?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Наблюдается утечка летных кадров гражданской авиации России за рубеж
bmpd
Как пишет Елизавета Кузнецова в статье "Перелетчики гражданской авиации", опубликованной в сегодняшнем номере газеты "Коммерсантъ",  российские авиакомпании всерьез обеспокоены утечкой летных кадров в Азию: по данным "Ъ", за последние 2,5 года туда уехали на работу более 300 командиров воздушных судов (КВС) и инструкторов (около 100 из них в Китай), еще 400 человек — в процессе трудоустройства. Основной причиной и в отрасли, и в Минтрансе считают высокий разрыв в зарплатах на фоне слабого рубля. Отток кадров начал сказываться на рынке: нехватку пилотов источник "Ъ" называет одной из причин скандального сокращения полетной программы "ВИМ-Авиа". Не исключено, что для решения проблемы авиакомпании РФ могут опять запросить расширение квоты на наем иностранных пилотов.


KMO_158140_00024_2_t218_225315

(с) Александр Подгорчук / Коммерсантъ






Российские авиакомпании обеспокоены утечкой кадров в Азию, в частности Китай и Корею, рассказали "Ъ" источники в отрасли. По их сведениям, за последние 2,5 года в регион уехало более 300 "наиболее подготовленных пилотов с отличными знаниями английского" — КВС и КВС-инструкторов. Еще порядка 400 пилотов этих категорий — "в процессе оформления документов". По данным "Ъ", утечка затронула, в частности, S7, "Уральские авиалинии", "Волга-Днепр" и "ВИМ-Авиа".

Собеседник "Ъ" замечает, что уход из "ВИМ-Авиа" сразу 12 КВС мог стать одной из причин масштабных сбоев полетной программы (о ней см. "Ъ" от 8 июня). В авиакомпании подтвердили "Ъ", что некоторые пилоты уехали работать в Китай, Индию и Вьетнам. Основная причина оттока, по мнению "ВИМ-Авиа", "имеет экономический характер": в странах Азии государством созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного состава. Здесь нет ограничений и квот для пилотов-иностранцев, лояльная система валидации летного состава, и рекрутинговые агентства подбирают кадры в РФ и других странах.

В Китае в 2016 году насчитывалось 50,5 тыс. пилотов, из них — 25,2 тыс. коммерческих (за год их число выросло на 2,3 тыс. человек). По данным Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тыс. пилотов в год — 111 тыс. человек к 2035 году. В 2016 году в стране было 59 авиакомпаний и 218 аэропортов, их перевозки выросли на 12%, до 488 млн пассажиров, а всего через аэропорты КНР прошло более 1 млрд человек.

Авиакомпании РФ с 2011 года из-за дефицита КВС также боролись за право нанимать иностранных пилотов, и в 2014 году правительство выделило им квоту — до 200 иностранцев в год. Но это совпало со спадом пассажиропотока (в 2015 году — на 1,2%, в 2016-м — на 3,8%) и ослаблением рубля, спрос на работу в РФ упал. У "Аэрофлота" 21 иностранный пилот (18 человек — из Чехии), квота компании — 80 человек.

Источник "Ъ" в одном из зарубежных рекрутинговых агентств, ищущих пилотов для КНР, согласен, что приток летчиков из РФ совпал с падением пассажиропотока и прекращением полетов "Трансаэро" (осень 2015 года), когда из компании было уволено более 10 тыс. человек. По его словам, зарплата пилота в Китае в среднем в четыре раза выше, чем в РФ,— от $17-25 тыс. в месяц. График работы — 80 часов налета в месяц (в РФ — 90), не менее 96 дней отпуска (в России — 70 дней). С 2016 года в Китае упрощена выдача пилотам разрешений на работу, что "лишь стимулирует приход летного состава из России", говорит источник "Ъ". Интерес к россиянам проявляют десять китайских авиакомпаний, основной спрос — на КВС с налетом от 2,5 тыс. часов. Сейчас в КНР порядка 100 российских КВС и инструкторов, еще столько же готовятся к приему на работу.

Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в кулуарах ПМЭФ-2017 рассказал, что в компании есть дефицит российских КВС, и подтвердил, что "пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше".

Авиакомпания уже пять раз увеличивала зарплату, но "больше не видит возможностей для ее роста", поскольку второй пилот получает 320-350 тыс. руб. в месяц, КВС — 470 тыс. руб., а инструктор — более 500 тыс. руб. "Аэрофлот" запросил новую квоту на 40 иностранных пилотов. По данным "Ъ", на 20% выросла зарплата летного состава "Уральских авиалиний" (там отказались от комментариев). В S7 "Ъ" подтвердили наличие проблемы, но "пока только в единичных случаях". В "Волга-Днепр" на запрос "Ъ" не ответили.

В "ВИМ-Авиа" подчеркивают, что иностранные компании не несут затрат на подготовку пилотов, не имеют обязательств по их пенсионному и соцобеспечению по окончании контракта, поэтому предлагают более выгодные условия оплаты труда. Утечка кадров наносит ущерб не только перевозчикам, но и экономике РФ в целом, считают в компании, так как большинство уезжающих получили образование за госсчет, а при работе за рубежом по краткосрочным контрактам не платят отчисления в Пенсионный и другие фонды. Проблему утечки кадров нужно поднять с отраслевого до государственного уровня, говорят в "ВИМ-Авиа".

В Минтрансе "Ъ" подтвердили тенденцию утечки кадров, но заверили, что "проблема гораздо меньшего масштаба". Там согласны, что отток вызван "прежде всего курсовой разницей валют". Предложения для предотвращения ухода пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и скоро "будут представлены на общественное обсуждение". В S7 добавили, что планируют обсудить варианты решения проблемы с участниками отрасли. Пока, по словам источника "Ъ", российские авиавласти лишь формально затрудняют пилотам доступ к работе за рубежом — например, отказываясь подтверждать иностранным компаниям лицензию пилота или предоставлять другие документы, ссылаясь на закон о защите персональных данных.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев говорит, что с открытием рынков необходимо смириться с оттоком персонала или начать реально повышать зарплаты. Эксперт не исключил, что для покрытия дефицита кадров может быть принято решение расширить квоты по найму иностранных КВС.


Пилоты явно не патриоты.

Edited at 2017-06-09 07:39 am (UTC)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Что то утечки госслужащих и топ менеджеров не наблюдается

Потому что они патриоты.

"....Не исключено, что для решения проблемы авиакомпании РФ могут опять запросить расширение квоты на наем иностранных пилотов..." - т.е. на зарплату иностранным пилотам деньги есть, а на зарплату местным пилотам денег нет? я правильно понимаю?

Не совсем. Опытные пилоты уходят работать за большие деньги, на их место придут те, кого на большие деньге не берут.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
а иностранные пилоты - это таджики что ли? какие еще иностранцы меньше наших получают?

Из статьи

"У "Аэрофлота" 21 иностранный пилот (18 человек — из Чехии)"

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
denokan свалил, например. он там пишет "потомучта_летать_охота", но первопричина я думаю проще - нормальный заработок и отсутствие гемора, ну и климат конечно.

А ещё отсутствие драконовского ВЛЭК, валидация пилотских навыков в виде международных документов и прочие незаметные плюшки.

У нас в доме живёт летун, он тоже грезил свалить с уральских авиалиний в Китай.
Даже не знаю, свалил или нет.

Вот о Китае Денокан как раз плохо отзывался.

Так в чем проблема готовить больше пилотов?
Вот вам несырьевой экспорт образовательных услуг, чо.

Или все инструкторы уехали в Китай, пилотов готовить некому?

У нас коммерческих пилотов теперь можно готовить только в ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. Причём только гражданских. Т.е. ни выпускников военных вызов, ни пилотов завершивших начальное обучение на второго пилота в коммерческих западных учебных заведениях за летчиков не считают. Ну а про частных лётчиков - вообще смешно говорить...

Да ладно... Что крик подняли сейчас? Всегда так было... Маленький пример. Знакомый влюбился в полеты. Парень молодой. Пошел в аэроклуб. Научили летать. Что надо делать у нас? Нужно получать высшее образование. Это 5 лет. Потом ВЛЭК проходит, требования там такие, что не каждый пройдет. Что делает парень? Уезжает на учебу в США, где за полгода проходит курс обучения на 2-х моторных самолетах, после чего идет вторым пилотом на бизнес-джет. Сейчас у него приличный стаж, приличный налет. Думает повышать квалификацию на бобик три топора... У нас же всегда много было пилотов, которые служили в ВВС или ГА СССР, после чего работали в каких то мелких псевдоиностранных компаниях за рубежом. Естественно после работы там решают и остаться работать дальше, но уже с более лучшей оплатой. Тот же Китай сейчас платит пилотам 25 тыс.долларов. Тем более в Китае принята государственная программа по развитию авиации, и самолетов они планируют на свое население в 1,371 миллиарда человек всяко больше чем Россия на свое население в 10 раз меньшее...

В принципе и российские авиакомпании сейчас начали набирать пилотов и бортпроводников. Так что возникла конкуренция, что и вызвало статью в коммерсанте.

Бывшие военносужащие ВВС ,в основном летно-подьемный состав,начали -искать лучшей доли- в США и Канаде году эдак в 1995.

А утром они проснулись.

Моряки ,особенно из Мурманского и Дальневосточного пароходств лет 25 бегут по этому фарватеру.В погоне за долларом.Первое агентство -Мореход- было организовано в Мурманске в 1992 году.Рижане свое LAPA организовали в 1989 году.Таллинский BGI в 1990,судовые роли оформляли по началу на крышке портфеля системы -дипломат-,сидя на ступеньках в подьезде.

Просто моряки. Без привязки к пароходству. Заканчивают вузы и вперед, под флаг.

Там не только зарплаты пилотам выше.
Долететь до Японии из Хабаровска стоило около 2000 уе, из китайского города сразу за Амуром - в 3 раза дешевле. В точности цифр не уверен (несколько лет прошло), но разницу помню точно.

чёт ты гонишь - за 15-20 тыщ улететь, что с Хабаровска, что с Пекина в Японию(Токио)

Искусственно организованный дефицит. Денокан на эту тему недавно писал - http://denokan.livejournal.com/171707.html

Не ссыте, пассажире. ЖЖ блоггер denokan, пилот по профессии уже оповестил что Росавиация решила пооблему. На запросы иностранных а/к о подтверждении данных пилотов Росавиация поосто не отвечает ибо это разглашение персональных данных. Так что ое кто устраивалсяно не успел 3строится те все, лососнули тунца. Будут на родине работать до пенсии.

Не будут.Как ужи пролезут в кресла пилотов,на чужих авиалиниях.Чтобы не страдать от ипотеки.

россия пилотоколонка

>"Волга-Днепр"
Кажется пришло время расстреливать менеджеров с конфискацией.
Это ж Русланы!!!

Да давно пора.

Менеджеров не расстреливать, а расстрелять всех скопом, в одном овраге, а семьи под Норильск на поселение: хули там разбираться, они все ворюги, пожировали уже, будет с них. А у пилотов и стюардесс паспорта поотбирать. И платить столько нехуй, чай деды за пайку летали и не пиздели - а кто пиздел, тот быстро пайку менял, с пилотской на лагерную, без бухла, зато с черняшкой. Вот и с этими так надо. Чтоб, бляди, жопой чуяли любовь родины...

Обратно, конструктора и производственники вообще в корягу охуели со своими запросами и нытьем. Собрать всех в шарашки, раз-два по роже с хрустом и нехай вкалывают от звонка до звонка, там на каждого Главного уже по три пожизненных за сотрудничество с иностранными разведками можно вешать после 90-00-х. Одного яйцеголового в расход пустить по телеку в прямом эфире - остальные забегают как я тте дам! И каждый квартал, кто норму по изобретениям не сдал, кто сроки сорвал - так в расход его, паскуду! Вот тогда у нас самолеты будут, а не говно летучее, "Мрии" на поток поставим и "Спирали" с них запускать начнем уже со следующего года. А тут. Отток-приток, придумают же хуету, журналюшки пробитые.

Порядок должен быть. Верно я говорю?