bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Categories:

Черногория в поисках нового среднего вертолета

Как сообщил нашему блогу известный сербский эксперт Светозар Йоканович, Черногория стремится получить на вооружение новые вертолеты среднего класса. На момент провозглашения Черногорией независимости 3 июня 2006 года на аэродроме Голубовци, что недалеко от Подгорицы, находилось пять старых вертолетов Ми-8Т бывшей 897-й смешанной вертолетной эскадрильи 172-й бригады ВВС Сербии и Черногории и несколько фюзеляжей уже списанных вертолетов. Эти пять Ми-8Т и вошли в состав новообразованных ВВС и ПВО Черногории.


Mi-8T

Последний вертолет Ми-8Т (бортовой номер 12310) вооруженных сил Черногории (с) Светозар Йоканович




Эти «восьмерки» ранее выполняли очень широкий спектр задач. Помимо военного применения, они принимали участие в оказании помощи гражданскому населению, тушили обычные для Черногории крупные лесные пожары. Зимой, которая в Черногории бывает суровой, Ми-8Т нередко оставались единственным средством доставки людей и грузов в отдаленные районы северной части республики. Учитывая важность Ми-8Т, было решено проинспектировать пять Ми-8Т на предмет возможности возвращения их в летное состояние. Две независимые комиссии осмотрели вертолеты, оценили стоимость ремонтных работ и возможного продления ресурса.


Mi-8T  (3)

Вертолет Ми-8Т ВВС Сербии и Черногории в Черногории (с) Светозар Йоканович


В 2007 году Черногорию посетили делегации АО «Рособоронэкспорт» и украинского ГП «Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон» для переговоров о возможности проведения ремонта и продления сроков службы черногорских вертолетов Ми-8Т. Предложение «Авиакона» оказалось более выгодным, однако АРЗ из Конотопа не имел лицензии от ОКБ Миля на проведение работ. Цена ремонта и продления ресурса на несколько лет была слишком высока для тогдашнего государственного черногорского бюджета — 1 млн долл. за каждый вертолет (без ремонта двигателей). В конце-концов министерство обороны Черногории приняло решение о продаже четырех вертолетов  Ми-8Т1974 и 1975 годов выпуска (бортовые номера:12302, 12303, 12354, 12361), эти машины посчитали «излишними». Пятый Ми-8Т (1976 года выпуска, бортовой номер 12310) посчитали возможным сохранить «до лучших времен». Покупателя нашли быстро — формально четыре Ми-8Т купила Киргизия по цене 61000 долл. за штуку.

Mi-8T 2)

Вертолет Ми-8Т ВВС Югославии над Черногорией (с) Светозар Йоканович

В 2007 и 2008 годы отсутствие у Черногории среднего вертолета, способного тушить лесные пожары, восполнило МЧС России, приславшее для борьбы с огнем пожарный самолет Ил-76МД (регистрация RA-76845) и вертолет Ка-32А (регистрация RA-31090). По результатам работы авиации МЧС, появилась идея о закупке в России четырех вертолетов Ми-171Ш для ВВС Черногории, одного самолета Бе-200 или одного Ка-32 для МВД, С иностранными банками не удалось достигнуть соглашение о предоставлении кредита, и до его реализации контракта дело не дошло.

В октябре 2010 года Черногория передала Сербии два турбовальных двигателя ТВ2-117А, и это положило конец планам вернуть Ми-8Т в исправное состояние.

Понимая, что политическое решение на приобретение вертолетов Ми-171Ш отсутствует, министерство обороны Черногории начало переговоры относительно возможного приобретения вертолетов западного производства. В черногорском списке фигурировали два вертолета Airbus Helicopters H215 Super Puma, но его цена и в особенности эксплуатационные расходы оказались неприятным сюрпризом для черногорского бюджета.

В июне 2017 года в ходе визита на авиационный салон в Ле-Бурже, министерство обороны Черногории сформировало шорт-лист потенциальных кандидатов в виде Airbus Helicopters H145M, Bell AB412EP и Leonardo AW139LUH.

В конечном итоге черногорские власти склоняются к закупке вертолетов американского производства, что и понятно. Правительство Черногории особенно дорожит отношениям с США, однако с другой стороны полиция страны имеет долгий опыт эксплуатации аналогичных вертолетов AB212 (гражданская регистрация 4O-HCC) и AB412EP (4O-HEK), что делает расходы на переобучение на вертолеты марки Bell более приемлемыми.


AB212

Вертолет Bell AB212 МВД Черногории (с) Светозар Йоканович

Tags: airbus, Бе-200, Ил-76, МВД, Ми-8, Россия, Украина, Черногория, авиация, вертолеты, военно-техническое сотрудничество, ремонт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments