?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Воздушная война в Йемене: ход операции и потери участников
bmpd



В сентябрьском номере журнала «Air Forces Monthly» опубликована статья Arnaud Delande «Air War in Yemen», посвященная применению авиации в йеменском конфликте. Наш блог приводит перевод данного материала.

Группа повстанцев «Ансар Аллах», также известная как хуситы, получила контроль над столицей Йемена Саной в сентябре 2014 года. Премьер-министр Мохаммед Басиндава отказался от власти и хуситы подписали соглашение с альянсом из других политических партий относительно создания правительства народного единства. 26 марта 2015 года в ответ на обращение президента Абд-Раббу Мансура Хади, чье правительства свергли восставшие, Саудовская Аравия начала военную интервенцию в Йемене. Она была осуществлена коалицией из девяти стран Персидского залива и арабского мира, и включала в себя удары с воздуха, а также воздушную и морскую блокаду Йемена.


Йемен

Один из потерянных в ходе боевых действий на саудовско-йеменской границе саудовских боевых вертолетов Boeing AH-64D Apache. Саудовская провинция Джизан, сентябрь 2015 года (с) iblagh.com



Коалиция под руководством Саудовской Аравии в операции "Decisive Storm" имела примерно 100 саудовских боевых самолетов, включая F-15S, Tornado IDS и Typhoon, содействие которым оказывали самолеты-заправщики А330 и вертолеты Cougar поисково-спасательной службы. Истребители Typhoon и F-15S были оснащены подвесными контейнерами целеуказания Damocles и разведывательными контейнерами DB-100, а в качестве вооружения несли управляемые бомбы Paveway и JDAM. Обеспечивающие силы состояли из самолетов ДРЛО и управления Е-3А и Saab 2000 Erieye.

Вторым по численности воздушным контингентом обладали ОАЭ, которые предоставили 30 самолетов, включая F-16E/F, Mirage 2000 и по меньшей мере один самолет-заправщик А330. Другие типы самолетов были представлены 15 истребителями F/A-18C из Кувейта, 10 Miragе 2000 ВВС Катара, F-16 из Бахрейна (15 единиц), Египта, Марокко и Иордании (по шесть) и три суданских фронтовых бомбардировщика Су-24М.

Основная задача саудовцев заключалась в восстановлении правительства Хади, находившегося в изгнании в Сане. Это требование было подкреплено резолюцией Совета Безопасности ООН номер 2216, которая была принята спустя три недели после начала операции "Decisive Storm".

У Саудовской Аравии имелось еще две причины для интервенции. Первая заключалась в ликвидации угрозы королевству от йеменских баллистических ракет, которые попали в руки альянса хуситов. Второй целью было предотвращение укрепления в данном регионе позиций Ирана, который подозревался в оказании помощи хуситам.

Decisive Storm

В ходе первых недель кампании ВВС Йемена были нейтрализованы, - в первую очередь, убежища, в которых находились истребители МиГ-29. Перед операцией "Decisive Storm" у Йемена имелось чуть больше 20 МиГ-29, большая часть из которых находилась на хранении на авиабазе Аль-Дайлами (рядом с международным аэропортом Саны), а также включала небольшой отряд в Аль-Анаде. Текущее состояние МиГ-29 неизвестно. Средства ПВО были также уничтожены, включая батареи ЗРК и РЛС вокруг Саны и Аль-Дайлами, и, что самое важное, подразделения оперативно-тактических баллистических ракет.

Первой потерей сил коалиции стал саудовский F-15S, у которого 27 марта 2015 года возникли технические неисправности над Аденским заливом на второй день операции. Экипаж благополучно катапультировался и был спасен вертолетом ВВС США HH-60G, действовавшим с авиабазы в Джибути.


21 апреля, спустя четыре недели и 2300 боевых вылетов, операция "Decisive Storm" завершилась и началась новая операция – "Restore Hope". Бомбардировки, как предполагалось, привели к уменьшению численности движения хуситов, а также ухудшению их снабжения за счет бомбардировок шоссе и мостов. Это вынудило повстанцев уйти с дорог и помешало им передислоцировать свои силы в городскую застройку.



Обломки истребителя Lockheed Martin F-16C Block 52 Fighting Falcon ВВС Марокко (регистрационный номер 08-8008), провинция Саада (Йемен), 10.05.2015. (с) foxtrotalpha.jalopnik.com



Воздушная кампания в ходе операции "Restore Hope" продолжилась ударами по военным базам. Аль-Дайлами снова попала под удар в начале мая. Было уничтожено шесть истребителей (один МиГ-29, два F-5, три Су-22, возможно, все неисправные), один вертолет Ми-8 и два военно-транспортных самолета Ил-76ТД. В период с мая по июль 2015 года саудовская коалиция потеряла еще три летательных аппарата: два вертолета AH-64D были уничтожены или разбились в провинции Джизан рядом с саудовско-йеменской границей в ходе атаки хуситов на саудовской территории, а марокканский F-16C был также потерян, возможно, сбит, в провинции Саада.

В ходе второго этапа войны коалиция под руководством Саудовской Аравии предположительно наносила удары по гражданской инфраструктуре, в которой предполагалось наличие боеприпасов и укреплений хуситов. Несмотря на применение высокоточного оружия, удары с воздуха не всегда были точными.

По данным хуситов, коалиция применяла «стратегию наказания» против местного населения с целью ухудшить его снабжение продовольствием, водой и электричеством, и тем самым оказать давление на хуситов. Из-за отсутствия необходимой медицинской помощи в стране случилась гуманитарная катастрофа, так как сейчас работают только 45% больниц. К августу 2015 года, по данным ООН, около 2000 мирных жителей было убито в резульате ударов с воздуха с момента начала операции "Decisive Storm". Коалиция также обвинялась в применении кассетных бомб, в первую очередь
бомб CBU-105.

Операция Golden Arrow

В июле 2015 года коалиция приступила к операции "Golden Arrow" под руководством ОАЭ, которая заключалась в проведении десантной операции в порт Аден, при этом предусматривалась поддержка с воздуха. В ходе первых 36 часов операции коалиция совершила 136 боевых вылетов. Эмиратские вертолеты AH-64D и Bell 407 оказывали непосредственную поддержку сухопутным войскам, которые прорывались в район Мариба. 22 августа был потерян третий AH-64D, сбитый в провинции Мариб. В мае 2016 года ОАЭ запросили поставку новой партии ракет Hellfire, что подтверждало из активное
применение с вертолетов AH-64D и Bell 407.




Сбитый саудовский боевой вертолет Boeing AH-64D Apache, Йемен, провинция Мариб, сентябрь 2015 года (с) alwaght.com



После ударов хуситов оперативно-тактическими ракетами «Точка» по авиабазам Мариб и Аль-Сафир в сентябре 2015 года, коалиция перебросила эмиратские ЗРПК «Панцирь-С1» и ЗРК Patriot PAC-2, десять вертолетов AH-64D, вертолеты UH-60 и CH-47D в Аль-Сафир. Кроме вертолетов ОАЭ перебросила на театр военных действий легкие штурмовики Air Tractor АТ-802. Некоторое их число было передано для восстанавливаемых ВВС Йемена, а летчики стали проходить на них обучение с октября 2015 года.

Эмираты в Эритрее

В сентябре 2015 года ОАЭ приступили к созданию военной инфраструктуры в Эритрее, в первую очередь, в порту Ассаб и в районе взлетно-посадочной полосы местного аэропорта. Согласно спутниковым снимкам, полученным в ноябре 2016 года, в этом районе можно увидеть 12 укрытий, пять истребителей Mirage 2000-9, три штурмовика АТ-802, по меньшей мере один китайский БЛА Wing Loong и различные варианты вертолетов CH-47 и UH-60.

Авиабаза Ассаб позволяет ОАЭ действовать с другой стороны Аравийского полуострова и упрощает ведение боевых действий против Йемена.

Дорогое оружие, но низкая точность

За последнее десятилетие ВВС Саудовской Аравии закупили дорогостоящие вооружения, включая истребители с интегрированными подвесными контейнерами целеуказания, которым оказывали содействие почти аналогичные по возрасту авиационные системы целеуказания и управления, а также самолеты ДРЛО. Несмотря на наличие высокоточного оружия, кампания в Йемене скорее демонстрирует отсутствие боевого опыта у саудовских вооруженных сил. Однако саудовская операция сместила баланс сил в Йемене за приемлемую военную цену. Интервенция лишила хуситов возможности достичь
победы военным путем и не позволила создать государство хуситов на южной границе Саудовской Аравии.

Потери сил коалиции

Тип Саудовская Аравия ОАЭ Марокко Иордания Бахрейн Неизвестно Всего
Mirage 2000 1 1
F-15 2 2
F-16 1 1 1 3
AH-64 5 5
UH-60 1 1 2
Неизвестный тип вертолета 3 1 4
БЛА Camcopter S-100 1 1
Другие БЛА 4 4


Потери ВВС Йемена

Тип Число уничтоженных
МиГ-29 1+
Су-22 3
F-5 2
Ми-8 2
Ил-76 2
МиГ-21 1
АВ412 1
UH-1 1
Super King Air 1
CN235 1



  • 1
Ой вей, клован, на самом деле Ми-28 и Апач не имеют ничего общего по концепции. Первый это наглухо забронированный летающий танк выдерживающий попадание из пушки, второй это картонная лабуда.


Первый гроб слизанный с Апача и без шанса выжить при падении (КК нет), с старыми ракетами и без РЛС. Рри этом гроб этот проиграл Ка-50 на испытаниях, продул Апачу в индийском тендере из за отсталости рэо. Второй -самый массовый вертолет который берут все продвинутве страны и не ноют. Что гробина ми-24 (порядка 200потеряно в Афгане) что 28 (обосрплся катастрофой на авиашоу, упал перед министром обороны, завалился в Сирии, 2 раза на полигоне...).. я за этим гробом слежу с 1992г. По сути это мусор

Я не фанат Ми-28, а камофил ваще-то, но справедливости ради столь мощную защиту не оценить не могу. Во вторых броня у Апача карбоновая, от 7,62 разве что. Такшта не гони мне тут. Потеряно было 112 Ми-24 за 10 лет, при том много из них в катастрофах или на земле, хотя у него защита намного слабее Ми-28.

А так хваленный Апач из бамбука прекрасно видно как сыпется от стрелкового огня. По мне Ка-52 кроет даже Ми-28 за счет дальнобойных ракет Вихрь и мощной ОЛС + радар, с лишь немного более слабым бронированием. К тому же не имеет уязвимого от огня вала хвостового винта. Плюс катапультные кресла.

в афганистане усралось многие сотни вертолё1тов за 10 л

сугС? ЗРАДА!!

Я сам сторонник Ка-52 но Апач не унижаю. Насчет Вихря-их нтет на вооружении

И да-танка там нет. Там чуть керамики у кабины и немного прикрыто менее важными агрегатами. В остальном это ничем не выразительная нишевая колымага

И да-танка там нет. Там чуть керамики у кабины и немного прикрыто менее важными агрегатами. В остальном это ничем не выразительная нишевая колымага

как-то болталось фото в сети, на котором некие арабы уронили апач с крана, который плюхнулся пузом к верху. так у того всё остекление кабины разлетелось что твоей бабушки сервант. и вот с такой хнёй это типа боевой вертолёт поля боя? его единственный нормальный выход, Буря в пустыне, когда почти без противодействия, занимался иракскими танками с расстояния, и то, около десятка бортов потеряли. Почти в стерильных для себя условиях.
И не смей гнать на Ми-24, который реально воевал показав себя на отлично.

Сопляк судит о перетяжеленной бандуре 24 с широченным миделем и большой боковой площадью... и берется судить о "отличной " машине которую уже после запуска в серию экстренно решили заменить на В-80.... веселит сравнение о вылетах поликарбоната.... для начала почитай что это такое и как оно делается, а потом пиши о "уронили". А в спи че ничего кроме пустогл бздежа

70 попаданий!

да Апач на запчасти бы уже развалился со своим сраным кевраловым подбоем под дюралевой обшивкой.
один вопрос, когда кабину обстреливали, там что, разрабов посадили на себе тестить? :)

Кто развалился????? Ми-35развалился когда словил зу-23 в рулевой винт. А апачу нихрена- там кроме кевлара броня есть *( но вы то судите то по ввсеру из Военной приемки и Мегаструктур-а там никто это не покажет). Кстати посмотрите как яндарбиевцы в чечне 24 й завалили и тамильцы на шри ланке .Хот я откуда школоте это знать. Вы же из поколения тату . 35й берут тодько папуасы нищие и тупые. Остальные берут только Апач и Тигр.

Тигр это картонное говно с проблемным редуктором и идиотским расположением ОЛС.

Кто развалился????

тебе, шваль, ткнули носом в видео натурных испытаний обстрелом, от 7,62 до 20мм, с расстояния блять в 5 сраных метров. И да, говнотроль, никто не говорил что Ми-24/35/28 несбиваемая вундервафля. Речь о том что это нормально защищённые вертолёты поля боя, а не распиаренный гвинтокрыл Апач, которому судя по всему остекление сапогом можно выбить, а вся защищённость только от негров к короткостволом.
не говоря про убогое вооружение, где на опупенную тактику "подскока" с применением хелфайера, "тупые" совки просто допилили в то же время Тунгуску, нарастив дальность и сократив время реакции.

Слушай сопляк- ты не врубился? Я за твоим ми-28 с 92г слежу. Врубаешся мелочь сколько мне лет? Ты еще в яйцах сидел. Какое уг ми-28 и так ясно. То что ты мелочь судтшь о вертоле по броне-аки тупое быдло будто буденный, а не по электронике-говорит о куцеумии. Так сто не ыксперд-давай ка отсюда. Уже видели никакую живучесть этого уг.

  • 1