?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Современное состояние парка вертолетов Ми-24 на Украине
bmpd
Оригинал взят у коллеги kloch4 в Остатки на счетах





Цыплят по осени считают, как гласит русская поговорка. Так и было в двух предыдущих статьях, посвящённых боевому составу Ми-24 армейской авиации киевской хунты.

В этот раз нет смысла тянуть резину, да и акцент будет несколько изменён. Попытаюсь охватить весь наличный состав «крокодилов». Опубликованный недавно отчёт об экспорте вооружений в 2016 году показал отсутствие в нём ударных вертолётов. Не думаю, что спрос на секонд-хэнд по бросовым ценам снизился – просто продавцы как-то сникли и помельчали, ничего уже предложить не могут. Нет, хлама ещё много, но уже прошёл целый год от последней передачи в укровермахт трёх «модернизированных» Ми-24ПУ1 и наступило затишье. Правда, был ещё один случай, но о нём несколько позднее.

Как всегда, начну с истории вопроса. Разные источники сообщают разное количество машин, доставшихся укропу в 1992 году.





Наиболее детально боевой состав обозначен как:

318-я отдельная вертолетная эскадрилья огневой поддержки (Белая Церковь): 12 Ми-24 боевых; 6 Ми-8 транспортных
217-я смешанная авиационная эскадрилья (Одесса): 9 Ми-8, 1 Ми-6, 2 Ми-24К
111-я смешанная авиационная эскадрилья (Броды): 8 Ми-8, 2 Ми-24К, 1 Ми-24Р, 2 Ми-9
441-й отдельный вертолетный полк (Коростень): 35 Ми-24 боевых; 23 Ми-8
513-й отдельный вертолетный полк (Бердичев): 43 Ми-24 боевых; 21 Ми-8
18-я отдельная вертолетная эскадрилья (Житомир): 7 Ми-8, 1 Ми-6, 3 Ми-24К, 3 Ми-24Р
119-й отдельный вертолетный полк (Броды): 42 Ми-24 боевых; 15 Ми-8
442-й отдельный вертолетный полк (Жовтневое): 30 Ми-24 боевых; 20 Ми-8, 3 Ми-9
119-я отдельная вертолетная эскадрилья (Дубно): 6 Ми-8, 1 Ми-6, 5 Ми-24К
335-й отдельный вертолетный полк (Калинов): 40 Ми-24 боевых; 24 Ми-8, 6 Ми-9
488-й отдельный вертолетный полк (Вапнярка): 40 Ми-24 боевых; 25 Ми-8, 4 Ми-9
318-я отдельная вертолетная эскадрилья огневой поддержки (Белая Церковь): 12 Ми-24 боевых; 6 Ми-8 транспортных

Итого: 274 вертолёта (12 Ми-24К, 4 Ми-24РХР и 258 «боевых»). Скорее всего, в полках были свои «РХР», да и число «К» подозрительное.

По другим данным имелось 250 (явно занижено), 285 (ближе к телу) и 290 (наиболее вероятно) машин.

С 1996 по 2015 год официально было продано 138 вертолётов (4 единицы «К», 2 – «Д», 16 – «РХР», 24 – «П», остальные «В»). Реестроведы утверждают , что было достаточно много неучтёнки и дают общую цифру в 157 геликоптеров.


В музеи и экспозиции попало 18 вертолётов

1. Харьков, военная кафедра ХАИ - Ми-24Д б/н 34 (помнится, в начале 90-х их там было два):




2. Конотоп, завод «Авиакон»
Ми-24В б/н 39:




Ми-24В б/н 33:




Ми-24А б/н 18:




2. Винница, музей ВВС - Ми-24В б/н 6:




3. Киев, академия им. Черняховского – очень ранний Ми-24Д б/н 24:




4. Учебный образец ХУВС - Ми-24К б/н 85:




5. Запорожье, выставка возле АО «Мотор Сич» - Ми-24В б/н 16:




6. Горд Васильков Киевской области, учебный аэродром ШМАС - Ми-24В б/н 23:




7. Авиамузей на аэродроме Жуляны
Ми-24П б/н 72:




Ранее был в Славянском авиатехникуме:




Ми-24В б/н 70:




Створка от бокового люка у него не «родная» - от Ми-24РХР. Подозреваю, что оригинальная была подменена для машин, ушедших в Азербайджан или Шри-Ланку. Такая же история ещё у двух музейных – 72-го и 39-го.

Ми-24В б/н 07 и Ми-24А б/н 32:





8. Киев, музей Великой Отечественной войны - Ми-24В б/н 03:




9. Луганск, учебный аэродром ЛВАУШ
Ми-24К б/н 03:




Ми-24РХР б/н 41:




Ми-24А:




10. Пожарная учебка в селе Подворки (пригород Харькова) - Ми-24П б/н 16:




К сожалению, в 2016 году его распилили:




Можно допустить, что эти три Ми-24А двадцать пять лет назад уже вряд ли были в боевом составе.


Кроме боевых частей некоторое количество матчасти хранилось в других местах

1. Неподалёку от аэродрома 16-й бригады армейской авиации находится эта площадка. Там остались одни летающие артиллерийские корректировщики Ми-24К:




К настоящему времени уже она почти опустела – последний доступный спутниковый снимок показывает всего 13 вертолётов:




2. Аэродром в городе Александрия Кировоградской области. К сожалению, «живых» фотографий оттуда так и не удалось найти. До войны было всего шесть Ми-24:




Спутниковый сервис «Террасервер» на 08.08.2016 года показал, что их осталось четыре:




3. Авиаремонтный завод «Авиакон» в городе Конотоп Сумской области. По фотосвидетельствам на начало сентября 2016 года на площадке осталось всего четыре вертолёта Ми-24 ремфонда:




Причём два из них модификации «В», два других – «К»:




Там же и тогда же был замечен ещё один перекрашенный «корректировщик»:






Интересно, что первый раз его засекли в Запорожье в 2015 году:




Возможно, одного из оставшихся Ми-24В зимой 2017 года уже видели .


4. Вертолётный цех АО «Мотор Сич» располагается на аэродроме «Мокрая» в Запорожье. До войны там было замечено семь единиц Ми-24В:






Причём один из них ранее был в боевом составе:






Ещё один Ми-24В неведомыми путями попал на авиаремонтный завод в белорусском городе «Орша», хотя сведений о таком экспорте, как военной техники, не поступало:




В 2015 году «Мотор Сич» продал в Южный Судан три штуки «Ми-24В-МСБ», ещё один был установлен в 2012 году как памятник (картинка есть выше). Одну кабину отрезали под тренажёр:






Есть предположение, что распилили Ми-24К:




Спутниковый снимок от июля 2016 года показывает, что, по-прежнему, минимум семь тушек Ми-24 имеются в наличии:






Есть ещё один не до конца прояснённый момент. Фото этого Ми-24П было выложено в 2016 году, есть подозрения про серый экспорт:




К примеру, этот угандийский Ми-24П был сфотографирован в Запорожье осенью 2014 года:




Подводя промежуточный итог расследования, можно просуммировать небоевые источники:

15 (памятники) + 13 ("К", Броды) + 4 (Александрия) + 5 (Конотоп) + 7 (Запорожье) + 1 (кабина-тренажёр) = 45 единиц Ми-24.


Армейская авиация. Вопреки традиции начну с 16-й авиабригады

Боевой состав уже неоднократно уточнялся, относительно прошлогодней статьи прибавился один борт – 22П:




Есть обоснованные подозрения, что вернули в строй ветерана:




По остальным машинам без изменений, только их бывший Ми-24ПУ1 б/н 04 после капремонта попал в полтавскую 18-ю авиабригаду:




На весну-лето 2014 года, кроме известной номерной техники (она в это время убыла на фронт) спутниковые снимки выявили всего семь вертолётов, скажем так, второго состава. Это, уже упоминавшийся, 22П:




05П, но к настоящему времени покинул этот тупик:




07П – тогда пытались оживлять:




53РХР – однозначный покойник:




98К – собрат предыдущего по несчастью:




У этой машины качественное фото только одно, вроде бы б/н 08:




Ещё один борт не удалось идентифицировать по номеру и модификации, но точно не РХР:




Кроме самопально окрашенного бывшего ООН-новца других известных пополнений не отмечено. Спутниковый снимок от апреля 2016 года показал ещё двух молочно-белых братьев без лопастей несущего винта:




Скорее всего, они там оказались транзитом перед заводом. Все выгоревшие серые и один зелёный на месте.

Чтобы свести воедино всю матчать 16-й авиабригады нужно упомянуть ещё про одну машину, что разбилась в далёком уже 2003 году.

Таким образом, весь наличный состав Ми-24 составит:

(Номерные) 02П, 03П, 04ПУ1, 05П, 06ВП, 07П, 08П, 09П, 12ВП, 14П, 22П, 24П, 25П, 40П, 53РХР, 87ПУ1, 88ПУ1, 91РХР, 98К.
плюс разбитый в 2003 году, один неопознанный и один перекрашенный бывший ООН-новец.

Всего бригада оперировала 22-мя вертолётами Ми-24 разных модификаций.
Разумеется, какая-то часть их техники ушла в африканские миссии ООН (например б/н 18П), но они будут учтены в своём разделе.


11-я бригада армейской авиации

На начало войны располагала внушительным парком нелетающих геликоптеров Ми-24. Начну, пожалуй, с раритетов, коих в дальних углах скопилось множество.

Это уже упоминавшийся Ми-24К б/н 14:




Ещё один Ми-24К из миссий ООН 90-х годов:




«Корректировщик» бортовой номер 12:




Фото неважные, ещё два Ми-24К без номеров:






Радиохимики тоже представлены прилично, на этом фото от 2013 года их сразу два:




У одного перекрасили номер:




Второй ещё в выгоревшем советском трилистнике:




Белоснежный 23РХР пытался прорваться на фронт, даже получил полосы быстрого опознавания:




Ещё два «химика» много лет так и простояли на самой дальней стоянке:






Война ускорила оборот техники. Все полузабытые Ми-24П покинули насиженные места. Некоторые вернулись из капитального ремонта с «родными» номерами:






Другим повезло меньше. Например, этот 04-й в предыдущей жизни был 01-м, что снимался в фильме Феди-кокаина «9-я рота»:






Номер 01 в бригаде уже не присваивают из суеверий – такой борт разбился в Крыму в 2013 году:




Свежеотремонтированные 05, 07 и 30 ранее имели бортовые номера 33, 36, 37:












На июль 2016 года в отстойнике находились не менее 12 вертолётов Ми-24 – уже упоминавшиеся «К» и «РХР», побитый осколками в Краматорске Ми-24П б/н 26 и машины, прибывшие из Кот-д'Ивуар:




Все «поляки» (б/н 02, 17. 19, 24 и 25) на этот момент стояли без лопастей несущего винта.

Исчезли две машины - это Ми-24П б/н 22 и 28 – скорее всего их отправили в ремонт на «Авиакон» под африканские миссии:






Подводя итог по 16-й авиабригаде:
- 5 единиц РХР плюс 5 единиц «К» - явно нежильцы на этом свете;
- пять «поляков» возможно реанимируют;
- UN-473 и UN-474 скорее всего тоже;
- один битый остался в Крыму, один битый на Донбассе попал на кладбище;
- «на крыле» сейчас 03, 04, 05, 07, 27, 30, 34.

Всего полный состав парка авиатехники 16 авиабригады – 26 единиц Ми-24.


7-й полк армейской авиации

Тут всё гораздо запущеннее. До войны в отстойнике находилось 15 единиц Ми-24:






Ещё два стояли отдельно:




Предвоенный боевой состав включал в себя четыре «рептилии» (б/н 180, 181, 182 и 183), два белых Ми-24РХР б/н 21 и 24, два бывших ООН-новца 07П и 09ВП и единственного выходца из Конотопа – 15П.

С весны 2014 года начался активный дерибан кладбища – в действующую армию ушли 29П, 33П и 37П. Чуть позднее к ним неудачно присоединился Ми-24ВП б/н 08. А борт 31П через некоторое время всплыл уже в Африке.

Пытались оживлять ещё одну машину (вроде б/н 17) – но что-то не срослось:




В отстойнике техники были замечены минимум три Ми-24К:








И один Ми-24РХР:




Пополнение было замечено всего из двух бортов – в фирменном конотопском камуфляже Ми-24П б/н 02 и не доехавший до Кот-д'Ивуар UN-474, которого кустарно перекрасили:




Последний доступный спутниковый снимок от августа 2015 даёт число машин в отстойнике - 11 единиц и одна, стоящая отдельно (это, скажем так, техника, не подлежащая ремонту):




За полный состав авиатехники 7-го полка, на мой взгляд, следует принять именно довоенный состав (отстойник и боевой) - 25 единиц Ми-24. «Жиденькое» пополнение взялось не из воздуха – это их же отремонтированная техника.


Вертолёты миссий ООН в Африке

Достаточно запутанная кредитная история, но пытался всё-таки разобраться, что к чему.

В связи с прекращением присутствия укропской авиации в Либерии и Кот-д'Ивуаре в феврале 2016 года техника было возвращена в четвёртый рейх. Два борта (UN-473 и UN-474, с ранними устройствами выпуска ложных тепловых целей АСО под хвостовыми балками), как уже писал выше, оказались в отстойнике в Чернобаевке.

Но один вертолёт, UN-472 более поздних годов выпуска («ловушки» по бокам фюзеляжа), так и не засветился:




Могу предположить, что его сразу отправили на «Авиакон» - готовить в другую ротацию, уже в Конго.

18-й отдельный вертолётный отряд, что сидит в Конго, за время войны провёл две ротации авиатехники.
В декабре 2015 года были заменены машины UNO-881 и UNO-883:






Через год, в декабре 2016 года были заменены сразу три аппарата - UNO-881, UNO-884, бортовой номер последнего в кадр не попал:








Таким образом, в миссиях ООН задействовано, как минимум 7 единиц Ми-24П.

Для верности приплюсуем ещё две белые машины из Брод.


Подводя окончательный итог расследования можно, с определённой долей достоверности, подсчитать наличный парк Ми-24, оставшийся в укропии:

45 единиц – небоевой состав;
22 единицы – 16-я бригада армейской авиации;
26 единиц – 11-я бригада армейской авиации;
25 единиц – 7-й полк армейской авиации;
9 единиц – техника миссий ООН.

В итоге – 127 единиц Ми-24 всех модификаций (кроме Ми-24А).

Суммируя с официозным экспортом (138 единиц) выходим на довольно скучную цифру – 265 машин. Что значительно меньше боевого состава в 1992 году. И подтверждает тезис и подпольной торговле протоукрами военной техникой.

Представляет интерес так же расклад по модификациям. Тут будут некоторые пробелы – нет данных по вертолётам из Александрии, одному из Брод и шести из Нового Калинова:

Ми-24А – 3 единицы;
Ми-24Д – 4 единицы;
Ми-24В – 109 единиц;
Ми-24П – 79 единиц.
Ми-24К – 29 единиц;
Ми-24РХР – 27 единиц;
Ми-24ВП – 5 единиц.

  • 1
(Deleted comment)
Демилиторизовать эту недострану, полностью лишить производства, независимости и посадить на евро-кошт, они же именно этого и хотят. Другое дело, что в укро-шоколадных хлопьях будет меньше шоколада, чем в Словакии, скажем. Но, зато нахаляву и с достоинством"жеманеманш пас сис жур".

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Вся боевая авиации родом из СССР, скакуасы четверть века жили дерибаном советского наследства.

Несостоявшиеся трофеи

Если бы 24.04.2014 войскам не дали бы приказ остановиться, сейчас эта статья проходила бы в рубрике "трофеи войны". Но, видимо, у господ Буркхальтера со товарищи нашлись аргументы посерьезнее.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

вильнаукриана

ставит на памятники боевые вертушки десятками! сделао в изукраине! вертолёты храним на палочках в парках!!!

поэтому ты с дивана пока ссышь вставать, как и в предыдущие 3 года, да?)

(Deleted comment)
Какой разношерстный,отстойный хлам. Еще лет 10 и этой рухляди не будет.

я один заметил,что 318 эскадрилия два раза посчитана?

Ми-24 хороший вертолёт и это показано временем, но вот устаревает... Хорошо что на их замену приходят их аналоги в виде Ми-35М и совершенно новые Ка-52 и Ми-28Н

Ми-6 до сих пор летают?!

На советском наследии летают. Как им не стыдно? Патриотичным украинцам, ненавидящим "советскую оккупацию", достойно будет летать только на украинских вертолётах, а при их неимении - на мётлах и реактивных пердаках.

Что там насчёт лопастей от Мотор Сич? Провалилась афера с капремонтом списанных коррозионных лопастей, взяли за шарики команду Богуслаева? Или опять договорятся с Петей и поделятся акциями предприятия с гарантом и верховным главнокомандующим Украины?

Как Путину не стыдно на немецкой машине ездить? Да и патриотичным россиянам, ненавидящим Америку, достойно будет ездить исключительно на парашных ТАЗах, а при их неимении-на бутылках и чеченских палках.

Как там насчет покупок движков у Мотор-Сича? Сколько еще позорные проститутки будут хунту поддерживать?

ну так значит хунту можно взять голыми руками. Когда в Киев?

А почему они еще на вооружении? По плану десоветизации и декоммунизации все геликоптеры проклятого советского прошлого - на слом и переплавку, в производство давно пора запустить укролеты.

  • 1