?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Интервью с директором и главным конструктором ЗАО "Эникс" Валерием Побежимовым
bmpd
Казанское издание "БИЗНЕС Online" опубликовало весьма интересное интервью "Валерий Побежимов: «Шойгу – это сибиряк, что вы! Он всех вытащит и всех победит»" с директором и главным конструктором ЗАО "Эникс" Валерием Побежимовым. Наш блог приводит текст данной беседы (в сокращенном виде).

Валерий Побежимов  (с) Сергей Елагин / БИЗНЕС Online


«САМИ ДЕЛАЕМ ЭЛЕКТРОНИКУ, ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ И ДВИГАТЕЛИ»
— Валерий Николаевич, что означает название вашего предприятия — «Эникс»?
— Когда создавали кооператив и выбирали ему название, нам хотелось что-то типа «Феникса», но «Фениксов» слишком много, поэтому назвали «Эникс»: эксперименты, новые идеи, кооперация, сотрудничество.
— Какие самые свежие новости у «Эникса»?
— Самая хорошая новость — это то, что наше изделие «Элерон 10» принято на вооружение, а «Элерон-3СВ» и мишень «Е95» находятся на снабжении и проходят войсковые испытания.
— «Эникс» все делает сам — от разработки до производства?
— От идеи до реального воплощения, обучения и обслуживания новой техники. Полный цикл. У нас есть сборочные цеха, станки и с ЧПУ, и те, которые делают платы. Мы же сами делаем электронику, различные катапульты, летательные аппараты и реактивные двигатели.
— Импортные комплектующие, наверное, все-таки есть?
— Конечно, ведь по многим позициям отечественных комплектующих просто нет. Если говорить про элементную базу, то импортными являются хорошо отобранные датчики, которые у нас проходят специальные виды испытаний. А материалы все российские. Для двигателей мы используем «жаропрочку», правда, остался только один цех на Урале, который ее делает.
— Чье программное обеспечение на ваших изделиях?
— Программное обеспечение полностью наше собственное! У «Эникса» много ноу-хау в этом вопросе, за которым многие охотятся.
— То есть «задурить мозги» вашим беспилотникам со стороны не смогут?
— Нет, ведь при госприемке они проходят самые различные испытания, например на помехоустойчивость. Создаются такие страшные помехи, которые не всякий аппарат выдержит. Естественно, «мозги» защищены, продублированы некоторые датчики. К примеру, при отказе спутниковой системы навигации аппарат у себя в «мозгах» имеет собственную систему навигации: он знает, где находится, как ему вернуться обратно, постоянно анализирует свое «самочувствие».
— Можно ли беспилотники сделать невидимыми для оружия? (Зуфар М.)
— Применяются технологии, чтобы аппарат был менее заметен в каком-то диапазоне волн. Но дело в том, что сегодня ПВО видит практически всё. И противодействие есть. Но для того и проходят испытания, чтобы проверить, пройдет борт или нет, может он «воевать» или нет. Наши аппараты могут летать абсолютно автономно, выполнять любые поставленные задачи — без спутников, без радиоканалов. Наиболее заметным беспилотник становится, когда он включил свою аппаратуру. Сами понимаете, для радиоразведки понятно, где он находится и что делает.
«ТЕ, КТО НАШЕЛ СЕБЕ МЕСТО НА ШИНОМОНТАЖЕ, НА ПРОИЗВОДСТВО УЖЕ НЕ ПРИДУТ»
— Читал, что в 2014 году выручка вашего предприятия составила 405 миллионов рублей, а чистая прибыль увеличилась с 7,7 миллиона до 88,7 миллиона рублей. А вот данных о 2015 и 2016 годах не нашел. Дела идут так же хорошо? (Николаев Иван Петрович)
— К 2016 году все показатели значительно увеличились. Казалось бы, можно и больше заказов взять, но на самом деле это не так, ведь заказы надо выполнять в срок. Самое главное — это не попасть в черный список предприятий, которые не могут выполнить заказ. А таких компаний очень много.
— Сколько человек работает у вас?
— Уже два года численность держится на уровне 180–200 человек, средний возраст сотрудников — около 40–45 лет. Молодежь приходит, конечно, но ее еще очень много учить надо — минимум года три-четыре.
— Наверное, чтобы выполнять еще бóльшие заказы, надо расширять производство — и материально-техническую базу, и штат?
— Теоретически так и надо бы поступать, но где набрать людей?
— А если бросить клич по России?
— Наши объявления о приеме на работу везде есть. Но те специалисты, которые нашли себе место на рынке или в шиномонтаже, на производство уже не придут, они уже не могут работать в коллективе и по расписанию.
— Если такой напряг с кадрами, вы не пробовали с техническими вузами совместно разработать программу подготовки нужных вам специалистов?
— Еще в 90-х годах мы пытались с Казанским авиационным институтом такую работу сделать. Они нам сказали: вы нам дайте установку, как готовить инженеров, напишите программу, и мы по этой программе будем их готовить. Но так, наверное, не получится. Готовить надо по той программе, по которой в свое время готовили меня и моих сокурсников. Вот та программа была правильная: это и философия, и история, и физика, и математика, а не менеджмент какой-то...
— То есть просто нужны базовые предметы?
— Конечно! И надо учитывать, что эти тестовые экзамены в школах никому ничего не дают. В мое время преподаватели были просто шикарные! Они учили скрупулезно, от души. Был понятен принцип, для чего ты изучаешь и что это такое.
— Но ведь, наверное, не только в преподавателях дело, но и в студентах? У них мотивации нет идти на производство.
— Да, у нас сегодня получается, что только артисты — самые востребованные люди... Помните, в 90-е годы была мода на подготовку бухгалтеров и менеджеров? Их наделали, а толку в них нет никакого. Я еще ни одного менеджера не принимал и никогда не приму на работу.
«В РОССИИ У НАС НЕТ КОНКУРЕНТОВ!»
— Почему в России так много компаний, которые пытаются заниматься беспилотной тематикой? Кто является конкурентом «Эникса»? (Дмитрий)
— «Эникс» беспилотниками занимается профессионально с 1982 года — как только образовался отдел перспективных разработок в ОКБ «Сокол». В 80-е годы вообще прекратились заказы от оборонки, на «Соколе» наступили сумерки. А у нас в отделе заказы были — например, порядка 12 миллионов долларов на производство БЛА, который доставляется в район ведения разведки снарядом РСЗО «Смерч». Поэтому главный конструктор «Сокола» предложил нам отделиться и стать самостоятельным предприятием. И с 1988 года коллектив нашего отдела стал производственным кооперативом.
В 1996 году, когда мы закончили работу над заказом, должно было быть продолжение, но более продвинутые молодые москвичи из концерна «Вега» сказали: «Как это так — кооператив выполняет такую сложнейшую работу? Мы сами ее выполним». И продолжение работы они взяли на себя. Естественно, они ничего не выполнили! Естественно, они сожрали деньги — и все! Вот такой у нас конкурент...
— Сколько в России компаний, которые производят БЛА?
— Как только объявляется конкурс, заявляется очень много фирм, а реально показать результат могут две. Как-то на конкурс заявились 26 компаний, а приехали четыре. И после испытаний конкурс выиграл «Эникс».
— Кто в России у вас основной конкурент?
— Да в России у нас нет конкурентов! У нас много тем и для выполнения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. Есть налаженный цикл производства беспилотных летательных аппаратов. У нас два направления — разработка и производство. Причем разработку беспилотников для зарубежных стран, кроме нас, никто не выполняет. Поставки наших мишеней за рубеж с прошлого года увеличились в три раза.
— А за рубежом кого вы считаете конкурентом? Какая страна в производстве беспилотников продвинулась больше?
— В классе дальних беспилотников лидерство держат Соединенные Штаты. А вот в классе «троек» и «десяток» «Эникс» не хуже израильских компаний. Сегодня дальность полета нашего аппарата больше в четыре раза, незаметность в несколько раз меньше, четкость изображения и стабилизация картинки у нас тоже лучше. Тем более что наши аппараты удачно используются и на Северном полюсе. На острове Шпицберген был конкурс, в котором принимали участие наши, американские и израильские аппараты, и все сказали, что наш — лучший.
«АНГЛИЙСКИЙ ЛОРД НАУЧИЛ НАС, КАК НАДО ДЕЛАТЬ»
— У «Эникса» в разработках есть новая продукция?
— Сегодня мы модернизируем мишень. К нам из Англии приезжал один лорд, у которого фирма по изготовлению мишеней для стран НАТО. Мы взяли за основу их мишень, но двигатель там наш — пульсирующий ВРД. Сама мишень мало кому нужна, но этот лорд научил нас, как надо делать: не только производить, но и обслуживать. И сейчас у нас во многих заказах — обслуживание полигонов по требованию заказчика. Заказчики закупают у нас мишень, мы высылаем бригаду, и мишень летает так, как им надо. Одно из самых сложных упражнений мы выполняли в Арабских Эмиратах, когда взлетали четыре наши и четыре арабские мишени и мы должны были организовать групповой полет в определенном порядке. И мы все организовали. Арабам очень понравились наши мишени с пульсирующим двигателем, потому что с поршневым там летать сложно — песок забивается буквально через несколько минут.
— Сколько мишеней вы делаете в год?
— Порядка сотни.
— Сотни на всю Россию не мало? Учебных стрельб мало проводят?
— Так мишени по 10 раз летают, они многоразовые.
— То есть плохо стреляют, не сразу сбивают?
— Нет, просто выполняют несколько действий: надо прицелиться, определить координаты, иногда пускают учебную ракету. Мишени по 40 минут летают по определенной траектории, на определенной высоте. Для моряков она летит 50 метров над поверхностью воды. Зеленодольский судостроительный завод пользуется нашими мишенями, когда сдает катера заказчику.
— Если мишень не сбита, она может вернуться на место?
— Да, конечно.
— Вы сказали, что экспорт мишеней у вас увеличился, а беспилотники за рубеж продаете?
— Мы продаем Рособоронэкспорту, а дальше уж он сам действует.
«ТЕНДЕНЦИЯ — К УМЕНЬШЕНИЮ ГАБАРИТОВ БЕСПИЛОТНИКОВ»
— Ваши бывшие коллеги из ОКБ имени Симонова делают самый большой в России беспилотник. А вы не собираетесь заняться тяжелыми аппаратами? (Тимофеев)
— А зачем? Беспилотник большого веса — это большая ошибка... В 1984 году по беспилотию мы были впереди планеты всей. Представляете, наш аппарат мог пролететь над Израилем туда и обратно, с ним не могли ничего сделать. И этот беспилотник приносил практически всю панораму Израиля, причем очень быстро.
Концепцию развития беспилотия особо менять и нельзя было. Зачем нужен большой беспилотник? Сами понимаете, это цель номер один: как только такой аппарат поднимется в воздух, его видно почти с другой стороны Земли, о его нахождении в воздухе всем известно. И уничтожить его — нет проблем. Всем неприятно, когда большая бандура в воздухе висит...
Фирмы, которые берутся за такие проекты, мало того что, наверное, не понимают, для чего они, самое главное им — сорвать деньги. Большой аппарат — большие деньги. А на самом деле большой беспилотник может стоить даже меньше, чем маленький, потому что аппарат меньших габаритов сделать труднее. Сегодня тенденция — к уменьшению габаритов беспилотников, а не к увеличению. Большой аппарат вынужден летать на большой высоте, чтобы его не сбили. А облачность находится в среднем на высоте 500 метров, значит, аппарат должен летать ниже. Как показывает практика боевых действий, «Элерон» очень трудно заметить. Нам привозили аппараты, у которых по две-три пробоины, но для него это ничего. Да, в Сирии сбили один — попали в аккумулятор, и батарея загорелась.
— Почему же американцы используют большие беспилотники?
— Для разведки и наблюдения большие беспилотники слишком дороги, а вот для выполнения особых боевых задач, которые США выполняют в Афганистане или еще где-то, они могут быть эффективными. Подлетел, обнаружил лидера боевиков и разбомбил его. Для подобных спецопераций большие аппараты необходимы. Но, конечно, в Россию такой аппарат не прилетит — его расстреляют на границе. То есть он может применяться против тех стран, у которых нет ПВО.
— А ваши беспилотники используются только для наблюдения и разведки или и вооружение они могут нести?
- На любой «Элерон» можно повесить гранату, и он сбросит ее туда, куда надо. Но это совершенно ни к чему. Дело в том, что «Элерон» — это и разведчик, и корректировщик огня. Он видит, куда стреляет артиллерия, и корректирует. Артиллерия попадает с 26 километров, и снаряд ее весит 50 килограммов. А что могут сделать 200 граммов, сброшенных с беспилотника?
— Писали, что «Эникс» делает аппарат по схеме «Утка». В чем его главное отличие от «Элеронов»? (Тимур)
— Мы разные делаем — и по продолжительности полета, и по качественным характеристикам. Есть у нас схема «Тандем», которую, видимо, скоро все будут применять, поскольку она более компактного укладывания: в определенный объем можно уложить самый маленький аппарат, который будет выполнять задачу. В дальнейшем мы будем их модернизировать для Российской армии.
— Правда ли, что беспилотники «Эникса» использовались в Сирии? Где еще они были? (Эрик)
— По-видимому, в Сирии они были. Скорее всего, и в Чечне наши беспилотники использовались, и в Грузии, когда там были боевые действия. Мы же сдаем беспилотники заказчику, а уж где он их применяет, не знаем.
— Сколько в среднем стоит беспилотник?
— Есть цена всего комплекса, в который входят два беспилотника, запасные части, электростанция и станция для зарядки батарей, палатка. Такой комплекс стоит порядка 12–14 миллионов рублей.
«В США ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАПРЕТИЛИ БЕСПИЛОТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»
— Как думаете, в итоге вся военная авиация станет беспилотной или человек — все-таки необходимый элемент? (Хайруллин Д.)
— Невозможно заменить человека, ведь связь с беспилотным аппаратом в любой момент может быть потеряна по внешним причинам — сегодня идет мощнейшая электронная борьба. И неизвестно, как самолет сам сообразит, что будет делать. Чем хороша баллистическая ракета? Точно нацелились и выбросили из пушки снаряд, и он летит. А беспилотный аппарат может не выполнить слишком большую задачу, возложенную на него. Беспилотным может быть какой-нибудь наземный транспорт, который доставляет груз по определенному маршруту.
— А пассажирский транспорт может быть беспилотным?
— Психологически доверить жизнь электронике, наверное, нечеловечно будет. Речь идет о беспилотных самосвалах, которые ездят по карьеру. В этом случае нет ответственности за человеческую жизнь.
— Но сегодня и комбайны хотят строить беспилотными, и «КАМАЗы». Это реально?
— С любым беспилотником должна быть связь. Представляете, комбайн пошел — и с ним потеряна связь? Или он сам интеллектуал? Сбой может быть в любой программе! То же самое «КАМАЗ». Если машины соприкасаются с людьми, за ними обязательно должен быть контроль. В США, например, на 15 лет вперед законодательно запретили беспилотные автомобили.
— Как считаете, в любой электронике может быть «закладка»?
— Думаю, либо в определенный момент электроника откажет (временная «закладка»), либо по команде откажет. Это запросто!
— Как в таких условиях вообще может существовать экспорт оружия, если никому нельзя верить?
— Времена такие... Не зря же Китай забирает принципы действия высочайших технологий и тут же на их основе делает свое. И мы сегодня так же делаем.
— Если аппарат попадет в руки противника, он сможет его использовать?
— Это невозможно, потому что у него нет станции, кодов доступа к системе управления.
— Вы сталкивались с промышленным шпионажем?
— Сталкивался, конечно... Но мы свои секреты не выдаем.
— Носителей секретов за границу не выпускают. Это к вам относится?
— Недавно с Рустамом Нургалиевичем в Абу-Даби я на выставку ездил... У меня люди за границу ездят, но, конечно, те, кому я доверяю. А остальным просто не разрешаю.
— Выходит, в Турцию отдохнуть они съездить не могут?
— Многих можно отпустить совершенно спокойно, потому что они даже числа Пи не знают (смеется). Такой ничего не расскажет.
«ШОЙГУ — ЭТО СИБИРЯК, ОН ВСЕХ ВЫТАЩИТ И ВСЕХ ПОБЕДИТ...»
— Сегодня одни много ругают Сердюкова — дескать, развалил все, другие говорят, что это именно он заложил техническое переоснащение Российской армии. Что вы думаете по этому поводу? (Аксенов Н.П.)
— Цветочнику доверили нанотехнологии... Хотя никаких нанотехнологий нет, это чисто журналистское понятие.
— Как это — журналистское понятие?! СМИ, как зеркало, только отражают действительность... Так по поводу нано нас обманывают?
— Микроэлектроника или, скажем, физика твердого тела — все это было, все это известно испокон веков. Сейчас почему-то назвали «нано» и валят туда все что попало. А деньги уходят. У них все компании венчурные, которые могут выполнить проект, а могут не выполнить. В таком случае я хоть за производство машины времени могу взяться! В оборонзаказе это, конечно, невозможно. У нас все как положено: заказ надо сдать в срок — и всю документацию, и продукт.
Что касается Сердюкова на посту министра обороны — это, конечно, нонсенс. Ну какой он министр обороны?! Министр обороны, при котором началась война, просто переселялся из одного места в другое... Честно говоря, он даже не понимал, что это такое. Это позорная страница в нашей военной истории.
— Но его все куда-то двигают и двигают!
— Да, вроде он никто, а вдруг в «Вертолетах России» появился... Москвичи — это целая нация, и те, кто туда попадает, друг другу не дают утонуть. Они лезут везде, где есть большие зарплаты.
— Вам довелось с Сердюковым общаться?
— Я с Сердюковым общался на выставках. Это абсолютно бесполезный и никому не нужный человек. Это при нем ввели совершенно идиотскую форму. При нем было очень плохое настроение и в министерстве обороны. Сердюков же начальником генштаба поставил Макарова, к которому у меня была большая неприязнь, потому что тот вдруг решил закупать импортные беспилотники. Ничего хорошего в этих беспилотниках не было.
Понятно, что в Израиле молодцы, у них откаты — это абсолютно официальное явление. У них это называется «продвижение на рынок». Представляете, парнишка приходит и ставит вам на стол портфель с миллионом долларов? И как вы с ним будете разговаривать? Все сразу продвинете... Но как только эти израильские беспилотники начали летать не туда, куда надо... У них же у всех свое задание! Да и я так делал бы, если бы за рубеж продавал. Если бы беспилотник летал рядом с каким-то объектом, интересующим нашу страну, он наплевал бы на задание, которое ему дает оператор, и полетел бы все фотографировать, измерять, а потом передал бы куда надо...
- А как к Шойгу относитесь?
— О, Шойгу — это сибиряк, что вы! Он всех вытащит и всех победит... У него совсем другое отношение к солдату, к офицеру. Это не то что Сердюков, который мог телефон разбить, если тот у кого-то зазвонит не вовремя...
— С военачальниками вам приходится общаться?
— Конечно, общаться мне приходится. Например, с моим земляком — Шамановым. С начальником разведки сухопутных войск Марусиным вместе проводили соревнования и до сих пор общаемся, он приезжает к нам. Это достойные люди. А недостойных вместе с Сердюковым убрали.
— Как оцениваете Дмитрия Рогозина? Он знает толк в современном вооружении?
— Я его оцениваю как высокоинтеллектуального человека. Мы с ним на выставках общались. Но он не по нашему профилю, он считает, что беспилотник — это слишком маленькая штука... Рогозин выполняет более масштабные задачи. Хотя уже известно, что с использованием беспилотия в десятки раз сократился расход артиллерийских снарядов, потому что благодаря беспилотникам пушка становится сверх высокоточной. А если он подсвечивает цель лазером, тогда попадание вообще стопроцентное.



  • 1
он, как коммерсант, обязан хвалить себя (продукцию свою итп), а если ПВО такое крутое, то странно, что от самолетов не отказываются... кмк должен быть выбор инструментов для выполнения нужных задач, а там уж есть место и большим и малым БПЛА.

Ну а чо, каждый кулик свое болото хвалит.

(Deleted comment)

Re: как то так...

-его коллеги в Казани(Сокол) и Москве(Сухой) создают несколько иной БЛА, который может:-

Создают лет 15.Который может только у крашеного сарая стоять на выставке.На хилых ножках из папье маше.

-БЛА-Разведчик-Ретранслятор-Ударник, -

По состоянию на май 2017 только по бюджету ударяет,в правую сторону.5 миллиардов -освоили- и еще требуют.

(Deleted comment)

Re: как то так...

Причины провалов с созданием БЛА тяжелого типа не в уровне финансирования.Несмотря на привлечение известных КБ,квалифицированных высокооплачиваемых специалистов,достижения ограничиваются модельками из папье маше у пластикового сарая.

-мне лично не жалко и 50 000 000 000 рублей, что в пересчете на одного меня 345 рублей-

Вам и нескольких миллиардов долларов на дальнейшую возню с БЛА тяжелого типа не жалко,они ведь не Ваши.
Примерно 95% комплектующих для БЛА системы -Форпост- израильского производства.При попытках замены комплектующих российскими,вес этого БЛА возрастает настолько,что изделие не может двинуться с места.То же и с упомянутым Вами БЛА.

(Deleted comment)

Re: как то так...

-не пиши о том, чего не знаешь, Гуня, твой удел это ослиная ложбинка-

Отсутствие видимых результатов по созданию тяжелго БЛА российскими производителями это Петрушкин секрет.Это всякий знает.

-ты удивишься там 100% комплектующих для БЛА системы -Форпост- израильского производства.-

Так держать!Потому и лупят соколы Хель Хавир хезбаллонов,персов,асадистов без перерывов.

-зачем менять то, за что заплачено? -

И еще будет неоднократно заплачено и проплачено.

Re: как то так...

-соколы Хель Хавир

Ну как же не вспомнить о любимом xDDDDD

  • 1