bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Categories:

Вертолеты Ми-8 и Ми-24 в Киргизии

Оригинал взят у коллеги kloch4 в Аттракцион невиданной щедрости





Царьки, захватившие власть в бывших республиках СССР после его распада совершенно не думали о будущем подмандатных территорий. Зачем морочить себе голову, когда бабло и так само течёт в карман? В этом смысле Киргизия не исключение. Но тема этой статьи не история банановых республик, а только их вертолётная военная авиация.

В 1992 году военно-воздушных частей с Ми-24 там не было – только 784-й учебный вертолётный полк 5-х Центральных курсов подготовки и усовершенствования авиационных кадров. Задачи были специфические – обучение иностранцев, соответственно всё это дело было сугубо центрального подчинения.

Конечно, странно – в нищей стране иметь такую фабрику по зарабатыванию грошей и в одночасье от всего отказаться. Но баи реально опасались за свою власть – именно военные могли одной левой сковырнуть любого зарвавшегося сатрапа, тем более, что в учебных центрах служили преимущественно славяне.





Так или иначе, всё осталось в прошлом. Сколько у них было мачасти доподлинно не известно. Один источник говорит, что по 20 единиц Ми-8 и Ми-24, в другом написано про 11 оставшихся там «крокодилов», третий сообщает об «около 50-ти Ми-8 и Ми-24». Аэродром «Фрунзе-1» совсем небольшой, больше 40 машин там трудно разместить – так что эта цифра вполне достоверна. Было сообщение, что долю учебной матчасти всё-таки вывезли в Россию. Про эвакуацию вертолётов есть большие сомнения – даже для бывших первых секретарей компартий они представляли определённую ценность. Как товар на продажу.

90-е и начало 2000-х окутаны мраком. Страна погрузилась в полный хаос и нищету, один за другим были дворцовые перевороты.
Первый раз их Ми-24 засветились со скандалом. В 2000-м году оружейные бароны решили провернуть афёру – два борта продать в обход санкций ООН в Либерию, где в это время шла гражданская война. Интересно, что транзитом была выбрана Словакия – там машины были отремонтированы, одна успела проскочить, другую конфисковали. Сейчас этот Ми-24Д находится в авиационном музее в городе Кошице:




Первыми объективными данными можно считать спутниковый снимок из Гугло-мапа – в 2004 году на аэродроме находилось всего 6 единиц Ми-24. Под это дело есть фото без истории, но хорошо коррелирующее:




Среди этих машин 5 оказалось модификации Ми-24ДУ - учебный вариант Ми-24Д с полным дублированием управления вертолётом в передней кабине, но без пулемёта ЯкБ-12,7 в носовой турели:




Такая техника на мировом рынке авиационного секон-хэнда спросом не пользуется.

Один борт был обычный Ми-24Д:




Но к 2009 году один Ми-24ДУ уже пропал, осталось всего пять машин:




На начало 90-х годов в учебном центре были и более современные Ми-24В, единственное доступное фото тех времён с явной привязкой к месту событий:




Куда они делись информация очень противоречивая. В реестре ООН об экспорте вооружений стоит транзакция сразу 15-ти единиц в Индию (!!) в 1995 году. Напёрсточники из американской «правозащитной» организации сообщают, что «правительство Ирана финансировало покупку Суданом в 1994 году четырех вертолетов "Ми-24" из Кыргызстана».

Оставшаяся техника ещё несколько лет прожарилась на пекучем среднеазатском солнце:




Но в 2015 году лопасти были сняты и машины были перемещены на задворки аэродрома – с глаз долой, из сердца вон:




Спутниковый снимок подтверждает, что все пять там.

С началом резкого обострения обстановки в Средней Азии, которое произошло аккурат после вторжения матрасников в несчастный Афганистан, сильные мира сего решили хоть как-то укрепить впавшую в прострацию армию Киргизии, к тому времени совершенно лишившуюся и военной авиации. В условиях сплошных высоченных гор и массы труднодоступных мест без геликоптеров бороться с партизанами там решительно невозможно.

Начались поставки вертолётов – старых проверенных временем советских.
В конце 2016 года Российская федерация подарила 2 Ми-24В, отремонтированных в Питере. Вот по прибытию ещё без бортовых номеров:




Позднее они стали б/н 109 и 110:










В 2016 году их перекрасили, нанесли надписи на англицком языке (видно на первом фото статьи), и дали новые бортовые номера – AF-848 и AF-849:






Но в 2017 году опять вернулись к прежней маркировке:




Что бы дорисовать картину маслом, нужно поведать и о вертолётах Ми-8.

Старая техника учебного центра лихолетий независимости не пережила – потемневшие от времени вертолёты были утилизированы.






Единственный уцелевший борт сейчас выставлен в виде экспоната на въезде на аэродром «Фрунзе-1» - фото старое, в нынешнем виде найти не смог:




Все эксплуатирующиеся сейчас машины модификации Ми-8Мт были подарены США (4 единицы) и Россией (3 единицы) в 2004-2007 годах. Пишут, что техника была капитально отремонтирована, одна машина была старая киргизская, по одной из Казахстана и Украины.




Судя по ряду бортовых номеров (101-107) их всё-таки должно было быть восемь (у Ми-24, как уже говорил, номера 109-110), но что-то не срослось. Было ещё в 2010 году решение стран ОДКБ безвозмездно поставить Кыргызстану 9 единиц Ми-8, но воз и ныне там. В июле 2014 года один борт потерпел крушение в горах:




Таким образом, в боевом составе остаются 6 Ми-8Мт. Пишут, правда, что к 2015 году исправных осталось всего четыре, на спутниковом снимке 2016 года двое уже стояли без лопастей несущего винта. Фото приведу всех – не нашёл, какой именно разбился:














Tags: Индия, Киргизия, Ми-24, Ми-8, Россия, СССР, авиация, вертолеты, военно-техническое сотрудничество, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments