Как пишут Янина Соколовская и Елизавета Кузнецова в статье "«Руслану» откроют границы", опубликованной в газете "Коммерсантъ", конфликт России и Украины вокруг продления летной годности самолетов «Руслан» (Ан-124-100) может неожиданно разрешиться мирным путем. Как стало известно “Ъ”, оказавшись в тупике по итогам взаимных угроз, стороны все же начали закрытые переговоры о возобновлении сотрудничества. По итогам украинское ГП «Антонов» может согласиться продлевать летную годность самолетов российской компании «Волга-Днепр» в Ульяновске, хотя сотрудничество стран в авиапроме демонстративно прервано после присоединения Крыма. Взамен Киев может получить документацию для продления ресурса самолетов Ил-76. Но, уточняют источники “Ъ”, сделка рискует сорваться, если «Верховная рада поставит политическую целесообразность выше здравого смысла».
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, в нее входит «Авиастар-СП») и Росавиации отказались от комментариев. В Минпромторге “Ъ” сообщили, что не располагают информацией о возобновлении сотрудничества «Антонова» и «Авиастара-СП». В обеих компаниях на запросы не ответили, однако факт переговоров подтвердил собеседник “Ъ”, близкий к Кабинету министров Украины.
Конфликт не только остановил перспективные совместные проекты, но и создал для компании «Волга-Днепр» серьезные трудности с продлением ресурса и обеспечением жизненного цикла Ан-124–100 «Руслан» — крупнейшего в мире грузового гражданского самолета. В парке перевозчика 12 «Русланов», которые выполняют чартерные грузовые перевозки. Но держателем сертификата типа самолета, разработанного еще в СССР, остается «Антонов». По его условиям процедура продления ресурса должна производиться каждые 4 тыс. летных часов, хотя сам назначенный ресурс гораздо больше — 50 тыс. часов, 10 тыс. полетов и 45 календарных лет.
В отсутствие договоренностей российская сторона предлагала передать право следить за эксплуатацией судов КБ Ильюшина (см. “Ъ” от 28 июля 2016 года), но «Антонов» выступил категорически против. «Любая попытка передать функции организации, ответственной за типовую конструкцию, другому предприятию при наличии разработчика грубо противоречит стандартам ICAO, а также авиационным правилам и нормам ЕС, США, Украины и РФ»,— заявляли в украинском концерне, угрожая снять с себя ответственность за безопасную эксплуатацию самолетов на международных линиях. В Минпромторге РФ в ответ указывали, что «несмотря на заявления ГП “Антонов” о поддержании сертификата типа» российские эксплуатанты испытывают сложности с поддержанием летной годности «Русланов».
Собеседник “Ъ”, близкий к украинскому Кабинету министров, надеется, что договоренности между компанией «Волга-Днепр» и ГП «Антонов» в конечном счете будут заключены — «если Верховная рада не поставит политическую целесообразность выше здравого смысла». «Мы мотивируем договоренности тем, что транспортники Ил-76МД, находящиеся у нас, а также состоящие на вооружении ВВС Украины,— это интеллектуальная собственность КБ Ильюшина»,— поясняет собеседник “Ъ”. По его мнению, если украинская сторона «упрется по “Русланам”», то в ответ может получить проблемы по Ил-76, на продление ресурса которых нужна документация российского КБ.