы взяли, что принципиально новый вертолет можно разработать за 4 года. Будет ли у него хоть какое-то преимущество, которое оправдывало бы весь это геморрой, смысл боевых вертолетов не только и столько в скорости, она им нужна только при драпе. Будет ли вообще потребность в 2023-ем запускать в производство новый вертолет, когда в мире конкурентов разве что "апач", а штатную численность ВВС заполнят производимые сейчас машины и даже самым старым из них будет еще не так много годков, чтобы думать о списании.

Откуда дальность до 18 км у ракет. Их энергетику можно настолько поднять? За счет чего? Новые сорта топлива? Больший размер? Тогда о легкости речи не идет.

>>>Откуда дальность до 18 км у ракет. Их энергетику можно настолько поднять? За счет чего? Новые сорта топлива? Больший размер? Тогда о легкости речи не идет.

Если у ракеты ГСН, то можно стрелять по полубаллистической траектории, улетит далеко.
Но смысла в дорогой легкой ракете я тоже не вижу. Нужно скорее наоборот. Для дорогой цели с большой дистанции не пожалеть и БЧ побольше, а для всякой дряни поближе - массовую дешевую ракету.

>>> Если у вертолета проблемы с электроникой, то надо электронику дорабатывать, а не новый вертолет делать.
>>>> Будет ли вообще потребность в 2023-ем запускать в производство новый вертолет

Сдается мне, что будет как с Арматой и БЖРК.

А с Арматами всё отлично - наклепали около 100 шт., которые ща завершают войсковые испытания, а в следующем году в серию.
А БЖРК на фоне Калибров, которые можно пулять из любого контейнеровоза уже и не актуальны.

(Deleted comment)
пустое это...чо ты там увидишь за 15 км? какой такой "танк"? в РЛС увидишь что ли?

Недавно обмолвились про прорыв в "радиолокационном зрении" - мож про это?

Если внутренние отсеки Ми-24 использовать не как транспортно-пассажирские, а как отделение для боеприпасов с автоматической подачей на ПУ под крылом, то из него может выйти довольно смертоносная штука.

Добавить еще стелс и вуаля - Команчи а ля рюс.

Le nouvelle helicopter d’attaque russe...

можете дать ссылку на оригинал статьи?

нет, брали из самого журнала

Честно говоря, уровень статьи очень низкий... Писал, наверное, учитель пения, из семьи белых эмигрантов.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Коля Федоров перегибает... так можно и до беседы с органами дотрещаться

Объясните мне, невежде, зачем нужен вертолёт с такой максимальной скоростью? Для быстрой доставки боеприпаса к цели есть же штурмовики и тут лучше делать новый вариант су-25, а прелесть вертолета же в том, что он может точечно обрабатывать один сектор долгое время, там, по-моему, не скорость, а маневренность нужна.

Ну и стоимость эксплуатации тяжёлого вертолёта и легкого штурмовика несоразмерны.

Для тех же целей, что и американский конвертоплан Оспри – когда взлетной полосы нет а у вертолёта дальности полета и скорости доставки не хватает. Только американцы решились в конвертоплан а у нас экспериментируют с хитровыделлаными лопастями.

Лет через десять посмотрим, что слепят.. дурилки военные снова муйню взбредили, а эти и рады бабло бюджетное жрать. На фига вертолету 400 км в час????

Отметим, что на имеющихся российских боевых вертолетах небольшие крылья служат для подвески вооружения на пилонах. Их аэродинамические функции носят вторичный характер.

Да ладна... вот как раз у Крокодила - они не вторичные.

Крокодил - советский. =) А на Ми-35 их уже подрезали.

Вроде прямого посыла в статье нет, но в целом она навевает грустные мысли.

Так можно вообще ничего до ума не доводить.
Не только вертолеты, но и корабли, ракеты, танки.
Просто если не получилось начинать новый проект и всё.

Вот Союз не долетел. Вуаля, отменяем союзы, начинаем клепать новый проект.

(Deleted comment)
?

Log in

No account? Create an account