?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Опыт боевого применения автомобильных бомб
bmpd


В специальном номере журнала "Экспорт вооружений" опубликована статья Антона Лаврова "Автомобильные бомбы: опыт боевого применения". Наш блог приводит сокращенный вариант данного материала, с полной версией можно ознакомиться на сайте "Перископ.2".

Заминированные автомобили, управляемые смертниками (автобомбы, «шахидмобили», car bomb, SVBIED), не являются изобретением новейшего времени. Но современная война с «Исламским государством» (ИГ) в Ираке и Сирии вывела их применение террористами на совершенно не виданный до того уровень. Сейчас это «высокоточное оружие для бедных», террористический эквивалент «умных» авиабомб и ракет, применяемый массово и доставляющий множество проблем даже хорошо вооруженным противникам.


DFG5PJAXgAIHxNV

"Шахидмобили" "Исламского Государства", захваченные иракскими правительственными силами в Мосуле, июль 2017 года (с) theguardian.com





Распространение влияния ИГ и прочих экстремистских исламистских группировок на другие регионы и страны может привести к тому, что заминированные автомобили со смертниками будут использоваться все чаще. Это требует изучения опыта противодействия им, накопленного в Ираке и Сирии.

Автобомбы до ИГ

Использование припаркованных заминированных автомобилей для терактов давнее явление. Такая тактика регулярно применялась в том числе в Европе различными террористическими и радикальными движениями. Достаточно вспомнить такие страны, как Испания или Великобритания.

Но практика использования совместно заминированных автомобилей и водителей-смертников сравнительно нова. Она практически не встречалась на протяжении всей холодной войны. Первый случай кампании использования заминированных автомобилей со смертниками за рулем относится к гражданской войне в Ливане. Целями атак были военные объекты правительственной армии, Израиля и других иностранных сил. Крупнейшим стало нападение 23 октября 1983 г., когда заминированные автомобили со смертниками одновременно атаковали базу морской пехоты США (241 погибший) и ВДВ Франции (58 погибших). Это привело к выводу из Ливана международных сил и отводу израильских баз из крупных населенных пунктов. Таким образом, были достигнуты серьезные стратегические результаты, что показало эффективность тактики применения автобомб[1].


Все так же "мосульские" изделия ИГ (с) theguardian.com

Вдохновленное этим успехом, тактику смертников на автомобилях переняло движение «Тигры освобождения Тамил-Илама» на Шри-Ланке. Они использовали их как в терактах, направленных против гражданских объектов, так и против правительственных сил. По всей видимости, именно им принадлежит первенство в использовании автобомб как тактического оружия в регулярных боевых действиях. С ударов заминированными машинами под управлением смертников начинались атаки на некоторые базы правительственных сил Шри-Ланки.

С 1994 г. подрывы смертников на автобомбах у израильских военных и гражданских целей взяли на вооружение палестинские группировки, включая «Хамас». Единичные подобные атаки были отмечены также в Турции, Кувейте, Иордании, Аргентине. Но суммарная интенсивность их применения не превышала нескольких случаев в год[2].

Террористическая группировка «Аль-Каида» в 1998 г. громко заявила о себе одновременными ударами грузовиков со смертниками по посольствам США в Кении и Танзании. В этом крупнейшем теракте погибли более 200 и были ранены тысячи местных жителей[3].

  • 1
Ошибка: в Израиле не применялись шахид-мобили ни разу. Наезды были (включая тараны блок-постов бульдозерами), взрывы в общественном транспорте - были. Даже заминированные автомобили были. А вот шахид-мобилей не было.

Вот один пример
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A4%D7%99%D7%92%D7%95%D7%A2_%D7%9E%D7%9B%D7%95%D7%A0%D7%99%D7%AA_%D7%94%D7%AA%D7%95%D7%A4%D7%AA_%D7%91%D7%A2%D7%A4%D7%95%D7%9C%D7%94
А я наблюдал в Иерусалиме еще один, неудачный для арабов.
Машина ехала по Яфо и напротив входа на рынок арабы попытались её взорвать.
Повезло что заряд был тухлый и рванул не сразу, а секунд 20 хлопал и дымил, и только потом даже не взорвался, а пыхнул как подбитый танк. За эти секунды народ успел попрятаться или отбежать так что никто физически не пострадал.
Так что пытались, просто шахид-мобилей имеют свои недостатки (нужно больше взрывчатки и больше шансов что запалят)

Хм... про этот я забыл.
Но обычно, местные террористы предпочитают, при автотеррактах, применять обычные же наезды. Это не намного менее губительно, но зато дает исполнителю шанс побега, дает возможность избежать технической подготовки (т.е. меньше риск превентивного обнаружения), можно использовать стихийных исполнителей.

Террористы последней волны это в вообще промытые одиночки, потому что то у Шабака стукачей много и теракты более сложные они как правило предотвращают еще на стадии подготовки. Но это не касается Газы и других прилегающих территорий, где у террористов нет таких ограничений. Там они вполне могут подготовить шахид мобили любого размера вплоть до грузовиков с зарядом хоть в несколько тонн.

Edited at 2017-07-30 08:18 am (UTC)

Я вполне в курсе.
Но не думаю, что ХАМАСовцы так некомпетентно потратят взрывчатку, начинив ею шахидмобиль.

была одна на Керем-шалом в 2012 вроде....даже успешно взорвалась а бтр к нам проехал но ничего не нашёл, а тут и кобра подоспела

Edited at 2017-07-29 03:05 pm (UTC)

Тогда был шахид грузовик и непонятно был ли в нем шахид или арабы его просто к забору подогнали, а потом взорвали. Но если был шахид значит тоже случай и, хорошо, что он у них был такой один, ибо бтр пока его не прибили успел поездить по нашей стороне и мог теоретически быть еще одиним шахид-мобилем. Вобщем исходить надо из того что если их раньше почти не было, то в будут.

  • 1