Как пишут Александра Джорджевич и Иван Сафронов в статье "Космическому контракту не подходят двигатели", опубликованную газетой "Коммерсантъ", днепропетровский завод "Южмаш" объявил о подписании контракта на поставку дочерней структуре российской группы компаний S7 ракет "Зенит" [наш блог уже сообщал об этом]. Соглашением предусмотрено создание 12 носителей, которые, как говорят на предприятии, будут использоваться как для пусков из акватории Тихого океана (проект Sea Launch), так и с космодрома Байконур (Land Launch). Проблема в том, что на "Зениты" устанавливаются российские ракетные двигатели, но в "Роскосмосе" утверждают: никаких обязательств поставлять их на Украину у них нет. И как инвестор будет выходить из ситуации, неизвестно.
О заключении контракта между S7 Sea Launch Limited и "Южмашем" сообщил ТАСС. Ссылаясь на представителей завода, агентство передало, что соглашение было подписано 28 апреля, по его условиям "Южмаш" должен поставить 12 "Зенитов" для исследования и использования космоса в мирных целях в рамках международных программ Sea Launch и Land Launch. "Подписанием этого контракта сделан большой шаг в преодолении глубокого кризиса, в котором пребывал "Южмаш" начиная с 2013 года и который стал следствием обвального сокращения объемов производства",— сообщает завод. По данным агентства, фактически процесс уже начат: в производстве находятся две ракеты модификаций "Зенит-3SL" и "Зенит-3SLБ". Сумму сделки стороны не раскрыли.
Напомним, производство "Зенитов" на "Южмаше" было приостановлено в 2014 году из-за разрыва промышленной кооперации между Москвой и Киевом после вхождения Крыма в состав РФ. Дело в том, что платформа Odyssey в Тихом океане была спроектирована исключительно под украинские носители, на которые устанавливались российские двигатели РД-171. С 2014 года они в Днепропетровск не передавались. В 2016 году проект Sea Launch, принадлежавший Energia Overseas Limited (дочерняя структура РКК "Энергия"), был продан российскому инвестору в лице S7 Group. Предметом сделки стали плавучая платформа Odyssey, корабль Sea Launch Commander, наземное оборудование в порту Лонг-Бич (Калифорния), а также товарный знак Sea Launch. Группа инвестировала в проект более $160 млн, планируя осуществить за 15 лет около 70 пусков. Совладелец группы Владислав Филев после подписания контракта обещал, что украинский носитель остается главным для проекта: "Следующие 15-20 запусков, надеюсь, будут с "Зенитом"".
Новости о возобновлении производства ракет на "Южмаше" в России восприняли скептически. "Проще им полететь на метле, чем на ракете без российских двигателей",— заявил гендиректор РКК "Энергия" Владимир Солнцев (цитата по "Интерфаксу"). В госкорпорации "Роскосмос" "Ъ" сообщили, что у них нет обязательств поставлять ракетные двигатели на Украину, а у той, по мнению российской стороны, сегодня нет возможностей для производства ракет: "Когда выпадаешь из производственной цепочки, твое место со временем занимают другие, то же самое происходит и в ракетно-космической отрасли".
В S7 Group от комментариев "Ъ" отказались. Топ-менеджер одного из предприятий космической промышленности говорит: заключение контракта S7 с "Южмашем" продиктовано желанием господина Филева как можно скорее начать пусковую кампанию проекта Sea Launch. По его словам, ресурс платформы Odyssey позволит осуществлять вывод полезной нагрузки на орбиту еще 15-20 лет, но разработка российского носителя "Союз-5" и адаптация под него инфраструктуры займут около пяти лет. "Инвестор просто не захотел ждать, но, как теперь он будет выкручиваться из ситуации, не очень понятно".
Ранее сообщалось, что возобновление запусков с плавучего космодрома намечено уже на 2018 год. Однако точных прогнозов делать никто в отрасли не берется.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →