?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Наблюдается утечка летных кадров гражданской авиации России за рубеж
bmpd
Как пишет Елизавета Кузнецова в статье "Перелетчики гражданской авиации", опубликованной в сегодняшнем номере газеты "Коммерсантъ",  российские авиакомпании всерьез обеспокоены утечкой летных кадров в Азию: по данным "Ъ", за последние 2,5 года туда уехали на работу более 300 командиров воздушных судов (КВС) и инструкторов (около 100 из них в Китай), еще 400 человек — в процессе трудоустройства. Основной причиной и в отрасли, и в Минтрансе считают высокий разрыв в зарплатах на фоне слабого рубля. Отток кадров начал сказываться на рынке: нехватку пилотов источник "Ъ" называет одной из причин скандального сокращения полетной программы "ВИМ-Авиа". Не исключено, что для решения проблемы авиакомпании РФ могут опять запросить расширение квоты на наем иностранных пилотов.


KMO_158140_00024_2_t218_225315

(с) Александр Подгорчук / Коммерсантъ






Российские авиакомпании обеспокоены утечкой кадров в Азию, в частности Китай и Корею, рассказали "Ъ" источники в отрасли. По их сведениям, за последние 2,5 года в регион уехало более 300 "наиболее подготовленных пилотов с отличными знаниями английского" — КВС и КВС-инструкторов. Еще порядка 400 пилотов этих категорий — "в процессе оформления документов". По данным "Ъ", утечка затронула, в частности, S7, "Уральские авиалинии", "Волга-Днепр" и "ВИМ-Авиа".

Собеседник "Ъ" замечает, что уход из "ВИМ-Авиа" сразу 12 КВС мог стать одной из причин масштабных сбоев полетной программы (о ней см. "Ъ" от 8 июня). В авиакомпании подтвердили "Ъ", что некоторые пилоты уехали работать в Китай, Индию и Вьетнам. Основная причина оттока, по мнению "ВИМ-Авиа", "имеет экономический характер": в странах Азии государством созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного состава. Здесь нет ограничений и квот для пилотов-иностранцев, лояльная система валидации летного состава, и рекрутинговые агентства подбирают кадры в РФ и других странах.

В Китае в 2016 году насчитывалось 50,5 тыс. пилотов, из них — 25,2 тыс. коммерческих (за год их число выросло на 2,3 тыс. человек). По данным Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тыс. пилотов в год — 111 тыс. человек к 2035 году. В 2016 году в стране было 59 авиакомпаний и 218 аэропортов, их перевозки выросли на 12%, до 488 млн пассажиров, а всего через аэропорты КНР прошло более 1 млрд человек.

Авиакомпании РФ с 2011 года из-за дефицита КВС также боролись за право нанимать иностранных пилотов, и в 2014 году правительство выделило им квоту — до 200 иностранцев в год. Но это совпало со спадом пассажиропотока (в 2015 году — на 1,2%, в 2016-м — на 3,8%) и ослаблением рубля, спрос на работу в РФ упал. У "Аэрофлота" 21 иностранный пилот (18 человек — из Чехии), квота компании — 80 человек.

Источник "Ъ" в одном из зарубежных рекрутинговых агентств, ищущих пилотов для КНР, согласен, что приток летчиков из РФ совпал с падением пассажиропотока и прекращением полетов "Трансаэро" (осень 2015 года), когда из компании было уволено более 10 тыс. человек. По его словам, зарплата пилота в Китае в среднем в четыре раза выше, чем в РФ,— от $17-25 тыс. в месяц. График работы — 80 часов налета в месяц (в РФ — 90), не менее 96 дней отпуска (в России — 70 дней). С 2016 года в Китае упрощена выдача пилотам разрешений на работу, что "лишь стимулирует приход летного состава из России", говорит источник "Ъ". Интерес к россиянам проявляют десять китайских авиакомпаний, основной спрос — на КВС с налетом от 2,5 тыс. часов. Сейчас в КНР порядка 100 российских КВС и инструкторов, еще столько же готовятся к приему на работу.

Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в кулуарах ПМЭФ-2017 рассказал, что в компании есть дефицит российских КВС, и подтвердил, что "пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше".

Авиакомпания уже пять раз увеличивала зарплату, но "больше не видит возможностей для ее роста", поскольку второй пилот получает 320-350 тыс. руб. в месяц, КВС — 470 тыс. руб., а инструктор — более 500 тыс. руб. "Аэрофлот" запросил новую квоту на 40 иностранных пилотов. По данным "Ъ", на 20% выросла зарплата летного состава "Уральских авиалиний" (там отказались от комментариев). В S7 "Ъ" подтвердили наличие проблемы, но "пока только в единичных случаях". В "Волга-Днепр" на запрос "Ъ" не ответили.

В "ВИМ-Авиа" подчеркивают, что иностранные компании не несут затрат на подготовку пилотов, не имеют обязательств по их пенсионному и соцобеспечению по окончании контракта, поэтому предлагают более выгодные условия оплаты труда. Утечка кадров наносит ущерб не только перевозчикам, но и экономике РФ в целом, считают в компании, так как большинство уезжающих получили образование за госсчет, а при работе за рубежом по краткосрочным контрактам не платят отчисления в Пенсионный и другие фонды. Проблему утечки кадров нужно поднять с отраслевого до государственного уровня, говорят в "ВИМ-Авиа".

В Минтрансе "Ъ" подтвердили тенденцию утечки кадров, но заверили, что "проблема гораздо меньшего масштаба". Там согласны, что отток вызван "прежде всего курсовой разницей валют". Предложения для предотвращения ухода пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и скоро "будут представлены на общественное обсуждение". В S7 добавили, что планируют обсудить варианты решения проблемы с участниками отрасли. Пока, по словам источника "Ъ", российские авиавласти лишь формально затрудняют пилотам доступ к работе за рубежом — например, отказываясь подтверждать иностранным компаниям лицензию пилота или предоставлять другие документы, ссылаясь на закон о защите персональных данных.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев говорит, что с открытием рынков необходимо смириться с оттоком персонала или начать реально повышать зарплаты. Эксперт не исключил, что для покрытия дефицита кадров может быть принято решение расширить квоты по найму иностранных КВС.



  • 1
Поведение бляди - не повод становиться блядью.

Вы сожалеете о том что у вас нет такого выбора? Почему разговор о метаниях?
Я заметил что наиболее оголтелые патриоты из тех кто не имеет возможности ни уехать ни влиять на что-либо в стране. Патриотизм как форма принятия.

/// Вы сожалеете о том что у вас нет такого выбора? ///
Обоснуйте нужность такого выбора.

/// Я заметил что наиболее оголтелые патриоты из тех кто не имеет возможности ни уехать ни влиять на что-либо в стране. Патриотизм как форма принятия. ///
Я заметил, что либерда, сталкивающиаяся с непонятным ей поведением, автоматически лепит на него ярлык патриотизма. Слабо при этом представляя, о чем вообще говорит и к чему клонит.
Если хочется поговорить дальше, то привычных загибов лучше избегать и формулировать мысли самостоятельно. Долой клише.

Квалифицированный специалист в рыночной экономике имеет выбор места работы. Наличие выбора это возможность отстаивать свои интересы и собственное достоинство. Вот некоторые из доводов.
Мысли я формирую самостоятельно, придётся принять это как аксиому.
Не понимаю какие мотивы кроме зависти могут двигать людьми, которые с недовольством высказываются о способах устройства другими людьми при том что эти действия не нарушают наших законов.

///// Квалифицированный специалист в рыночной экономике имеет выбор места работы. Наличие выбора это возможность отстаивать свои интересы и собственное достоинство. Вот некоторые из доводов. /////
В нашего квалифицированного специалиста вложены силы и средства совокупной общности людей, именуемых народом, страной. Для того, чтобы один этот специалист имел возможноть быть белой костью и грезить небом, другие люди, в гораздо большем количестве, обязаны не иметь возможности даже осознать этот свой выбор. Существовать просто для того, чтобы обслуживать интересы этого нашего специалиста. По отдельности это будут просто водители, дворники, и еще один дворник, не ставший пилотом. Или ученым. Таких теперь много в столице, прибывших из стран б.СССР. Здесь и сегодня они никто, потому, что единая экономика рухнули и теперь они порознь. И только работая вместе эти люди могли бы создававать эффект синергии - когда многие мелкие части вместе - гораздо больше, чем эти же части по отдельности - создавать тех самых высококвалифицированных специалистов. И создание такого специалиста с нуля выливается в копеечку: его еще с рождения нужно обеспечивать декретом, садиком, школой, институтом, дорогостоящей летной техникой на убой. Ну а наш специалист, считая, что выучили его только папа с мамой, в отсутствии заградительных мер, имитирующих совесть, считает возможным продавать себя тем, кто больше платит.
Ну так как же там с чувством собственного достоинства у людей, подторговывающих правом на эту вот общность? Про родные могилы говорить здесь, думаю, вовсе бессмысленно. Поколения иванов, не помнящих родства, космополитов, штампуются ровными рядами. Эти в отрыве от русских березок пулю в лоб пускать точно не станут. На них ценник ж есть. Сделка публичной оферты совершена, все в шоколаде. А кто не подсуетился - ну неудачник.

//// Мысли я формирую самостоятельно, придётся принять это как аксиому. ////
Заезженные штампы без смысла не использовать - и можно как-то дальше пытаться быть, а не выглядеть.

//// Не понимаю какие мотивы кроме зависти могут двигать людьми, которые с недовольством высказываются о способах устройства другими людьми при том что эти действия не нарушают наших законов. ////
Был такой великий экономист, Михаил Ходорковский, процветавший в эпоху других великих экономистов вроде Березовского. Экономисты эти были характерны тем, что их великий экономический гений резко заканчивался с отрывом от сиськи Родины-мамы, а конкретно - от ее бюджета. Так вот этот просветленный неоднократно сообщал на камеру и в своей чудесной книжке за жись о том, что тщательно следит за тем, чтобы не нарушать российских законов. А за отсутствием соответствующих законов в то время следили специально обученные и расставленные люди.
Им совесть была не указ. Они нефть-матушку называли скважинной жидкостью, гнали ее и не платили за это Родине ни шиша.
Так что не нужно тут на УК, ГПК и пр. На всякий случай живому человеку для принятия решений дается собственная тяма с житейским опытом, охватывающим набор писанных и неписанных правил и аксиом в гораздо большем охвате и интерпретации.

PS: обоснования этого выбора торгануть Родиной для меня в ответе так и не нашел. Вопрос без ответа остался.

PS: кстати говоря, долгое время как бы без ответа остается вопрос, почему же наши вузы все никак не могут вписаться на равных в единое пространство западного диплома? Да вот по этому. Потому, что смысла вваливать массу сил и средств для того, чтобы выучить пилота каким-то там румынам или пиндосам, че-то никак не просматривается.

PPS: вообще чувствую, что пропустил тот момент, когда, говоря образно, русские без туалетной бумаги воевать не мочь стали. Откуда эта волшебная тяга к мягкому очку подогретого унитаза?

  • 1