Плакат с церемонии подписания контракта на закупку для ВВС Польши трех административных самолетов Boeing Business Jet 2 (BBJ2), выполненных в VVIP конфигурации, 31.03.2017 (с) Juliusz Sabak / www.defence24.com
По условиям контракта, один самолет BBJ2 будет поставлен уже 15 ноября 2017 года из числа машин, бывших в эксплуатации. Фактически это будет обычный пассажирский Boeing 737-800NG, который будет частично модифицирован для перевозки VVIP, получив четырехместную кабину "главных пассажиров" и сохранив при этом пассажирский салон на восемь мест бизнес-класса и 120 мест экономического класса.
Два других самолета BBJ2 будут самолетами полностью новой постройки и должны быть поставлены Польше 15 сентября и 15 ноября 2020 года. Предполагается, что эти машины станут последними построенными самолетами серии Boeing 737NG перед полным переходом Boeing на постройку самолетов серии 737МАХ. Данные борта получат четырехместную кабину "главных пассажиров", двухместную отдельную каюту "главного пассажира", а также салон бизнес-класса на 12 мест и салон на 48 мест экономического класса. Кроме того, эти два самолета будут оборудованы отдельной кабиной для отдыха экипажа.
Эти два самолета должны быть оснащены системами правительственной и военной связи, системой госопознавания, навигационной системой TACAN и бортовым комплексом обороны. Дальность полета должна обеспечивать беспосадочный перелет с пассажирами из Варшавы до Нью-Йорка.
Все три самолета поступят на вооружение 1-й транспортной авиационной базы (1 Baza Lotnictwa Transportowego) ВВС Польши в аэропорту Варшавы.
Тендер на закупку трех самолетов "100-местного класса" для перевозки VVIP был объявлен польским министерством национальной обороны 30 августа 2016 года. свои заявки подали четыре участника, но к финалу были допущены только два - сама корпорация Boeing и консорциум польской компании Glomex MS и германской Lufthansa Technik. Однако 9 марта 2017 года польская сторона объявила об аннулировании тендера ввиду невыполнения обеими участниками ценовых параметров, а 10 марта объявила о решении произвести прямую внеконкурсную закупку самолетов непосредственно у Boeing. Три других участника тендера подали протесты в польскую Апелляционную палату, однако Инспекторат вооружения успел подписать контракт с Boeing 31 марта - в последний разрешенный палатой перед рассмотрением этих исков день. Это дает возможность использовать для авансирования закупки уже выделенные в бюджете 2016 года для этой цели упомянутые 540 млн злотых.
Вопрос о приобретении Польшей новых самолетов для правительственных перевозок встал ввиду прекращения использования ранее эксплуатировавшихся для этих задач в ВВС Польши советских самолетов Ту-154М и Як-40, последовавшего за катастрофой польского правительственного Ту-154М под Смоленском 10 апреля 2010 года.
В настоящее время для правительственных перевозок используются два аренддованных с декабря 2013 года у польской авиакомпании LOT самолета Embraer ERJ-170-200 LR.
Помимо закупки трех BBJ2, ранее в ноябре 2016 года был также заключен контракт стоимостью 440 млн злотых (111 млн долл) с General Dynamics Gulfstream Aerospace Corporation на поставку для ВВС Польши двух больших бизнес-джетов Gulfstream G550. Оба самолета новой постройки в восьмиместной конфигурации должны быть поставлены 15 августа 2017 года.